Проводимые в рамках модернизации системы профессионального образования мероприятия направлены в первую очередь на повышение качества обучения, подготовки конкурентоспособного выпускника.
Новый статус получило в январе нынешнего года старейшее в нашей области профессиональное училище, а затем лицей, и теперь это учреждение среднего профессионального образования Магаданский промышленный техникум. И хотя название изменилось, мы по-прежнему придерживаемся главного девиза: «Хорошее образование - уверенное будущее».
Сегодня мы готовим специалистов по 5 профессиям с получением среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Самая популярная из них «Автомеханик», но появляются и новые: так, с этого года впервые ввели профессию «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (по отраслям) взамен существовавшей ранее «Электромонтажник-наладчик». Программа разработана совместно с нашими социальными партнерами ОАО «Магаданэлектросеть» и ООО «Электросетьмонтаж».
С введением федеральных государственных образовательных стандартов нам пришлось решать несколько задач: по модернизации учебно-производственной базы, установлению новых взаимоотношений с социальными партнерами. Существенные изменения претерпели программы учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Что ожидается в итоге? Повышение качества образования, а это подготовка компетентного специалиста, мотивированного расти в профессии в течение всей трудовой деятельности. Для этого у нас сделано немало. Учебная база приведена в соответствие с требованиями стандартов. За последние годы созданы 5 лабораторий и 2 мастерские. И сейчас мы располагаем 13 учебными лабораториями и мастерскими, приобретен новый грузовой автомобиль (за счет внебюджетных средств). Разработаны программы учебных дисциплин и профессиональных модулей по всем профессиям.
Укрепились связи с работодателями. Практически всем студентам предоставляются рабочие места для прохождения производственной практики, в том числе на таких предприятиях, как ОАО «Магаданэлектросеть», АТП «Магаданэнерго», ОРПС, Колымское управление по гидрометеослужбе.
В рамках целевой программы «Развитие образования в Магаданской области» ведется работа по созданию двухуровневого образовательного учреждения, дающего возможность студентам после получения рабочей квалификации продолжить обучение по программам подготовки специалистов.
Активно развиваем внебюджетную деятельность, оказываем платные услуги. Ежегодный доход составляет около 5 млн. рублей, причем большая часть средств направляется на укрепление учебно-производственной базы.
Вместе с тем с введением ФГОС профессиональному образованию пришлось столкнуться с рядом серьезных и зачастую трудноразрешимых проблем. Цель стандартов - подготовить квалифицированных рабочих и служащих, владеющих широким спектром компетенций. Во многие профессии (у нас таких три) введены дополнительные квалификации, что потребовало изыскать новые площади, создавать учебные кабинеты, лаборатории, мастерские, готовить педагогов, закупать литературу. И если с этим мы в целом справились, то содержательная часть учебных программ до сих пор вызывает определенные трудности. Дело в том, что действующие нормативные правовые акты предполагают разработку программ, дисциплин и модулей на базе примерных программ, которые в большинстве своем на тот момент отсутствовали.
Для решения проблемы в октябре 2012 года департаментом образования было принято решение создать в лицее базовую площадку областного Института повышения квалификации педагогических кадров. Ее работа включила в себя несколько направлений, из них главное - повышение уровня профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения. Это направление имело 3 модуля: инновационные подходы к организации образовательной деятельности, проектирование теоретического и производственного обучения и комплексно-методическое обеспечение учебного процесса.
Для успешного освоения модулей методисты ИПК ПК разработали индивидуальные задания для преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения. Каждый участник отвечал за разработку программы определенной дисциплины или модуля профессии «Слесарь по ремонту строительных машин». Теперь мы имеем полный пакет документов по этой профессии. И сегодня уже подошли к определенным результатам и подводим итоги работы базовой площадки. Но главная цель, на мой взгляд, достигнута: получен определенный опыт создания учебно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. А это позволит успешно отработать учебно-планирующую документацию по остальным профессиям.
Андрей Сущик.
Директор Магаданского промышленного техникума