30 АВГУСТА МАГАДАНСКИЙ ХУДОЖНИК ЮРИЙ ГАЛДИН ОТМЕТИЛ ЮБИЛЕЙ. НАКАНУНЕ «АИФ-МАГАДАН» ВСТРЕТИЛСЯ С МАСТЕРОМ. НУ А ПУБЛИКУЕМ НАШУ БЕСЕДУ УЖЕ ПОСЛЕ ДНЯ ЕГО РОЖДЕНИЯ, ВЕДЬ ПОЗДРАВЛЯТЬ ЗАРАНЕЕ КАК-ТО НЕ ПРИНЯТО…
ЧИСТОТА ОБРАЗА И ЗВУКА
- Юрий Алексеевич, несколько слов о себе, о судьбе…
- Школу окончил в Воронеже. Был студентом Пензенского художественного училища в 1970-х. После защиты диплома спектаклем «Интервенция» в сентябре 1976 года приехал в Магадан. Работал в Музыкальном и Драматическом театре, преподавал в Детской художественной школе. В мае 1977 года по путевке комсомола был призван на срочную службу на именной корабль «Магаданский комсомолец», демобилизован в 1980 году. В начале 1980-х преподавал в Детской художественной школе. Сейчас вот в театре - с 2008 года.
- Расскажите о театре, насколько известно, работа в нем - не случайность.
- Вся моя жизнь связана с театром. Некоторое время я жил с семьей в Германии, где мой отец - профессиональный музыкант, дирижер и баянист - играл в составе оркестра Советской группы войск, после долгое время преподавал в Магаданском музыкальном училище. Мама - актриса. Да и сам я окончил театрально-декорационное отделение Пензенского художественного училища. А прабабка моя пела в церковном хоре. И даже родился я в городе Сочи на улице Театральной.
Одна из моих последних выставок, правда, это была мини-выставка, целиком посвященная театру, прошла в июне в библиотеке им. А. С. Пушкина.
- И здесь уместно будет упомянуть о вашей дочери Инге - ведь она одна из ведущих актрис Владимирского драмтеатра.
- Да, ее пригласил вместе с мужем Богданом, также молодым актером, Борис Григорьевич Гунин, директор Владимирского академического театра драмы. А недавно Инге присвоили звание «Мастер сцены».
- На мой взгляд, удивительный альянс у вас произошел с Евгением Гришковцом. Вы - автор сценографии его спектакля «Осада». Как магаданца угораздило поработать с одним из самых популярных актеров?
- Мэтр был очень доволен, сказал, что «все было сделано точно, с вниманием к материалу». И, естественно, я горжусь этой своей работой.
- Что за страсть к «винилу» (речь идет о грампластинках - ред.)? В эру «цифры», когда все избавляются от вещей, вы, наоборот, покупаете дорогостоящую аппаратуру. Зачем? И где берете пластинки?
- На самом деле последнее 10-летие является возрождением виниловой культуры. Студии звукозаписи наряду с CD-дисками обязательно выпускают достойными тиражами и пластинки. Никакой, даже самый качественный CD-диск не даст того дыхания, той чистоты звука, которые воспроизводятся с виниловой пластинки. Я вырос на виниловых пластинках, это моя молодость, наверное, еще и ностальгия… А в век интернета заказать любую пластинку - не проблема.
НАДЕЖДА НА МИР
- Несколько лет назад вы были участником проекта международного масштаба «Св. Анастасия - надежда на мир». Что это дало вам как художнику?
- Ну, прошло уже больше 10 лет… Вообще-то комитет «Св. Анастасия» существует с 1988 года, собирает средства для реставрации фресок, возведения церквей, часовен… Это масштабный, всеевропейский проект ЮНЕСКО и Совета Европы, и даже иконы с изображением великомученицы побывали на космостанции «Мир». Прежде всего, этот проект преследует миротворческие цели, что исходит из названия - «Святая Анастасия - надежда на мир» - как напоминание человечеству о хрупкости мира. Жаль только, что войн сегодня все больше и больше.
Мне повезло быть знакомым с Петром Чахотиным - просветителем и художником мирового масштаба - он-то меня и втянул сначала в серию международных выставок «Европастель» 2002 г., а потом я стал участником проекта «Св. Анастасия».
Ну а как художнику? Что ж, мои работы побывали в Италии, Франции, Сербии, Хорватии. Художники стран мира узнали друг о друге.
ИСКУССТВО XVI ВЕКА
- Легко ли быть сегодня офортистом? Откуда находятся силы? Ведь это очень трудоемкий процесс.
- Нелегко было и в XVI веке. Для меня офорт - вершина графического искусства. И здесь нужно дать качественную оценку офорту как особой культуре. Это процесс достаточно сложный, очень тонкий, в котором не должно быть второстепенных деталей, когда результат может быть достигнут только при условии внимательнейшего отношения ко всем стадиям создания гравюры.
- Вы, наверное, один из немногих в городе таксидермистов. Эта специализация сама по себе - очень редкий профиль. Помню уникальные чучела вашей работы. Почему больше не занимаетесь этим?
- Я два года подряд проходил стажировку в Клайпедском морском музее-аквариуме, где постигал тонкости таксидермии морских обитателей - рыб и животных. А когда работал в Охотскрыбводе, при поддержке тогдашнего руководителя Аскольда Григорьевича Пынько, потрясающего, великолепного человека, был создан морской музей, экспозицию которого я и собрал. Сегодня для меня это, наверное, прошедший этап. Хотя до сих пор хочу сделать акулу.
А еще люблю реставрировать совсем, казалось бы, безнадежные вещи. У меня граммофон 30-х годов - из совершенно мертвого предмета я сделал работающую вещь - он играет!
ДАР, КОТОРЫМ НАДО ДЕЛИТЬСЯ
- Нет ни одной похожей художественной мастерской - в каждой свой дух, созданный хозяином. Что для вас мастерская?
- Дом!
- Как и чем сегодня живет магаданский Союз художников?
- На мой взгляд, это прежде всего насыщенная выставочная деятельность. Почти ежемесячно меняются экспозиции в Галерее современного искусства, что в «Металлисте».
Взять хотя бы бытовую сторону вопроса: недавно благодаря усилиям председателя нашего Союза Константина Кузьминых художникам сделали очень важный подарок - поставили новые окна в творческих мастерских.
- В Магадане, можно сказать, происходит бесконечный выставочный процесс. Что такое выставка для художника? Престиж? Галочка? Лишний повод напомнить о себе?
- Наверное, это очередная ступень, некий порог. Художник работает прежде всего для зрителя. Одна из актрис сказала потрясающую вещь, что талант - это дар, который Господь тебе преподнес как кредит, и ты должен его возвращать. Если ты перестанешь создавать и делиться с людьми тем, что ты создал, то кредит твой будет исчерпан. И именно на выставке художник может себе это позволить - делиться.
- Ну и напоследок логично спросить: как отметите юбилей?
- Не люблю юбилеи. Дочь просит приехать к ней во Владимир, чтобы отпраздновать. Технически сложно, но очень хотелось бы…
Алексей ГАРИПОВ