Премьерминистр Дмитрий Медведев обратил внимание на развитие системы допобразования в России, расширение сети кружков, секций, Домов творчества
Они-то у нас, конечно, есть. Но вступил в силу новый профессиональный стандарт, на основании которого педагоги-организаторы должны иметь специальное профессиональное образование.
Кроме того, 31 марта состоялась встреча мэра города Юрия Гришана с коллективом СВГУ. Одна из поднятых тем касалась проблемы удержания абитуриентов в регионе.
Понимая, что одним из путей решения данной проблемы является расширение спектра направлений подготовки студентов, «ВМ» узнал о том, что одним из подобных новшеств является открытие бакалавриата и магистратуры по подготовке педагогов дополнительного образования. За комментариями корреспондент «ВМ» обратился к зав. кафедрой дошкольного и начального образования СВГУ Светлане Якимчук.
Как учат тех, кто учит
– Светлана Александровна, многие, закончив школу, ориентированы на поступление в столичные вузы. Как, по-вашему, удержать абитуриентов на Колыме?
– Университет, с одной стороны, своевременно реагирует на кадровые запросы региона, системно пересматривая профили подготовки по направлению «Педагогическое образование», а с другой – открывает новые направления подготовки, интересные сегодняшним выпускникам школ.
Кафедра дошкольного и начального образования также заинтересована в привлечении абитуриентов, поэтому мы расширяем спектр предоставляемых образовательных услуг. Наряду с традиционными для педагогического факультета дошкольным и начальным образованием в 2016 году осуществляем набор на профиль подготовки «Педагогика дополнительного образования» (уровень бакалавриата и уровень магистратуры).
– Расскажите о вашей кафедре. С чего начиналось ее развитие и каковы дальнейшие перспективы?
– В 1989 году была создана кафедра, которая осуществляла подготовку педагогов для дошкольных организаций. В 2015 году произошла реструктуризация и была создана кафедра дошкольного и начального образования. Мы постоянно совершенствуем учебный процесс, разрабатываем рабочие программы по вновь вводимым дисциплинам, внедряем в учебный процесс результаты научно-методических исследований, новые технологии обучения и т. п. Также системно проводим научно-методические семинары, мастер-классы с участием руководителей Департамента образования, городского методического кабинета, работников дошкольных образовательных организаций, завучей и учителей начальных школ.
– Вы сказали об открытии нового для региона направления подготовки «Дополнительное образование». Как возникла эта идея и кем студенты могут работать после окончания вуза?
– История принятия решения началась со звонка директора одного из областных Домов творчества, которая озвучила проблему недостатка квалифицированных специалистов с высшим образованием для работы с детьми в различных творческих объединениях. Изучив обозначенную проблему, тенденции развития системы дополнительного образования детей, социальный заказ государства, преподаватели кафедры выступили с инициативой открытия нового профиля подготовки.
По окончании вуза выпускники смогут работать тренерами, методистами, руководителями творческих объединений (техническими, художественными, физкультурно-спортивными и пр.).
На особом месте
– Почему вы считаете, что такие специалисты будут востребованы?
– В последние десятилетия в процессах, происходящих в мировом образовательном пространстве, особое место занимает система дополнительного образования детей, которая стала частью общего образования и приобрела межведомственный характер. Она вышла сегодня за рамки учреждений допобразования детей и реализуется в различных организациях (детских садах, школах, учреждениях начального профессионального образования), в учреждениях культуры, спорта, молодежной работы и др.
– Чтобы читателям стало понятнее, что будет входить в процесс подготовки? Назовите наиболее интересные, на ваш взгляд, дисциплины.
– Кроме основных дисциплин в учебный план входят дисциплины, имеющие прикладное значение: компьютерная графика, дизайн, авторская игрушка, технология конструирования материалов, мультимедиа и IT, театральное творчество, организация внеурочной деятельности и др.
В современной ситуации развития образования актуализируются новые требования к качествам педагога, работающего в сфере дополнительного образования детей. Во-первых, он должен быть высококлассным профессионалом в области профиля деятельности (спортсмен, прикладник, техник и др.); во-вторых, – профессиональным педагогом, т. е. педагогом-универсалом, способным с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования России оценивать и выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, прогнозировать результаты, стимулировать творческий потенциал детей. Именно многоплановость педагогической деятельности ставит задачу комплексной подготовки педагогических кадров.
Досье «ВМ»
Светлана Якимчук – зав. кафедрой дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, доцент. Закончила Магаданский педагогический институт. В 2002 г. защитила диссертацию по теме «Педагогические условия адаптации детей к школе (в условиях Северо-Востока РФ)». Автор более 50 научных работ.
Автор: Алексей Арсеньев