Общественная палата г. Магадана в минувшем году стала инициатором дискуссии, а затем и внесла в городскую Думу проект изменений системы выборов мэра, которая рассмотрела его и после обсуждения различных точек зрения большинством голосов приняла эти изменения в Устав г. Магадана.
Прошло больше года, и теперь в регионе идет общественное обсуждение масштабной реформы местного самоуправления, во многом, по сути, реализующей те же идеи на уровне муниципальных образований. Считаю возможным с позиций сегодняшнего дня еще раз вернуться к тем базовым аргументам, которые являлись основой позиции Общественной палаты г. Магадана по прошлогодней инициативе перехода к новой модели организации местного самоуправления в нашем городе.
Магаданцы часто критиковали сложившиеся формы управления конкретными сторонами муниципальной жизни, нашей с вами реальной жизни. Не стану перечислять многие факторы недовольства - по некоторым Общественная палата активно работала, пытаясь повлиять на перемены к лучшему. Сейчас остановлюсь на высказывавшихся претензиях в социально-политическом аспекте. Имевшаяся система муниципального устройства была далеко не идеальна, ее недостатки очевидны. Что людей не устраивало на протяжении многих лет?
Явка избирателей на муниципальных выборах традиционно составляет менее трети, то есть две трети избирателей вообще не пользуются своим избирательным правом. Недоверие граждан к институту местных выборов выражается в том, что люди голосуют «ногами». А ведь обеспечение возможности голосовать каждому избирателю стоит денег, и немалых. Бюджетг. Магадана и подавляющего большинства муниципальных образований региона дотационный, то есть своих денег не хватает на исполнение закрепленных законом функций. А что такое местное самоуправление? Это самостоятельная, под свою ответственность, на свои собственные средства, самоорганизация граждан для решения вопросов местного значения. Но если экономика конкретного поселения, да и муниципального района не может обеспечить финансовую самостоятельность муниципалитета, то и затраты на обслуживание управленческого аппарата, процедуры формирования органов местной власти необходимо сокращать. Попросту говоря, жить надо по средствам. И такая возможность есть без ущемления реальных прав граждан на представительство своих интересов, она заключается в переходе на другую также предлагаемую законом модель формирования местных органов власти.
Кроме того, реальная жизнь показывает, что во многих городах широко использовались имеющиеся в системе выборов возможности влияния на результат, по сути, его предопределение, со стороны крупных финансово-промышленных групп. Соотношение численности населения нашего региона и города Магадана таково, что жители областного центра составляют 2/3 от населения региона. При названных выше объективных уровнях явки и числе голосов, необходимых для победы, масштаб имеющихся у крупных корпораций ресурсов даже избыточен для достижения подобных целей. А то, что у крупного капитала могут быть политические амбиции, ни для кого не секрет и неоднократно подтверждалось опытом других российских регионов. Но настоящая демократия - это не базарная площадь, не Майдан, где чем громче крикнешь, тем больше у тебя власти, а система сдержек и противовесов, баланса сил и интересов всех субъектов местного сообщества.
И, наконец, о реальном, а не декларативном контроле над мэром со стороны избирателей. Существовавшая в предыдущей модели процедура отзыва мэра населением практически нереализуема. Сейчас эта процедура абсолютно реалистична и находится в компетенции городских депутатов.
Все указанные моменты обсуждались, конечно, давно, и не только в нашем городе. Давайте обратимся к опыту решения подобных вопросов в других российских городах. Федеральный закон № 131 об основах местного самоуправления предлагает многовариантный подход к муниципальному устройству. Федеральный законодатель дает возможность самим муниципалитетам выбирать, какая из трех моделей формирования муниципальной власти наиболее им подходит. Выборы мэра прямым голосованием (модель «сильный мэр - слабый совет»), выборы главы муниципалитета городской Думой из числа депутатов и третья, на мой взгляд, наиболее приемлемая модель федерального закона - разделение политической и хозяйственной функций в местном самоуправлении. Глава муниципального образования - фигура политическая, избирается Думой из числа депутатов. А мэр является квалифицированным управленцем городским хозяйством, назначается городской Думой после конкурсного отбора и ею же может быть отстранен от должности.
Необходимо отметить, что данная модель уже избрана еще до обсуждаемой реформы местного самоуправления в половине муниципальных образований России. В качестве примера можно привести такие областные центры, как Волгоград, Барнаул, Тюмень, Пермь, Курган, Орел, Кострома, Нижний Новгород, Екатеринбург, Тула, Мурманск, Норильск, Благовещенск, и другие. Опыт этих городов показывает, что дискуссия по выбору той или иной формы муниципального устройства проходила с разной степенью остроты, потому что в каждом городе есть своя специфика, возможность предусмотреть которую и учел федеральный законодатель. Однако модель работает и доказывает свою эффективность. И в целом можно сказать, что нет и не может быть никакой предопределенности в существовании какой-либо модели, потому что главным движителем по ее трансформации выступает сама жизнь. В этом деле самое главное - быть честными с собой, а не жить иллюзиями.
Основная политическая фигура в регионе, также обладающая и достаточными экономическими рычагами решения вопросов, - это губернатор. Тем более губернаторы снова избираются на прямых выборах. Такая модель, кстати, исключает возможность противостояния, конфликтов между губернатором и мэром областного центра, которые не раз наблюдались во многих регионах России. Учитывая особенности нашей области и изложенные аргументы, и сегодня считаю разделение в муниципальном образовании «Город Магадан» должности и полномочий главы муниципального образования и мэра города (главы местной администрации), переход к модели выборности мэра Думой шагом абсолютно практичным и эффективным. Это позволило деполитизировать хозяйственное управление городом, усилило ответственность мэра перед городской Думой, обеспечило реальную возможность его отзыва в случае серьезных нарушений. Сегодня перед мэрами стоят конкретные задачи, от грамотного и эффективного решения которых зависит жизнь горожан. И мы сегодня ждем от мэра не политической активности или реализации политических амбиций, а качественной повседневной работы по улучшению нашей жизни. Первый год функционирования в г. Магадане новой модели формирования исполнительной власти показал, что она абсолютно работоспособна и, как минимум, не менее эффективна, чем прежняя.
Олег Дудник.
Председатель Общественной палаты г. Магадана