Уровень жизни - это не рейтинг, это субъективное ощущение каждого жителя, которое складывается из многих факторов. Магаданская область из-за географического удаления от центра относится к числу тех регионов, где комфортные условия проживания достигаются непросто.
Доступность образования и медицинских услуг, проведение досуга и так далее - насколько все это может позволить себе колымчанин? Цены на топливо, электроэнергию и продукты питания нередко вызывают нарекания в адрес органов исполнительной власти. Увы, результативность деятельности регионального правительства не всегда очевидна, тем более, больше вопросов возникает у населения, когда результаты бывают ниже ожидаемых. Тогда и звучат обвинения, мол, и делают не так, и деньги не на то тратят.
Как всегда максимально откровенно, на вопросы читателей «Магаданской правды» сегодня отвечает
губернатор Владимир Печеный
.НЕ РАДЫ ТОЛЬКО РЫБАКИ
- Владимир Петрович, работа, которую вы проводите за пределами региона, является крайне важной и, думаю, всем понятно, что в столице решаются многие вопросы и проблемы, связанные с улучшением условий проживания на Колыме. Недавно вы вернулись из рабочей поездки в Москву, решению каких вопросов она была посвящена?
- В этой поездке основные вопросы были связаны с решением проблемы в сфере ЖКХ, для чего я провел ряд встреч с министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаилом Менем. Речь шла и о работах по благоустройству, и о создании коммунальной инфраструктуры, без чего просто невозможно вести жилищное строительство. Отмечу, Магадан в решении проблемы экологии в последнее время продвинулся. К концу 2016 года полностью завершится возведение очистных биологических сооружений, самых крупных на Дальнем Востоке. На данный момент в режиме первичной эксплуатации работает механическая очистка. Еще предстоит выполнить пуско-наладочные работы на холостом ходу и под нагрузкой, и уже после всех испытаний комплекс заработает. Кроме того, сейчас полностью прекращен сброс неочищенных сточных вод в бухту Нагаева. Рыбакам это не очень нравится, говорят, что рыбы стало меньше, зато наша красивая бухта стала еще и чистой.
Другой темой встречи с министром стала реализация на территории Магаданской области программы капитального ремонта жилых многоквартирных домов. В настоящее время Министерством строительства Магаданской области и НКО “Фонд капитального ремонта Магаданской области” ведется работа по формированию пула подрядных организаций для участия в конкурсных процедурах. В него войдут организации, зарекомендовавшие себя с лучшей стороны при реализации краткосрочной программы капитального ремонта 2015 года.
Данная мера позволит уже на начальном этапе минимизировать возможные риски по некачественному исполнению договорных обязательств подрядчиками и возникновению аварийных ситуаций, а также усовершенствует выполнение программы капитального ремонта в 2016 году.
ДОМ ДЛЯ КОЛЫМСКОЙ СЕМЬИ!
- В последнее время часто говорится о том, что завершается программа расселения из ветхого и аварийного жилья, признанного таковым до 31 декабря 2012 года, как вы оцениваете ее реализацию, будет ли в дальнейшем вестись работа по улучшению жилищных условий населения области?
- В этом году программа полностью завершится. На ее реализацию выделяются средства из Фонда содействия реформированию ЖКХ, и по исполнению обязательств Магаданская область занимает высокое место, но дело даже не в рейтинге, а в том, что проблема решается. В ближайшее время в Магадане будет сдан жилой сорокаквартирный дом. Поэтому наше желание опередить выполнение программы в этом году сбудется, а это в свою очередь, дарит надежду на то, что региону будут выделены дополнительные средства на дальнейшую работу, о чем также шла речь с Михаилом Менем.
Вроде и радостно, что программа расселения аварийного жилья завершается, но все мы понимаем, что решить вопросы улучшения жилищных условий в регионе этим не удастся, именно поэтому работа с Минстроем РФ продолжится. Будут рассматриваться варианты внедрения других программ, которые пока, к сожалению, у нас не развиваются, может, вследствие не очень продуктивной работы наших министерств. Я имею в виду такие программы, как «Дом для Российской семьи» и «Строительство арендного жилья».
Магаданская область, однозначно, станет участником программы строительства жилья эконом-класса, которые позволят отельным категориям граждан с помощью дополнительных льгот, в частности по ипотеке, улучшать жилищные условия. Для работников бюджетной сферы должна заработать в регионе схема арендного жилья. На «31 квартале», где завершается возведение первого девятиэтажного дома, в рамках данных программ будет отстраиваться новый квартал. Не могу не сказать о реализации еще одной программы – «Дом для молодой семьи», которая также поддерживается федеральным центром. В ее рамках выделено из бюджета государства более 22 миллионов рублей и еще 30 миллионов – средства областной казны. Таким образом, около ста молодых колымских семей по этой программе смогут улучшить свои жилищные условия. Поэтому считаю поездку плодотворной.
РЫВОК - В САМОДОСТАТОЧНОСТЬ
- После того, как «Рудник им. Матросова» снизил производственные темпы и высвободил часть работников, многие с недоверием относятся к информации о продолжающихся там работах и вообще ставят под сомнение запуск предприятия…
- Лично у меня таких сомнений нет. В рамках этой же рабочей поездки состоялось несколько встреч с руководством наших крупных добывающих компаний, в частности «Арлан», отрабатывающей месторождение Павлик и «Полюс», строящей ЗИФ на Наталке. Это естественно, поскольку добывающая отрасль является основной отраслью экономики региона.
Что касается ОАО «РиМ», компания предоставила детальный график ввода в эксплуатацию всех объектов Рудника им. Матросова. По данным, запуск предприятия состоится осенью 2017 года, и повода не верить этому, нет. Проект отработки Наталкинского месторождения получил государственную поддержку в размере 10 миллиардов рублей на строительство объектов инфраструктуры. Строительство ЛЭП обеспечит развитие не только этого предприятия, но и в целом Яно-Колымской золоторудной провинции. Это позволит совершить «рывок» в добыче золота. По серебру, напомню, он уже состоялся, в минувшем году добыто более тысячи тонн серебра. Руководство «Полиметалла» обещает и в этом году не отставать от достигнутых результатов.
Наверное, не каждого цифры добычи драгметаллов впечатляют, все же за ними стоит самодостаточность региона, уход от долговой нагрузки, которая сегодня мешает нормально жить.
Я хочу сказать, что командировки в Москву проходят в очень напряженном графике, и для того, чтобы подробно о них рассказать, понадобится много времени. Встречи проходят во многих министерствах и ведомствах. С министерством здравоохранения сейчас ведется работа по укреплению материально-технической базы скорой помощи. В данный момент уже изготовлено для нашего региона 10 автомобилей на базе «Соболь». В ближайшее время они прибудут в Магадан и распределятся между станциями скорой помощи.
БЕЗ ИЗЛИШЕСТВ, НО В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ
- Владимир Петрович, вы являетесь активным участником различных групп в соцсетях и блогах, где приходится читать не всегда одобрительные высказывания о необходимости командировок и наличия представительства региона в Москве, как вы на это реагируете?
- Действительно, это есть, но таким людям я могу сразу сказать, что представительство региона в Москве – это не просто моя прихоть, а необходимость, обозначенная в документах Правительства страны. Практически все субъекты Российской Федерации в столице имеют свои представительства. Они должны быть, поскольку их наличие обеспечивает повседневный контакт с более чем 30 федеральными министерствами и ведомствами.
Если кто-то пытается сказать о «московских излишествах», то все это не соответствует действительности. По площади представительство Магаданской области является одним из небольших. Работа в Москве состоит из частых встреч, поэтому очевидна необходимость и транспорта. В каком-то сетевом ресурсе пользователи рассказывали о большом количестве автомобилей, которые есть у представительства. На самом деле был обновлен старый парк, то есть приобретено три новых автомобиля. В Москве одновременно нужно принимать участие в огромном количестве совещаний: работать в Государственной думе, в Министерствах, Правительстве и так далее. Этим занимаются всего три государственных служащих, работающих в представительстве Магаданской области. Расходы здесь минимизированы, но при этом они позволяют обеспечить оперативную работу.
Представительство выполняет свои функции в полном объеме, кроме того несет важную общественную нагрузку, являясь центром совместных общественных действий с колымским землячеством «Северное притяжение». Поэтому, когда я вижу подобные высказывания в сетях, стараюсь на них реагировать спокойно. Скорее всего, они появляются от недостатка информации о проводимой работе, неполного ее понимания.
ДО РОЗНИЧНОГО ИТОГА
- Не теряет своей актуальности вопрос цен как на продукты питания, на топливо и электроэнергию. Не спрашиваю о прогнозах ценообразования, но выполняет правительство региона для того, чтобы не допустить их неоправданного роста?
- Вопрос ценообразования является важным, поскольку от этого зависит повседневная жизнь колымчан и игнорировать его просто нельзя. Стоимость топлива сегодня становится всеобщим вопросом. Количество автомобилей, находящихся в частной собственности растет, и их нужно заправлять.
Для Дальневосточных регионов эта тема особенно болезненна, потому как ценообразование на топливо зависит от нескольких составляющих, и, прежде всего, от покупной цены, которая, к сожалению, не имеет тенденции к уменьшению. Я не хочу посвящать время объяснению, почему цены на нефть падают, а на бензин - растут. Это из тех вещей, которые имеют отношение к макроэкономике нашей страны. Что касается нас, правительство Магаданской области проводит постоянный мониторинг и контроль за ценами на бензин и дизтопливо. Причем с привлечением к этому общественности. Есть другие уполномоченные структуры - антимонопольная служба, которая отслеживает всю цепочку от поставщика до розничного продавца. И если здесь будет что-то не так, я лично стану инициатором привлечения к самой серьезной ответственности тех, кто «хулиганит» на этом рынке.
Сегодня все наблюдают снижение цен в рознице, причем не только в Магадане, но и в остальных муниципальных образованиях. Связано это с тем, что приобретенная ранее партия имела более низкую закупочную цену, плюс департамент цен и тарифов в целях сдерживания стоимости устанавливает предельно розничные надбавки. Буду честным, и не скажу, что такая ситуация останется и дальше, поскольку колебания цены, как я уже говорил, зависят от основного поставщика - компании Роснефть. Единственное, чего на сегодня удалось добиться - это того, чтобы поставки топлива велись с более близких нефтеперегонных заводов, в частности, из Комсомольска-на-Амуре.
РАВНОВЕСНАЯ ЭНЕРГИЯ
- Владимир Петрович, много споров вызывает тема повышения тарифов на электроэнергию и их выравнивания с центральными районами страны, проясните, пожалуйста, этот вопрос.
- Тема энерготарифов стала отдельной при встрече в Минвостокразвития РФ с Александром Галушкой, в Министерстве энергетики с Александром Новаком. Сегодня стоимость электроэнергии является одним из сдерживающих факторов и для индивидуального потребителя, и для инвестора… что с этим сделать?
Прежде всего, понять, что такую ситуацию создают масса факторов: отдаленность и замкнутость региона, колоссальные издержки, связанные с содержанием энергетической инфраструктуры, которая устарела. Сегодня могу констатировать, что мы находимся в ситуации, когда она быстро меняется. Теперь задача состоит в том, чтобы эти перемены не легли на карман потребителя.
Существует такая точка зрения: энергетики - грабители, тарифы - грабительские. Это не так. Энергетики все расчеты согласовывают и утверждают в департаменте цен и тарифов, наши экономисты вычеркивают колоссальные суммы, которые также являются инвестиционной составляющей, а ведь без нее не обойтись. Это стройки, ремонт, совершенствование инфраструктуры и так далее. Тем не мене, это мы это убираем, чтобы не допустить беспредельного роста. При этом повышение тарифа с первого июля предусмотрено в рамках действующего законодательства.
Я благодарен полпреду Юрию Трутневу, который обосновал и стал инициатором необходимости выравнивания тарифов для Дальнего Востока. Долговое время это не выходило за рамки разговоров. Владимир Путин установил срок - до 31 марта внести предложения по выравниванию тарифов без использования бюджетных средств.
Может, сегодня не все правильно понимают, как это будет происходить, для этого надо посетить сайт минэкономразвития, где выставлен проект Закона «О внесение изменений в Закон об энергетике» и ознакомиться с ним. Он определяет основные параметры дорожной карты, то, как будет происходить выравнивание. Определит среднероссийский тариф уполномоченный на это орган РФ. Выравнивание тарифов на Дальнем Востоке будет происходить за счет надбавки в ЦРС. Причем бюджета населения средней полосы эта надбавка не коснется. Согласно таблице, размещенной на сайте Минвостокразвития, текущий среднероссийский тариф составляет 3,19 рубля. Выравнивание позволит уменьшить тариф на Колыме на 30-35 процентов.
Теперь, наверное, вопрос, ответ на который все хотят от меня услышать: когда это случится? Выравнивание будет происходить поэтапно. Одномоментно даже с организационной точки зрения это сделать непросто, но начнется процесс уже в этом году. Надо чуть-чуть потерпеть.
АВИАПОМИДОРЫ
- Не теряет актуальности и тема высоких цен на продукты, особенно, когда речь идет о свежих овощах, вы согласны с этим?
- Это правда - цены на завозные продукты высоки. Это связано с логистикой, транспортной составляющей. Скажу более того - это проблема всех дальневосточных регионов. И здесь также, как в случае с ценами на бензин, различные структуры и ведомства проводят тщательный мониторинг.
Поставка продуктов питания на территорию области осуществляется как морским транспортном, так и воздушным сообщением. Доставка продукции производится на пассажирских самолетах авиакомпании «Аэрофлот», «Икар», «ВимАвиа». На сегодняшний день область имеем договоренность о более низкой цене на перевозки продуктов питания относительно других категорий грузов. Зимой авиатранспортом ежемесячно поставляется до 80 тонн скоропортящейся продукции и продукции с ограниченными сроками реализации. В летний период объемы увеличиваются до 120 тонн. Из них 60 процентов поставляемой продукции – овощи и фрукты, 25 процентов - молочные продукты, 15 процентов - мясные, рыбные деликатесы, охлажденное мясо.
Я неспроста неоднократно говорю о проводимых ярмарках выходного дня, о том, что они проводятся не только в Магадане, но и практически во всех городских округах. Они с одной стороны дают поддержку производителям местной продукции, с другой – помогают сдерживать ее стоимость. Для увеличения объемов производимой сельхозпродукции около 300 млн. рублей поддержки в текущем году получат сельхозпроизводители.
Помимо этого, для решения сложившейся ситуация с ценами на овощи закрытого грунта (огурцы, помидоры, зеленные культуры) Правительством Магаданской области заключены Инвестиционные Соглашения с ООО «Агро Инвест» и ООО «Агропромышленный парк «Магаданский» о строительстве в Магаданской области современных тепличных комплексов, площадью 5 га и 1,5 га и годовым объемом производства огурцов и помидоров, зеленных культур до 2 и 0,6 тысяч тонн. Это практически полностью обеспечит колымчан данными видами продукции. По расчетам инвесторов стоимость производимой продукции будет значительно ниже сложившихся в настоящее время цен.
И, завершая ответ на этот вопрос, хочу также отметить еще один нюанс: главное - есть выбор. Я каждую субботу бываю на рынке, сам вижу, какие там цены. Есть помидоры по 650 рублей, а есть и по 250- 280. Достаточен и ассортимент другой продукции, в том числе и местной, за что я искренне признателен нашим фермерам, индивидуальным предпринимателям, предприятиям. Очень вкусная, свежая, а судя по очередям, любимая многими магаданцами продукция.
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
- В последнее время вводились дополнительные места в дошкольных образовательных учреждениях, но их все равно не хватает. Удалось ли решить проблему очередей в детсады?
- Да, я слышу высказывания о том, что очереди в детские сады все еще имеют место, но на самом деле очередности для детей от трех до семи лет практически нет.
В Магаданской области проживает 12,5 тысяч детей в возрасте от 0 до 7 лет, из них посещают дошкольные образовательные учреждения - 8,8 тысяч. За три года реализации программы модернизация региональной системы дошкольного образования введено 650 дополнительных мест. На проведение капитальных ремонтов, реконструкции, строительства нового здания, а также материально-технического оснащения направленно 285,7 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов. Новые дошкольные группы открыты в Магадане, Ольском, Сусуманском, Омсукчанском, Хасынском и Ягоднинском городских округах.
Сегодня в единой информационной системе «Электронный детский сад» преимущественно зарегистрированы дети от 0 до 3 лет, для которых создаются качественные современные условия пребывания. Вопрос об обеспеченности местами в детских садах детей в возрасте до трех лет - это вопрос решаемый. В этом году планируется завершение строительства детсада в Ягодном на 175 мест. В следующем году начнется капитальный ремонт бывшего здания Детского экологического центра на 220 мест, а также строительство нового детского сада на 220 мест, что также позволит значительно сократить очередность детей раннего дошкольного возраста, а также в целом увеличить охват дошкольным образованием.
Я не вижу здесь острой проблемы, особенно, если сравнивать с другими регионами РФ. Таким образом, процесс создания новых мест в детских садах продолжается, а то, что в них есть востребованность - это только радует
ЛЬГОТЫ - ЭТО СВЯТОЕ
- Владимир Петрович, на уровне слухов ходят разговоры о том, что северян постепенно лишат северных льгот, это, действительно, так?
- Северные льготы не убирают ни у кого. Вопрос возник вокруг территорий опережающего развития - ТОРов. Трудовая деятельность лиц, работающих у резидентов ТОРов регулируется трудовым законодательством на общих основаниях. Они имеют право на все льготы, которые предусмотрены для работающих в районах Крайнего Севера.
Дополнительно для этих работников установлена возможность замены государственных гарантий работающим и проживающим в районах Крайнего Севера, денежной компенсацией. Такая компенсация, размер, условия и порядок которой устанавливается соглашением к трудовому договору и коллективным договором, может производиться только с их письменного согласия.
ЛЕТО БУДЕТ ХОРОШИМ
- Впереди отпускная компания, уже сегодня на пиковые периоды в авиакомпаниях «Аэрофлот» и «Россия» выбраны квоты на субсидированные билеты, получается, чем ближе к дате вылета, тем дороже билет, а в принципе можно ли избежать роста цен авиабилеты?
- Для нашего региона вопрос сдерживания авиатарифов также является одним из главных в обеспечении нормальных условий проживания северян. Все те, проблемы, о которых мы сегодня сказали выше, накладывают свой отпечаток на самочувствие и здоровье колымчан, поэтому обеспечение отдыха, доступного проезду к месту отдыха - это задача номер один. К сожалению, не всегда можно повлиять на политику той или иной авиакомпании. В том числе и тарифы на авиаперевозки устанавливаются самими авиакомпаниями в соответствии с действующим законодательством. Снижение тарифов возможно при увеличении количества авиакомпаний, использовании современных, комфортабельных, экономичных воздушных судов большей вместимости и увеличения частоты рейсов. Правительством Магаданской области на постоянной основе проводятся мероприятия по привлечению надежных авиакомпаний, эксплуатирующих современные воздушные суда, и увеличению количества авиарейсов из Магадана. Не может не радовать возвращение на наш рынок «Аэрофлота». Так, на широкофюзеляжных самолетах компании выделяется до 60 субсидированных мест.
Этого не достаточно. Поэтому во время рабочей командировки в Москву я принял участие в совещании с руководством авиакомпаний «ВИМ-Авиа», «Икар» и «Аэрофлот». Обсудили выполнение обязательств авиакомпаний перед работниками бюджетной сферы и адресатами льгот по субсидированию авиаперелетов из Дальнего Востока в центральные районы страны. Мы поручили авиакомпаниям тщательно проработать возможность не только обеспечить необходимые квоты на всех рейсах авиакомпаний, но и договорились об увеличении квоты мест для перевозки бюджетных пассажиров по фиксированной цене. Вопрос о качестве предоставления услуг авиакомпаниями также не остался без внимания.
Отмечу, что с учетом предложений Правительства Магаданской области в 2016 году предусматривается осуществление перевозок пассажиров по специальным тарифам из Магадана в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Хабаровск, и в Симферополь.
Таким образом, возможность выезда на материк будет обеспечена и бюджетникам и пенсионерам. А тем, кто в этом году не планирует выезжать за пределы региона, могу сказать, что лето обещает стать интересным и насыщенным различными событиями. Это и наши традиционные праздники Хэбденек и Белые ночи, и Золотой фестиваль. В рамках последнего, кстати, ожидается большой наплыв гостей, в целом наша задача - сделать фестиваль брендовым российским мероприятием для привлечения туристов. А для ребят школьного возраста сейчас активно ведется подготовка к летней оздоровительной компании. Поэтому лето обещает быть ярким, интересным и теплым.
Газета "Магаданская правда"