Музыка жизни


Александр Соколовский - о поэзии и преодолении.

«Превозмогая боль, нужно жить, творить, любить», - считает советник губернатора и мэра по вопросам взаимодействия с инвалидами на общественных началах, заместитель председателя Магаданской областной организации Всероссийского общества инвалидов Александр Соколовский.

Спорт по силам

- Александр, вам не кажется, что об инвалидах у нас вспоминают только по случаю декады?

- В большинстве случаев именно так и происходит. Но на то и общественные организации, чтобы напоминать о себе во все остальные дни. Кто, если не мы?

Мы защищаем гранты, и это дает нам возможность продвигать разные проекты. За счет субсидий мы, например, приобрели хорошую музыкальную аппаратуру, большую надувную сцену, полевую кухню на 350 человек, и теперь ни от кого не зависим, сами организуем досуг и проводим праздники. Магадан, Солнечный, Сокол, Ола - везде мы побывали с концертами.

Также начали, пока в качестве эксперимента, развивать такой проект, как паратуризм. Палаточный лагерь, катание на лодках, песни у костра - на озере Соленое инвалиды провели два чудесных летних дня. Море эмоций мы привезли из Сочи, где болели за наших паралимпийцев. Да, правительство Магаданской области идею поездки поддержало, но если бы не наши усилия, она бы не состоялась.

- После Сочи вы, наверное, горите желанием развивать паралимпийский спорт на Колыме…

- Еще бы! На паралимпиаде мы собственными глазами увидели: это по силам, это возможно. И если раньше мы могли соревноваться только в рамках декады инвалидов, то теперь нам этого мало в принципе. Вскоре после сочинских игр в Магадане состоялась лыжня Вяльбе, и впервые на старт вышли люди с ограниченными возможностями - более 30 человек. Они под впечатлением до сих пор, лыжи себе купили, готовы заниматься. Этот паралимпийский вид спорта мы обязательно будем развивать.

В Сочи наш особый интерес вызвали настольные игры: морской бой, керлинг и т. д. Они хороши тем, что доступны людям с самыми разными заболеваниями, от инвалидов по зрению до тех, кто страдает ДЦП. Сейчас на Лукса, 5 идет ремонт помещения, где думаем оборудовать тренажерный зал, настольные игры и творческую мастерскую.

Неравные возможности

- Как инвалиды могут заниматься, когда они даже на улицу не выходят? Если мы и встречаем тех же «колясочников», то очень редко…

- Здесь два фактора. Первый - недоступная среда. Взять те же пандусы, очень много к ним приреканий. Понятно, что Магадан на сопке стоит, это вносит определенные трудности, но ведь можно все-таки, пусть даже в нарушение СНиПов, находить компромиссные решения. К сожалению, не везде у нас так. Второй момент - психологический. Не все инвалиды готовы показаться «на люди». Я сам стеснялся достаточно долго. Чтобы решиться на это, нужно преодолеть себя.

- Может, инвалиды потому чувствуют себя неуютно, что мы даем к этому повод?

- Знаете, когда мы проводим праздники, то стараемся вовлекать в них и здоровых людей. Такое взаимодействие дает возможность взглянуть друг на друга на равных. Это важно, потому что воспринимать нас адекватно еще немногие готовы. Я даже не косые взгляды имею в виду. Как-то ехал я в коляске по парку, навстречу молодая пара, вдруг девушка указывает своему спутнику на меня: «Ой, смотри, какая машинка, я тоже такую хочу!» Люди даже не знают, что такое инвалидная коляска.

Еще обиднее, когда нас принимают за попрошаек. Был со мной такой случай. Я не мог преодолеть бордюр, обратился к молодому человеку: «Помогите, пожалуйста!» - «Извините, денег нет». Не знаю, может, я настолько плохо выгляжу….То есть у людей срабатывает стереотип: если просишь, то деньги. Хотя я понимаю, откуда: инвалиды с протянутой рукой, - не от хорошей жизни идут на это. Пенсии у нас не ого-го, а трудоустроиться не всякий может…
Смысл жить

- Александр, вы рано заболели, как это повлияло на вашу жизнь?

- В 14 лет я заболел, с 15 по больницам, с тех пор она стала вторым домом. Но именно в больнице я стал задумываться о тайнах бытия, о смысле жизни, там я пришел к вере, покрестился.

Бог послал мне испытание, но даровал и утешение - способность творить. В палате для тяжелобольных я начал писать стихи, это было как озарение свыше. Стихи, как и вера, очень помогают.

- О чем ваши стихи?

- Мои стихи - это мои настроения. Я просто вслушиваюсь в музыку жизни и делюсь ею с окружающими.

Есть у меня философские стихи, стихи о войне, о любви, конечно. Я ведь живой человек…Вообще у меня много любимых занятий - рыбалка, фотография, городецкая роспись, графика. Правда, уже давно я не брал кисть в руки, некогда.

- Вы такой занятой?

- В этом году мы возродили деятельность Всероссийского общества инвалидов, работы много.
- Нет обиды на жизнь? В мире столько удовольствий, которые могут быть вам недоступны..

- Я не считаю себя обделенным. Да, я не могу свободно пройтись по магазинам, но это не смертельно. Конечно, через муки мы все проходим, но найти себя можно, главное - не сломаться.

Превозмогая боль, нужно жить, творить, любить. Всегда есть смысл жить, ведь мы приходим на эту землю не просто так.

И я благодарен Богу, что жив и нужен другим. Мне везет с людьми, которые меня окружают. Рядом друзья, пусть их немного, но они настоящие. Рядом мой любимый человек, рядом моя мама.

- В личной жизни вам повезло?

- Семья - это моя мечта, правда. Есть человек, которого я люблю, и мое чувство взаимно, но есть и ряд обстоятельств… Я надеюсь, мне повезет. Я в это верю. Мне 45 лет, я еще молодой!

Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ








Колымские колонки