В Магаданской области внедряется федеральный государственный образовательный стандарт общего и профессионального образования. Эта работа началась с 2010-2011 учебного года. Сегодня дошкольные организации полностью перешли на ФГОС. Это обеспечивает преемственность дошкольного и школьного образования. Частично сделан переход на федеральные стандарты в общеобразовательных школах и организациях профессионального образования.
О том, как идет реформирование этой системы в Магаданской области, на ежегодном областном педагогическом совещании рассказала министр образования и молодежной политики региона Анжела Шурхно.
В Магаданской области успешно внедряется федеральный государственный образовательный стандарт общего и профессионального образования.
Эта работа началась с 2010-2011 учебного года. Дошкольные организации стали первой обязательной ступенью образования три года назад. Сегодня они полностью перешли на ФГОС. Это обеспечивает преемственность дошкольного и школьного образования.
В детских садах создана многофункциональная среда, направленная на раскрытие индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, активности. Она позволяет плавно переходить на следующий уровень обучения. Идет работа над созданием центров активности в каждой группе детсада, развитием альтернативных форм дошкольного образования.
Вместе с тем регион нуждается в привлечении молодых специалистов в эту сферу. Средний возраст воспитателей в Магаданской области - 45-55 лет. Вскоре может начаться их массовый уход на пенсию. Особенно сложна ситуация в сельской местности. С другой стороны, педагогам нужно помогать учиться использовать новые технологии, менять подход к воспитанию и обучению.
С 2014-2015 учебного года на ФГОС перешли все начальные школы, и больше 90 % учителей младших классов уже прошли курсы повышения квалификации для такой работы.
С 2013-2014 учебного года в Магаданской области вводят ФГОС основного общего образования, определено пять экспериментальных площадок по опережающему введению госстандартов в 5-х классах (гимназия № 13, гимназия № 24, СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 4 г. Магадана, СОШ п. Ола, СОШ №1 п. Палатка). В конце прошлого учебного года доля школ в регионе, работающих по ФГОС начального и общего образования, достигла 42,8 %.
В наступившем учебном году на ФГОС общего образования перешли все ученики 5-6 классов, в экспериментальном режиме - учащиеся 7 классов в шести школах, учащиеся 8 классов - в пяти учреждениях, где работают экспериментальные площадки.
Переход на ФГОС среднего профессионального образования в регионе начался в 2014 году. А с 2015 изменились стандарты подготовки квалифицированных рабочих (служащих): восстановлены сроки подготовки до 2 лет 10 месяцев, введено право использовать вариативную часть на увеличение часов производственной практики. Минтруда и социальной защиты РФ утвердили список 50 самых востребованных новых и перспективных профессий. По поручению Президента РФ, к 2020 году подготовка по ним должна соответствовать мировым стандартам. Это требует обновления материально-технической базы. На Колыме это делают в рамках подпрограмм «Развитие среднего профессионального образования» и «Кадры Магаданской области», программ развития учреждений и за счет привлечения внебюджетных средств. В 2015 году на это выделено больше 93 млн. рублей, из них больше 6 млн. - внебюджетных.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС ведет учебно-методический центр профобразования. В 2015-2016 учебном году на базе ИПК ПК повысили квалификацию 52% мастеров производственного обучения, 40% преподавателей и 47% руководящих работников.
Значимым для Колымы событием стало участие студентов организаций профобучения в чемпионатах WorldSkills. Ежегодно растет качество подготовки и количество наших участников. В 2013 году они были представлены в одной компетенции, в 2016 – в шести и получили две серебряные и одну бронзовые медали.
Но при реализации ФГОС СПО сохраняется разрыв между образовательными стандартами в школах и организациях профобразования. С сентября 2015 года в рамках среднего профобразования должны быть обеспечены стандарты среднего общего образования. При этом в 2015-2016 учебном году в школах ФГОС полностью внедрены только в 5-х классах. Выпускники 9-11 классов, пришедшие в профессиональную образовательную организацию, не имеют некоторых навыков освоения программ среднего общего образования в соответствии с ФГОС.
А уже в 2018 году систему профессионального образования снова ожидают перемены: внедрение стандартов 4 поколения, которые изменят содержание и условия подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Наконец, с 1 сентября 2016 года началось введение ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь все образовательные организации обязаны создать условия для обучения детей с ОВЗ и инвалидов. Для этого нужно менять систему работы психолого-медико-педагогических комиссий, разумеется, при тесном взаимодействии образовательных организаций с «Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции».
Министерство образования и молодежной политики магаданской области утвердило региональный План действий на 2015-2020 годы, муниципальными органами управления образования разработаны мероприятия по обеспечению условий обучения детей с ОВЗ, ведется работа по нормативно-правовому и организационно-методическому обеспечению внедрения ФГОС для детей с ОВЗ, и по повышению квалификации специалистов.
Для расширения межрегионального сотрудничества педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, в апреле 2016 года проведен Дальневосточный межрегиональный семинар-совещание «Школа доступного образования: новый взгляд».
В 2015-2016 учебном году в МОЦО №1 организована региональная инновационная площадка по апробации ФГОС для учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). Все педагоги учреждения повысили квалификацию. Полностью подготовились к введению ФГОС ОВЗ образовательные учреждения Ольского, Сусуманского, Хасынского, Ягоднинского и Омсукчанского городских округов. Работу в школах Магадана необходимо активизировать.
С 2010 года в регионе действует новая модель повышения квалификации, в рамках которой педагог может спроектировать индивидуально-образовательный маршрут. Разработано 196 программ обучения, которые ежегодно адаптируются к потребностям области.
Спрос на образовательные услуги растет. Если в 2011 году квалификацию повысили 215 педагогов начальной школы и системы профобразования, то только в первой половине 2016 года - 1183 педагога, 90,7 % обучено по ФГОС.
В штатном режиме прошел Единый государственный экзамен. В 2016 году ЕГЭ сдавали 969 человек, не смогли преодолеть минимальный порог для получения аттестата по обязательным предметам 2,4% участников (20 человек), в прошлом году таких было 2,6% (26 человек).
Для проведения ЕГЭ было задействовано 19 пунктов проведения экзаменов. Видеонаблюдением в 2016 году были охвачены все аудитории (в 2015 - 86%). По решению Государственной экзаменационной комиссии Магаданской области впервые использовались средства подавления сигналов мобильной связи. Доля пунктов приема экзаменов, оборудованных такими системами составила 94,4% от общего количества.
Средний тестовый балл по ряду предметов на ЕГЭ в 21016 году стал выше, это касается русского и английского языков, математики профильного уровня, информатики и ИКТ, истории, географии. Сократилась доля выпускников, не преодолевших минимальный порог по ЕГЭ. Меньше стало учащихся, не сдавших экзамен по математике базового уровня: в прошлом году их было с 3,15% , в текущем 1,9%. Средний балл участников составил 4,0 против 3,8 в 2015 году. На 7% больше учащихся получили «отлично» (с 22% в 2015 г. до 29% в 2016 г.). С медалью «За особые успехи в учении» окончили школу 89 выпускников.
Но задача повышения качества математического образования остается. Дело в том, что средний балл обучающихся по математике в регионе самый низкий среди других предметов.
Поэтому нужно совершенствовать механизмы обеспечения готовности образовательных организаций к реализации ФГОС основного общего и среднего общего образования; создать условия, в том числе материально-технические, для реализации ФГОС основного общего и введения ФГОС среднего общего образования.
Мы считаем, что нужно расширить роль родителей, управляющих советов и социальных партнеров школ при формировании основной образовательной программы; вовлекать родителей в образовательные события, конкурсы исследовательских и социальных проектов. Система образования должна совершенствовать механизмы внеурочной деятельности в основной школе, интеграции основного и дополнительного образования.
В свою очередь, для повышения качества образования мы продолжим работу по повышению качества образования с учетом региональной и муниципальной «дорожных карт». В ближайшее время мы должны начать внедрение индивидуальных маршрутов, применение электронного обучения и дистанционных технологий; разработать план мероприятий по повышению квалификации педагогов, чьи ученики показали низкие результаты на ЕГЭ, особенно учителей истории, обществознания и математики, усилить внутришкольный мониторинг качества образования и достижений каждого обучающегося.
Остается много проблем, связанных с качественным обновлением образования. Это и переоснащение современным учебным оборудованием образовательных организаций, и обновление их инфраструктуры, и внедрение новых педагогических методик. Но все наши усилия должны быть подчинены созданию современных условий для воспитания и обучения детей и повышению качества регионального образования, которым всегда гордилась колымская земля.