Чтобы каждый гражданин мог дотянуться до власти рукой


В середине нынешнего года внесены существенные изменения в ФЗ № 131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации».


Они скорректировали принципы территориальной организации местного самоуправления, изменили подходы к порядку его формирования, конкретизировали полномочия муниципалитетов по решению вопросов местного значения в части их объема и перераспределения между уровнями муниципальных образований.

Только в октябре проблемы реформирования этих структур рассматривались на Совете территории, съезде ассоциации «Совет муниципальных образований Магаданской области», заседании Общественной палаты Колымы. В этих и других мероприятиях принимал участие и выступал заместитель губернатора - руководитель аппарата губернатора А. А. Плют. «Магаданская правда» попросила Алексея Александровича как человека компетентного в данной теме ответить на вопросы газеты о сути реформирования органов местного самоуправления на нашей территории.

ОПТИМИЗАЦИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, КАЧЕСТВО

- Алексей Александрович, почему, на ваш взгляд, возникла необходимость вносить изменения в федеральный закон о местном самоуправлении, ведь жили же с ним десять лет?

- Но и жизнь не стоит на месте, все меняется. А упомянутый вами закон направлен на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года, в котором Владимир Путин обозначил задачу общих принципов организации местного самоуправления, развития сильной, независимой, финансово-состоятельной власти на местах, такого ее устройства, «чтобы любой гражданин мог дотянуться до нее рукой».

Основными целями изменения законодательства являются оптимизация местного самоуправления, повышение эффективности и качества муниципального управления.

- Что же предстоит сделать в ходе проведения реформы местной власти?

- Действующая редакция ФЗ № 131 расширяет полномочия органов государственной власти субъектов РФ, в частности, законодательством предусмотрено несколько вариантов формирования представительных органов муниципальных районов:

- первый - из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов поселений, которые избираются из состава собрания представителей;

- второй - формирование собрания представителей района через муниципальные выборы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Для специфики нашего региона более приемлем вариант формирования представительных органов муниципальных районов по первой схеме: равное представительство глав и депутатов представительных органов поселений района.

Поскольку самый красноречивый аргумент - цифры, финансы, то судите сами: если в 2015 году мы должны организовать в регионе 44 избирательные кампании, а за три года - с 2014 по 2016-й - 75, представляете, в какую сумму это вылилось бы?

Безусловно, ощутимее для людей и значимее будет перенаправить эти средства на приведение в порядок дорог, ремонты и строительство новых детских садов, школ, больниц, спортивных комплексов и центров культуры, благоустройство колымских поселков...

Учитывая ситуацию, территориальные особенности Колымы, финансовую составляющую выборов, законодательным собранием региона 6 июня 2014 года принят Закон Магаданской области «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований», которым закреплен первый способ формирования представительных органов муниципальных районов.

- Из кого эти органы будут формироваться?

- Представительный орган муниципального района формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов поселений на равной основе независимо от численности населения поселений. Норма представительства поселений в органе муниципального района определяется уставом, как и число депутатов представительного органа муниципального района. Новая схема формирования представительных органов районов применяется по истечении срока полномочий действующих. В частности, в нынешнем году по новой схеме должен быть сформирован представительный орган МО «Среднеканский район», в 2015-м - в муниципальных образованиях «Северо-Эвенский район», «Сусуманский район» и «Тенькинский район».

С УМЕНИЕМ РУКОВОДИТЬ ЧЕЛОВЕК НЕ РОЖДАЕТСЯ

- Алексей Александрович, как предполагается избирать глав муниципалитетов?

- Одной из новелл Федеральный закон №136-ФЗ наделяет субъект Российской Федерации правом устанавливать порядок избрания глав муниципальных образований.

Предлагаются две схемы: первая - всенародные выборы главы в муниципалитете; вторая - депутаты представительного органа избирают главу из своего состава.

В первом случае глава либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию.

Во втором случае исполняет полномочия председателя, но не имеет права возглавлять местную администрацию (исключение только у глав сельских поселений). Глава же местной администрации назначается на должность по результатам конкурса. Срок действия его контракта определяется уставом муниципального образования.

ГДЕ В ГЛУБИНКЕ ВЗЯТЬ СИТИ-МЕНЕДЖЕРОВ?

- Сегодня иностранные слова, например «сити-менеджер», можно услышать даже в маленьком поселении Колымы. Дань моде или реальная необходимость искать новые формы местного самоуправления?

- Я бы так ответил: институт сити-менеджеров в России активно развивается. У него есть как сторонники, так и оппоненты, но это реалии жизни.

Основная проблема всегда в кадрах. Сколько примеров, когда на выборах одерживали победу люди непрофессиональные, не владеющие искусством управления? Нет нужды говорить, какими бывают последствия. И можно привести немало фактов, когда грамотные управленцы возглавляют местную администрацию на контрактной основе, люди их уважают и ценят, а поселения становятся комфортнее, живется там лучше. Причем деятельность такого сити-менеджера прозрачна и подконтрольна населению. Безусловно, с умением руководить человек не рождается. Мы уже начали в корне менять кадровую политику, формируем управленческий резерв. Активно используем практику повышения квалификации государственных и муниципальных служащих на базе магаданских вузов, высшей школы центральных регионов.

Указанная схема позволит привлечь в исполнительно-распорядительные органы муниципалитетов профессионалов высокого уровня.

В нашем регионе положительные примеры реализации указанного института есть в городе Магадане и Омсукчанском районе. По такому же пути в нынешнем году пошли в п. Ола и Усть-Омчуг.

В РАЙОНАХ ПОЯВЯТСЯ ГОРОДСКИЕ ОКРУГА

- Какие еще механизмы улучшения эффективности организации местного самоуправления предполагается использовать на нашей территории?

- Одной из мер по повышению эффективности муниципального управления является образование на территории отдельных районов области городских округов. На публичных слушаниях в поселениях Омсукчанского района жители поддержали такую инициативу.

Подготовлен и проходит процедуру согласования проект закона Магаданской области, определяющий схему образования и организации деятельности нового муниципального образования. Указанная схема для нас не новая - до 2003 года мы работали на базе одноуровневой системы местного самоуправления, и достаточно успешно.

Необходимо использовать имеющуюся практику и возможность формирования городских округов, где это возможно. Это еще один механизм повышения эффективности организации местного само­управления на территории области.

ПРО ЛЕБЕДЯ, РАКА И ЩУКУ

- В небольшом поселении колымской глубинки можно встретить много начальников и чиновников, а кто и за что отвечает, не понять.

- Когда в маленьком поселке сосредоточены четыре органа местного самоуправления, все получается как в басне Крылова про лебедя, рака и щуку. В начальниках запутаешься, а жизнь лучше не становится. Используя предусмотренную федеральным законодательством возможность, нужно в ближайшее время во всех административных центрах объединить местные администрации муниципального района и поселения. В выигрыше будут все. Увеличатся финансовые, административные, кадровые и технические ресурсы для решения вопросов, которые касаются ежедневных потребностей населения.

Типовые планы и методические рекомендации по решению вопросов, связанных с объединением местных администраций, утверждены распоряжением губернатора от 16.09.2014 г. № 340-р «О мероприятиях по работе в сфере совершенствования организации местного самоуправления в Магаданской области».

НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ - ПЕРЕДАЙ ПОЛНОМОЧИЯ

- В итоге реформирования местной власти сельские поселения не будут заниматься обеспечением людей топливом, транспортом, жильем, вывозом бытовых отходов и прочим, они эти полномочия передадут органам местного самоуправления?

- К вопросам местного значения сельских поселений уже не будут относиться организация снабжения населения топливом, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация транспортного обслуживания населения в границах поселения и другие. Проблемы местного значения на этих территориях с 1 января 2015 года должны решаться органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Такой подход к решению вопросов во многом обусловлен необходимостью снижения управленческой нагрузки на муниципальные власти сельских поселений. Как показывает практика, в этих населенных пунктах проблемы финансовой и кадровой обеспеченности остаются нерешенными. Здесь и неразвитость экономических отношений, и отсутствие современной инфраструктуры, и низкое число проживающего населения.

В силу специфичности нашей территории указанные проблемы муниципального управления стоят особенно остро не только в сельских, но и в городских поселениях. В этих условиях органами власти регионального и муниципального уровней вопросам организации теплоснабжения населения уделяется повышенное внимание. Исполнительной властью Магаданской области совместно с органами местного самоуправления прорабатывается вопрос о передаче полномочий по теплоснабжению населения от городских поселений на уровень муниципальных районов.

На территории нашей области образовано 18 городских поселений, расположенных в пределах границ Ольского, Хасынского, Среднеканского, Тенькинского, Сусуманского, Омсукчанского, Северо-Эвенского, Ягоднинского муниципальных районов.

В настоящее время соответствующие соглашения о передаче полномочий по теплоснабжению уже подписаны между администрациями муниципальных образований «Тенькинский район» и «Поселок Усть-Омчуг», «Ольский район» и «Поселок Ола».

Переход полномочий на уровень муниципальных районов позволит оптимизировать численность органов местного самоуправления городских поселений, снизить издержки местных бюджетов, обеспечить повышение качества взаимодействия с органами государственной власти, хозяйствующими субъектам, а также улучшить эффективность контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

Типовые планы и методические рекомендации по решению вопросов, связанных с передачей полномочий поселений на уровень муниципальных районов, утверждены распоряжением губернатора Магаданской области от 16.09.2014 г. № 340-р «О мероприятиях по работе в сфере совершенствования организации местного самоуправления в Магаданской области».

НУЖНЫ ПОПРАВКИ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

В завершение беседы скажу, что для достижения положительных результатов реформы местного самоуправления нам необходимо в срочном порядке подготовить и внести поправки в региональное законодательство и муниципальные правовые акты. Следует разработать методическую базу и модельные акты для муниципальных образований, подготовить дорожные карты-схемы организации местного самоуправления для каждого муниципалитета, добиться финансового обеспечения полномочий во всех муниципальных образованиях территории, активнее включать в обсуждение преобразований в муниципалитетах население и общественные организации, обеспечить информационную открытость реформирования органов местного самоуправления на всех уровнях.

Владимир Дудник








Колымские колонки