За школу по высшему баллу


Год учителя в нашей области стартовал. 18 января - на несколько дней раньше, чем его всероссийское открытие в Санкт-Петербурге. Но ведь мы живем на Дальнем Востоке, где и солнце восходит раньше, и время бежит быстрее. А значит, все стремительнее будут происходить перемены. Новых подходов требует национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

ГЛАВНОЕ - КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

С Годом учителя у наших педагогов связаны определенные ожидания. Мы понимаем, что это старт, начало серьезной модернизации. Сегодня многое делается для реализации приоритетного национального проекта «Образование», обеспечения комфортных безопасных условий, предоставления доступного и качественного образования в соответствии с целевыми программами, запросами общества и личности.

А каков главный запрос и основной показатель нашей работы? Качество образования. Каждый год мы просим родителей школьников города и области поставить оценку по пятибалльной шкале, и вот какие результаты получили в их анкетах: 41,2 % опрошенных оценили качество и содержание преподавания на «отлично», а 43,9 % поставили оценку «четыре». 80 % родителей удовлетворены получаемым объемом знаний.

В нашей области функционируют 204 образовательных учреждения различных форм, типов и видов, в том числе 28 государственных, 155 муниципальных.
И хотя в целом все образовательные учреждения области обеспечены оборудованием и все больше учителей-предметников использует на уроках информационные технологии и интернет-ресурсы, в то же время в отдельных школах родителей не удовлетворяет качество преподавания таких предметов, как химия, физика, история, английский язык. По результатам опроса проблемными остаются и условия обучения, прежде всего из-за технического состояния зданий, организации питания и медицинского обслуживания, особенно это касается сельских школ.

Мы, конечно, знаем об этих проблемах, пытаемся их решить, и небезуспешно. Внедряются здоровьесберегающие технологии, на федеральном уровне разрабатываются требования к образовательным учреждениям по охране здоровья детей. Будет увеличено количество спортзалов и уроков физкультуры в школе. Уже в этом году мы начнем мониторинг здоровья школьников, для этого разрабатываются паспорта здоровья, в ближайшие два года они будут заведены на каждого ученика.

ТАЛАНТОВ СТАНОВИТСЯ БОЛЬШЕ

Сегодня в 40 % школ области внедрены экспериментальные и инновационные технологии. Для их стимулирования мы выделили трем школам-участницам по 400 тыс. рублей и троим победителям по 600 тыс. рублей. Существенно увеличилось число участников предметных олимпиад, конкурсов, научных конференций. Для одаренных детей предусмотрены стипендии губернатора.

В дальнейшем будет налажено более тесное взаимодействие школ и домов детского творчества, клубов, станций юных техников. В рамках школы для одаренных детей продолжим сотрудничество школ и СВГУ.

На поддержку талантливой молодежи из областного бюджета на 805 тыс. рублей выплачены стипендии студентам, аспирантам, гранты молодым ученым.

ИНВЕСТИЦИИ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Анализ мнений родителей потребовал от органов управления образованием корректировки планов работы, областных и муниципальных целевых программ. На их реализацию (а они касаются таких важных вопросов, как профилактика правонарушений, противодействие злоупотреблению наркотиками, патриотическое воспитание) в прошлом году было за-трачено 60,9 млн. рублей.

Доступное качественное образование обеспечивается и реализацией федеральных целевых программ, в рамках которых в отрасль привлечено 127,9 млн. рублей, из них 115,4 млн. рублей - инвестиции на реконструкцию объектов образования. На эти деньги были реконструированы здания областного детского дома, школ в поселках Армань, Дукат, Эвенск, селах Гижига и Тахтоямск.

Надо отметить, что финансирование отрасли осуществляется системно, в полном объеме и за последний год заметно увеличилось. Средства на реализацию всех мероприятий Года учителя предусмотрены в ре-гиональном бюджете в рамках областной целевой программы «Развитие образования в Магаданской области на 2010 - 2020 годы».

УЧИТЕЛЮ - ПРИОРИТЕТ И ЗАРПЛАТУ

Тут уместно поговорить о том, что новая школа требует нового учителя. Впервые за многие годы на государственном уровне поставлена задача поднять престиж учительской профессии, привлечь в школу молодых, высокообразованных, современных специалистов. Как это сделать? Изменив подходы к системе подготовки и повышения квалификации. Магаданский областной институт повышения квалификации педагогических кадров приступил к внедрению накопительной системы, модульной технологии повышения квалификации. Но возможности получения современных знаний не ограничены - педагог может учиться и во время выезда в другие регионы, и в дистанционной форме. Было бы желание... Но появится ли оно, если молодой специалист в школе получает 8 тыс. рублей? Да его и уговорить-то поехать в районы не удастся. Правда, тут вопрос решается на государственном уровне. И мне очень понравилось предложение министра образования и науки Андрея Фурсенко, высказанное им 19 января на заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Для решения проблемы нехватки кадров в дальневосточных регионах министерство уже в нынешнем году выделит специальные гранты на поддержку лучших выпускников педагогических вузов, желающих там работать. А регионы, в свою очередь, будут обязаны обеспечить молодых специалистов жильем.

На этом вопросе хотелось бы заострить внимание. Мы уже не раз говорили и сейчас предлагаем свою инициативу: в Год учителя - квартиру каждому молодому специалисту! Представьте, какое большое дело можно сделать, если нас поддержат в этом региональные власти. Тогда год пройдет не зря и надолго запомнится добрыми делами.

И еще о зарплате. Сегодня некоторые утверждают, что пару лет назад, до перехода на новую систему оплаты труда, зарплата была больше. Цифры говорят об обратном: средняя зарплата педагогических работников возросла. Введение новой системы оплаты труда с 1 сентября 2009 года позволило увеличить среднюю зарплату учителей на 4,8 %. Также их ждут надбавки по итогам учебного года при хороших результатах работы. И уже в два раза увеличены выплаты на книгоиздательскую продукцию - теперь на подписку, приобретение методической литературы учителю выделяют 200 рублей в месяц, а в год получаются солидные средства. Предусмотрено и увеличение премий участникам конкурсов, которых станет больше. В целом все образовательные учреждения области обеспечены оборудованием.

В этом году запланировано введение новой системы оплаты труда в муниципальных дошкольных образовательных и учреждениях дополнительного образования детей.

ДЕТСКИХ САДОВ СТАНЕТ БОЛЬШЕ

Есть еще один показатель нашей работы - охват детей дошкольным образованием. На территории области он неплохой, выше среднероссийского - 77,6 % детей в возрасте от одного года до семи лет посещают дошкольные учреждения.

Сегодня на территории области работают 52 детских дошкольных образовательных учреждения.

С 1 сентября были открыты до-школьные группы в поселках Мяунджа и Карамкен. Для 85 % детей, не посещающих детские учреждения, была проведена подготовка к школе в целях обеспечения равных стартовых условий при получении образования.

С ростом рождаемости число таких детей не уменьшается, и мы решили пойти путем интеграции школы и детского сада.

В этом году откроем дошкольную группу в селе Балаганное, за-планирована реконструкция здания бывшего детского сада № 4 в Магадане на 110 мест.
А в школах как раз наоборот - сокращается и количество школ, и численность учащихся. К сожалению, это вызывает рост неэффективных расходов. И если наполняемость классов немного растет в городских школах, то в сельских и поселковых пока положительной тенденции нет, хотя в целом мы отмечаем, что в 2009 году по сравнению с 2007-м темпы сокращения контингента школьников уменьшились в два раза. И тут мы идем по пути оптимизации школ - в этом году она продолжится в Тенькин-ском районе и Магадане.

ВПЕРЕДИ - БОЛЬШАЯ РАБОТА

Год учителя стартовал, он станет годом начала реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Суть концепции заключается в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни. И как подчеркивал Президент России Д. А. Медведев: «Задача общества и государства - повышать престиж учительской деятельности. Это сложная задача, но мы ею занимаемся и будем заниматься».

В числе наших приоритетов - привлечение в школу молодых педагогов. Школы должны наполниться энергией молодых - с этим не поспоришь. Потому продолжается работа по развитию научной деятельности, предусмотрены средства на поддержку молодых талантов.

Для развития учительского потенциала разрабатываются новые модели повышения квалификации.

Образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривает переход на новые федеральные государственные стандарты, в них появились требования к условиям обучения, которые следует обеспечить для повышения качества образования. В первой половине 2010 года завершится разработка стандарта для основной и старшей школы.

В рамках нацпроекта «Образование» отработаны модели базовых школ, школ третьей ступени с профильным обучением, социокультурных комплексов. В этом году предстоит нормативно закрепить их существование и обеспечить развитие, что невозможно сделать без перехода к нормативно-подушевому финансированию и новой системе оплаты труда.

Особое внимание мы будем уделять дальнейшей оптимизации сети образовательных учреждений области и содержания образования, информатизации и переоснащению, реализации инновационных проектов - всему тому, что ведет к качественному обучению.

Татьяна ИСАЕВА,
начальник Департамента образования
администрации Магаданской области.








Колымские колонки