Сергей Васильевич, в чем принципиальные отличия работы органов местного самоуправления в статусе округа и района?
Отличия принципиальные. Та напряжённость окружного бюджета, которая является ограничивающим фактором, во многом создалась в рамках действия прежней территориальной системы органов местного самоуправления, когда не хватало нужных специалистов, не было полного контроля и учета за эффективностью расходования бюджетных средств. Поэтому возникла значительная кредиторская задолженность.
Сегодня округа являются полными правопреемниками всех ранее действующих муниципальных образований, и они приняли все их долги. И когда бюджет находится в городском округе, и есть собрание представителей, которые контролируют и формируют направление его расходов, эта работа идет более результативно. Все остальные услуги, которые оказывались населению, остались в то же объеме. В плане их доступности тоже ничего не изменилось.
В целом это изменение управленческо-административной структуры организации местного самоуправления дает позитивный эффект, пусть и не сразу. Но когда положение с бюджетом начнет выравниваться, управлять хозяйственным циклом округа можно будет более точечно и целенаправленно. При старой системе долги продолжали бы расти, и местный бюджет был бы ограничен в возможностях направлять средства на развитие инфраструктуры района.
Какие вопросы поднимают на встречах жители Среднеканского округа?
Мы говорили об обеспеченности кадрами и мерах стимулирования привлечения молодых специалистов. Также мы обсуждали проблемы транспортного обслуживания, состояние федеральной автодороги «Колыма». Там идут ремонтные работы, в целом ее состояние удовлетворительное, но есть очень запыленные участки, что небезопасно для движения автотранспорта. Запыленность многих беспокоит, потому что люди живут вдоль этой трассы, вопрос требует срочного решения.
Поднимались социально-чувствительные вопросы, связанные с капремонтами жилфонда, тарифами на жилищно-коммунальные услуги. В течение 2-3 лет вопросы снижения тарифов на электроэнергию для ДФО должны быть решены. Соответствующие поручения Президентом страны даны, вопросом выравнивания тарифов до среднероссийских занимается Минвостокразвития, проект закона подготовлен и внесен в Госдуму, и новый ее состав включит его в программу работы на год.
Люди интересуются мерами поддержки коренных малочисленных народов Севера. Мы проинформировали местное Собрание представителей об изменениях в областном законе об оленеводстве, который их расширяет. Сегодня в округе больше нет такой отрасли, но, может быть, кто-то изъявит желание ее возродить.
Мы говорили о бюджетной обеспеченности городского округа, поступлений в доходную часть, сегодня там значительна просроченная кредиторская задолженность, и мы будем искать возможности снизить эту нагрузку.
С какими отраслями вы связываете перспективы Среднеканского округа?
Среднеканский округ – в первую очередь аграрный, и один из вопросов, который волнует жителей, - это изъятие неиспользуемых земель сельхозназначения и включение их в оборот. Сегодня многие поля, у которых есть собственник, зарастают сорняком и даже деревьями. В эти земли годами ранее вкладывалось много средств для мелиорации и повышения плодородия, и оставлять их в таком состоянии нельзя. В то же время многие хотят там открывать КФХ, выращивать скот, картофель, капусту. Этим вопросом мы обязательно будем заниматься.
Тем не менее, экономику округа составляют предприятия и иных отраслей: это компании горнодобывающей отрасли, аэропорт, речной порт, Усть-среднеканская ГЭС. Руководство строительством последней заверило, что финансирование работ сформировано, это касается возведения тела плотины и дамб. Две турбины вырабатывают энергию для собственных нужд. Идет подготовка к монтажу третьей турбины.
Сеймчанский речной порт обеспечивает поставку грузов в Якутию и отчасти для наших недропользователей. Местный аэропорт обеспечивает внутрирегиональные перевозки, но взлетно-посадочная полоса требует модернизации. По программе ускоренного развития Дальнего востока и Забайкальского округа предусмотрен ее ремонт, сейчас готовится техническая документация, проведены изыскания.
А что касается исторического деревянного здания аэровокзала?
Этот вопрос должен решаться на местном уровне с привлечением федерального финансирования. Нужно подготовить все экспертные заключения и документы, чтобы можно было оценить сумму затрат на реконструкцию и сохранение этого уникального объекта. Магаданская областная общественная палата отмечала его в списке потенциальных особо охраняемых объектов исторического наследия региона.
Как реорганизация сказывается на повседневной жизни округа?
Долгов по зарплате там почти нет. Отпускная кампания началась организованно, я специально заходил в социальные учреждения и спрашивал об этом. Те, кто отдыхает согласно графику отпусков, были заблаговременно обеспечены возможностью приобрести билеты. Летняя оздоровительная кампания тоже в разгаре, работают площадки, центр занятости предоставляет части детей возможность трудиться. Надо сказать, что организации культуры, образования и здравоохранения в округе работают нормально, в целом штаты укомплектованы неплохо, медицинские учреждения были оснащены оборудованием при реализации национального проекта развития здравоохранения, теперь все это используется.
Общественность и местные депутаты четко представляют, какие меры социальной поддержки есть для привлечения специалистов из ЦРС, и эту работу они ведут достаточно активно: выезжают на места, ведут переписку с вузами и уполномоченными органами. По линии управления образования в Среднеканский округ прибыло два специалиста: выпускница СВГУ решила вернуться домой работать, и приехал педагог из Алтая. Меры привлечения специалистов на Север известны: надбавки к зарплатам, предоставление жилья, выплата подъемных. Но в округах высказываются за расширение этого пакета.
Надо отметить, что сейчас нет такого массового оттока людей из Среднеканского округа, как десяток лет назад. Остались те, кто занят в бюджетной сфере, ЖКХ и тех предприятиях, которые определяют экономику округа.
Тем не менее, вопрос с обеспечением жилищными сертификатами желающих выехать в другие регионы, остается.
Вопросы обеспеченности жилищными сертификатами, тем, кто желает выехать в ЦРС, Сегодня в регионе очередь на получение жилищных сертификатов составляет около 8 тысяч человек. В областном бюджете на 2016 год предусмотрено 177 млн. рублей на эту программу. Но это позволит обеспечить сертификатами около 100 семей. Этого, конечно, мало. И мы предложили включить в план социально-экономического развития России вопрос увеличения федерального финансирования выделения жилищных субсидий на выезд из районов Крайнего Севера ветеранов труда и пенсионеров. Он был внесен в проект этого документа.
Для тех, кто остается: как округ готовится к зиме?
Подготовка в жилищно-коммунальном комплексе, на котельных, водозаборе в самом разгаре, идет масштабные работы по замене трех котлов в Верхнем Сеймчане и одного - в Сеймчане, устанавливается новое оборудование.
Топлива завезено практически на весь отопительный период. Сейчас там используется аркагалинский уголь, от зырянского отказались: была проблема запыленности, угли не сгорали, налет угольной пыли копился годами. Но прошлую зиму Сеймчан прошел без черного снега. Это была большая работа, затратная, но необходимая, с точки зрения комфорта проживания и экологии.
Остаются вопросы с водозабором, в Сеймчане холодная вода есть, она отвечает санитарно-техническим требованиям, в Верхнем Сеймчане ее подвозят. Там стоит очистная модульная установка, но есть вопрос с заиливанием скважины. В ближайшее время должна начаться работа по раскачке скважины и очистке фильтров на модульном блоке. Сейчас техническая документация проходит государственную экспертизу. Правительство области держит вопрос на контроле.