30 мая 2014 года в «Магаданской правде» было опубликовано письмо Виктора Резниченко «С заботой о потомках?», в котором шла речь о некачественном, по мнению автора, строительстве жилых домов в Магадане. В частности, новых зданий по ул. Гагарина (в районе магазина «Нептун»). 27 июня 2014 года в «Магаданской правде» опубликован комментарий руководителя департамента САТЭК мэрии г. Магадана на указанное письмо «А что же Госстройнадзор?».
По данному вопросу управление архитектуры и градостроительства Магаданской области как орган регионального государственного строительного надзора, а также как учредитель МОГАУ «Управление государственной экспертизы» разъясняет следующее.
Согласно Градостроительному кодексу РФ (далее - Градкодекс) экспертиза проектной документации, а также государственный строительный надзор осуществляются при строительстве объектов капитального строительства и их реконструкции, кроме случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 49 Градкодекса, то есть при строительстве жилых домов высотой до 3 этажей и объектов любого назначения высотой до 2 этажей и площадью до 1,5 тысячи квадратных метров.
Например, государственный строительный надзор не осуществлялся в отношении двухэтажных жилых домов по ул. Энергостроителей в Магадане. В отношении таких домов контроль за соответствием построенного объекта требованиям проектной документации осуществляет непосредственно сам застройщик. И, если говорить, в частности, о г. Магадане, перед выдачей разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию, департамент САТЭК мэрии г. Магадана проводит осмотр объекта капитального строительства (за исключением объектов, на которых осуществляется государственный строительный надзор) в течение 3 дней с момента получения заявления на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, проводит осмотр заявленного объекта, составляет проект разрешения о выдаче или проект письма об отказе в выдаче разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с ч. 5 ст. 49 Градкодекса предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Архитектурные решения жилых домов, а также тип их внутренней и внешней отделки (вариант облицовки дома, цвет обоев, цвет и вид кафельной плитки и т. д.) находятся полностью во власти проектировщика, разрабатывающего проект по заданию заказчика, и органы экспертизы не вправе указывать, какими должны быть такие решения, если они соответствуют требованиям технических регламентов.
Что же касается осуществления государственного строительного надзора, то в соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ 01.02.2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» при строительстве проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования. Таким образом, государственному строительному надзору подлежат только так называемые ответственные конструкции.
Вместе с тем при строительстве объекта капитального строительства согласно ст. 53 Градкодекса должен осуществляться также и строительный контроль (технический надзор), ключевой задачей которого является контроль за качеством выполняемых на объекте строительства работ, а при необходимости оперативное обнаружение факта несоответствия действующим требованиям, нормативам и проектной документации. Также ведется контроль за своевременностью и стоимостью выполнения строительных и монтажных работ. Функции строительного контроля могут осуществлять и заказчик, и лицо, осуществляющее строительство объекта капитального строительства. Факт проведения контрольных мероприятий, а также результаты их проведения фиксируют путем составления соответствующих актов с указанием обнаруженных недостатков или их отсутствия. Итоговый же акт подписывается только после исправления выявленных недостатков. Стоит ли говорить, что надзор и контроль над строительным процессом намного дешевле и эффективнее, чем исправление допущенных ошибок? В целом же экспертиза проектной документации, а также последующие строительный контроль и государственный строительный надзор за строительством дают возможность сэкономить инвестиционный бюджет, снизить финансовые потери, экономить время заказчика, не допустить срыва сроков строительства, как следствие - обеспечить сдачу объекта капстроительства в срок и его дальнейшую безопасную эксплуатацию.
Если говорить о конкретных объектах, указываемых в письме, а именно о жилых домах по ул. Гагарина (в районе магазина «Нептун»), то согласно муниципальным контрактам, заключенным между департаментом САТЭК мэрии г. Магадана и ООО «СМУ-6», строительство указанных жилых домов, а также осуществление строительного контроля при их строительстве было возложено на ООО «СМУ-6», а осуществление контроля за исполнением указанных контрактов путем проверки качества, объемов и сроков выполнения работ осуществлялось департаментом САТЭК мэрии г. Магадана. Учитывая, что все акты приемки выполненных работ были подписаны департаментом САТЭК мэрии г. Магадана, можно предположить, что муниципальный заказчик остался удовлетворен выполненными работами, их качеством и объемами.
Георгий КУЧУГУРА, руководитель управления архитектуры и градостроительства Магаданской области.