Вертолет - это, пожалуй, самая уникальная своей универсальностью авиационная единица. Способность зависать в воздухе, вертикально приземляться и взлетать практически в любой местности делает его незаменимым при выполнении, например, монтажных работ или санрейсов. Эта ниша в авиации будет еще долго занята винтокрылыми машинами, заменить их, наверное, смогут только летающие тарелки, превосходящие по грузоподъемности и скорости перемещения, но пока это из области фантастики. К сожалению, моя жизнь только слегка соприкоснулась с авиацией: в детстве раз в два года входил в салоны самолетов, все остальное время изредка видел серебристые крылья в небе. Вертолеты и вовсе были нечастыми гостями в нашем чукотском поселке. Я наблюдал за их взлетами и пытался представить, как это выглядит изнутри, когда без всякого разбега ты начинаешь подниматься
над землей…
ПОЛЕТ СТАБИЛЬНЫЙ
Одной из ведущих вертолетных компаний России сегодня является ОАО «НПК «ПАНХ», филиал которой есть и в Магадане. Его винтокрылые машины базируются в аэропорту на 13-м км. На территории компания осуществляет свою деятельность с 2007 года. Несмотря на экономическую нестабильность в стране, «ПАНХ» уверенно поднимается в небо. Так, в 2015 году компанией перевезено 2174 пассажира, 24320 кг грузов, 2933 кг почты. Эти производственные показатели не уступают результатам деятельности в 2014-м.
Более того, наблюдается увеличение количества пассажиров. Это стало возможным благодаря дополнительным рейсам в летний период в села Ольского округа Ямск и Тахтоямск. Регулярные пассажирские перевозки винтокрылая авиакомпания также осуществляет в населенные пункты Северо-Эвенского округа - Эвенск, Гижигу, Тополовку, Верхний Парень.
В последнее время «ПАНХ» проходит стадию реструктуризации, об этом рассказывает руководитель Магаданского филиала ОАО «НПК «ПАНХ» Михаил Шадрин.
- Два года назад в компании произошла смена руководства, ее бывший директор возглавил также осуществляющее деятельность в Магаданской области ООО «Поляр Авиа», - говорит Михаил Шадрин. - Эта компания на сегодня имеет свидетельство эксплуатанта на авиационные работы. У «ПАНХ» их два: первое - на коммерческие перевозки с лицензиями на право перевозки пассажиров и грузов и второе - тоже сертификат эксплуатанта на авиационные работы. В минувшем году «ПАНХ» не стал участвовать в аукционах на авиационные работы, просто отдал их коллегам, сосредоточившись на выполнении коммерческих воздушных перевозок, для этого в эксплуатации есть как транспортный вариант вертолета Ми-8Т, так и Ми-8 ПС (пассажирский салон) - воздушное судно Пожарно-спасательного центра. Сверх этого вертолет Пожарно-спасательного центра в случае необходимости будет задействован в выполнении срочных санзаданий в соответствии с трехсторонним соглашением, заключенным между Магаданским центром медицины катастроф, Пожарно-спасательным центром и ОАО «НПК «ПАНХ». В текущем году к этому государственному контракту добавится дополнительное соглашение на выполнение лесоохранных работ для нужд МОГБУ «Авиалесоохрана».
ВЕРТОЛЕТАМ НУЖЕН ЗАВОД
- Михаил Юрьевич, два года назад «ПАНХ» объявил об объединении с Магаданским авиаремонтным заводом и создании сервисного центра, почему назрела такая необходимость и как реализуется этот проект?
- Это целевая программа компании, которая была объявлена в 2014 году заместителем гендиректора по обеспечению безопасности полетов - начальником инспекции Михаилом Суровым и заместителем гендиректора по ИАО - главным инженером Павлом Кузнецовым. Тогда действительно было высказано желание о создании здесь сервисного центра по обслуживанию и ремонту вертолетов.
Прежде чем продолжить, должен сказать, что ЗАО «Магаданский авиаремонтный завод» № 73 ГА до этого являлся самостоятельным юридическим лицом, при этом 96 % его акций принадлежит нашему головному предприятию - ОАО «НПК «ПАНХ», а мы, в свою очередь, являемся территориальным филиалом компании. Как можно заметить, завод и «ПАНХ» друг другу не чужие.
Решение об объединении принято в связи с падением объема работ, то есть в последние годы авиаремонтный завод стало кренить в плоскость банкротства. Так, если в 2012 году за год ремонтировалось 4 вертолета, то теперь один в течение полутора лет. Поэтому содержать всю имеющуюся инфраструктуру заводу стало не под силу. Но и потерять ее было бы опрометчиво. Такова история вопроса.
В данный момент завод находится в стадии ликвидации как юридическое лицо, а Магаданский филиал «ПАНХ» уже выкупил базовые объекты - ангары, стендовое оборудование, оснастку, инструменты и так далее, более того, большая часть персонала уже переведена под юрисдикцию «ПАНХ». Таким образом, в инженерно-авиационную инфраструктуру авиакомпании вошла и ремонтная составляющая. В ближайшее время нам предстоит пройти сертификацию ремонтного производства на право осуществления капитального ремонта воздушных судов.
- А не станет ли такое слияние тяжелой обузой?
- С одной стороны, летная составляющая авиации всегда экономически более эффективна, поскольку это заказы, работа, живые деньги. Она позволит удержать на плаву ремонтную составляющую. С другой - авиаремонтный завод необходим и имеет неплохую перспективу.
Главный плюс слияния в том, что «ПАНХ» обретает льготные условия по ремонту своих воздушных судов. Здесь уже сами контролируем и время, и стоимость, которая для нас будет в три раза ниже, чем если бы производили ремонт на других заводах, учитывая перегон машин.
Наличие развивающегося авиаремонтного завода на Колыме привлечет сюда вертолетные авиакомпании из соседних регионов - Якутии, Чукотки, Камчатки, Сахалина, севера Хабаровского края. Ремонтная составляющая филиала даст не только финансовую выгоду в части дополнительных налоговых поступлений, но и положительный имидж для области.
Более того, в Магаданской области осуществляет деятельность региональная авиакомпания «СиЛА». Руководство «ПАНХ» рассматривает вопрос о том, чтобы дооснастить нашу лабораторию по авиационному электронному оборудованию в целях технического обслуживания самолетов, которые эксплуатирует «СиЛА». Тогда у них не будет необходимости летать для обслуживания в другие регионы.
С ТОПЛИВОМ СЛОЖНЕЕ
- Внедрение нового предполагает и наличие специалистов, какая складывается сегодня ситуация с кадрами?
- Внедрить новое оборудование и обучить работать на нем людей - в этом я никаких проблем не вижу. Если говорить в целом, то сразу отмечу, что кадрового голода предприятие не испытывает. Между филиалом и головным предприятием в Краснодаре отлажена хорошая взаимосвязь. Например, у летного состава согласно трудовому законодательству отпуска весьма продолжительные, поэтому в Магадан привлекаются специалисты из Краснодара. Под руководством командира эскадрильи Андрея Девяткина они освоили нашу местность, изучили маршруты, познакомились с климатическими особенностями региона.
В последнее время на предприятие приходит немало резюме от специалистов летного и технического состава. Вероятно, это связано с падением объема работ по России в целом. Но кадровая политика «ПАНХ» основывается на экономике. Компания набирает специалистов исходя из объемов работ, перспективной производственной программы. Раздуть штат и оставить людей без работы и хорошей зарплаты - это не наш метод.
Кстати, вернемся к заводу. Он выпускает после ремонта вертолеты. Прежде чем вернуть воздушное судно в строй, его должны облетать летчики-испытатели. В составе «ПАНХ» такие есть. Они прилетают в Магадан и допускают вертолет к дальнейшей эксплуатации. Раньше приходилось приглашать сторонних летчиков-испытателей, в частности, с московского вертолетного завода им. Миля, ГосНИИ ГА.
- Михаил Юрьевич, периодически поднимается вопрос о создании запаса авиационного топлива в отдаленных населенных пунктах, удается ли его решить?
- Наличие топлива в том же Эвенске - это очень серьезная проблема. В Северо-Эвенский округ «ПАНХ» выполняет регулярные пассажирские рейсы, плюс нередко возникает необходимость осуществления санитарных и поисковых полетов, поэтому, конечно, в аэропорту запас топлива должен быть всегда. До 2013 года топливо завозилось компанией «Полиметалл». До июля 2014-го мы отработали на остатках того авиакеросина, а потом встал вопрос: где брать топливо?
Частично его решили: нашли перевозчика, доставили по зимнику порядка 60 тонн. По-хорошему там необходимо иметь в запасе тонн 200 - 250 из расчета работы на год. Однажды уже было так, что наше топливо залили в самолет, который совершил вынужденную посадку. Поэтому оно необходимо, как воздух для человека.
ЖИТЬ НАДО СООБЩА
- Не могу не спросить о социальной направленности деятельности «ПАНХ», тем более что в целом политика Правительства Магаданской области прежде всего социально ориентированная.
- Здесь условия самого региона диктуют стиль поддержки и взаимовыручки, поскольку если мы друг другу не станем помогать, то никто этого не сделает. Социальную направленность в политики компании со счетов никто не сбрасывает. Как один из примеров приведу благотворительный рейс в мае прошлого года в удаленное село Ольского городского округа. Тогда в с. Ямск были доставлены 16 специалистов Магаданской областной больницы по семи направлениям. Кстати, врачи с удивлением узнали, в каких условиях живут люди в XXI веке, в поселках даже обычного ростомера нет.
И вот по итогам рейса мы заключили четырехстороннее бессрочное соглашение с региональным минздравом, Магаданской областной и районной Ольской больницами. Документом «ПАНХ» обязывается перевозить медработников, оборудование и медикаменты в с. Ямск и Тахтоямск. Соглашение действует уже более полугода, являясь хорошей поддержкой и для населения удаленных сел, и для бюджета области.
Такие будни и планы сегодня имеет одна из колымских винтокрылых компаний. Главное в том, что многопрофильный «ПАНХ» готов и далее покрывать востребованность области в вертолетной технике. Речь идет о выполнении не только регулярных пассажирско-грузовых перевозок, санзаданий и так далее, но и частных заказов предприятий. Готова компания участвовать и в проекте освоения Примагаданского шельфа с привлечением дополнительного воздушного судна.
Автор: Глеб БОЯРКИН.