Детсад как дом родной...


В 2013 году системе дошкольного образования исполняется 150 лет.

Дошкольное образование в общей системе образования города Магадана занимает прочное место. Если сделать небольшой экскурс в недалекое прошлое, то можно отметить, что за последние несколько лет дошкольное образование города Магадана претерпело существенные изменения. Об этом и многом другом пойдет речь в интервью с начальником отдела дошкольного образования управления образования мэрии города Магадана Надеждой Николаевной Полевой.

- Надежда Николаевна, насколько изменилась система дошкольного образования нашего города за последние годы?

С уверенностью сегодня можно сказать, что в городе Магадане сформирована гибкая, многофункциональная сеть дошкольных образовательных учреждений. Наряду с традиционными формами дошкольного образования активно используются иные формы пребывания детей в учреждениях. В городе функционируют 33 дошкольных образовательных учреждения: 2 детских сада присмотра и оздоровления, 1 детский сад компенсирующего вида, 5 центров развития, 2 начальные школы – детский сад, общеразвивающих – 9, комбинированных -14. В дошкольных учреждениях созданы группы для разной категории детей: для детей с задержкой психического развития, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, зрения, группа «Особый ребенок» для детей со сложной структурой дефекта. Вариативность образования позволила увеличить численность детей, получающих услугу дошкольного образования. В настоящее время ДОУ посещают более 5,5 тысячи детей. Охват дошкольным образованием составляет 82%, дети от 5 до 7 лет – 92%. Магадан занимает 6-е место в России по обеспеченности местами в дошкольных учреждениях.

Во исполнение Указа Президента РФ № 599 от 07.05.2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образовании и науки» в части достижения к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет управлением образования принимаются меры по ликвидации дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях. С этой целью реализуется муниципальная программа «Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений на 2012-2015 годы»; открываются дополнительные группы в детских садах.
С января 2012 года магаданские дошколята посещают МАДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 7» на 10 групп. Еще ранее гостеприимно распахнул двери после капитального ремонта детский сад «Умка» на 5 групп. В 2006 году был открыт современный детский сад комбинированного вида № 3 на 10 групп (195 мест).

В 2013 году проводится капитальный ремонт здания ДОУ № 50, что позволит еще 150 дошколятам посещать детский сад, соответствующий современным требованиям.

- Говоря об увеличении охвата всех желающих дошкольным образованием, нельзя обойти вниманием такую категорию как дети с ограниченными возможностями здоровья. Какая работа проводится в этом направлении?
Как и по всей стране, так и в городе Магадане увеличивается количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи. С целью обеспечения коррекционной помощи детям в ДОУ развернута сеть групп: для детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, нарушением зрения, детским церебральным параличом, тубинфицированных, часто и длительно болеющих, организована группа кратковременного пребывания для детей-инвалидов «Особый ребенок», впервые в городе и области организованы патронажные услуги детям дошкольного возраста на дому с кратковременным пребыванием в дошкольном образовательном учреждении № 60. С 2006 года продолжает функционировать группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» в МДОУ № 15 для детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Как относятся родители к качеству современного дошкольного образования?

Опрос родителей (законных представителей) детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Магадана, показал, что удовлетворенность образовательными программами, реализуемыми в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях составляет 90-92%, удовлетворенность интересом ребенка к деятельности – 87–89%, удовлетворенность педагогами – 90–93%, удовлетворенность развитием своих детей около 90%, режимом работы МДОУ – 90%, условиями жизни в МДОУ – 90%; питанием–80%.

- Надежда Николаевна, в настоящее время в стране активно идет модернизация общего образования. Затронула ли она дошкольное образование?

Позитивные стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования определены Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые стали внедряться в ДОУ города Магадана с 2011 года.
Период 2011-2013 годов явился переходным периодом к внедрению Федеральных государственных требований в образовательное пространство учреждений. Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования повысило ответственность дошкольных учреждений за качество и конечный результат образовательной работы. Анализ достижений выпускников ДОУ в 2013 году показал, что 70% детей имеют высокий уровень овладения образовательными программами, 29%–средний, 1%–низкий.
В системе дошкольного образования города Магадана созданы условия, способствующие максимальному раскрытию потенциальных возможностей детей, проявляющих способности. Традиционно для дошкольников проводятся городские мероприятия: «Веселые старты», «Лыжня Вяльбе», интеллектуальная олимпиада, выпускной бал «До свидания, детский сад, до свидания!»; городские акции: «Зимний стадион для всех», «Моя безопасность», «За здоровый образ жизни», «Мой любимый детский сад», «Я – юный колымчанин» и др.

Еще несколько слов хочется сказать о реформировании дошкольного образования в связи с вступлением в силу с 1.09.2013 года нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года № 273-ФЗ). В связи с вступлением в действие Закона мы ждем позитивных перемен в системе дошкольного образования, т.к. с 2014 года полномочия по реализации программ дошкольного образования возлагаются на субъект, будут разработаны новые нормативы финансирования. Большие надежды мы также возлагаем на комплекс мер по модернизации дошкольного образования, объявленный Правительством РФ и Минобрнауки России в 2013 году.

- Несколько слов о работе с родителями.

Как эффективное средство организации диалога с родителями (законными представителями) стали традиционные городские родительские конференции: «Защита прав и достоинств маленького гражданина», «Здравствуй, детский сад», «Возможности семьи в развитии личности ребенка». Стали популярными дни открытых дверей в дошкольных образовательных учреждениях, проведение городских акций и др.

- Работа педагогов дошкольных образовательных учреждений сложна, требует большой подготовки и самоотдачи. Есть ли у педагогов возможность обмена опытом?

Работа педагогов действительно трудная, но педагоги муниципальных дошкольных образовательных учреждений принимают ежегодно участие в городских конкурсах педагогического мастерства: «Педагог года», «Конкурс авторских программ и пособий к ним». С целью информированности о достижениях работников, педагогов и воспитанников ежегодно проводятся городские конкурсы на лучшую организацию питания, по безопасности жизнедеятельности, а также городские акции: «С любовью к городу», «Мой детский сад – мой дом», «Неделя дошкольника», «Я – юный колымчанин», «Зимний стадион для всех», «Зеленый огонек здоровья», «Моя безопасность», «Сохрани дерево» и другие. Материалы акций, конкурсов, достижения публикуются на страницах местной печати, размещаются на сайтах дошкольных образовательных учреждений, управления образования мэрии города Магадана, мэрии города Магадана.

Коллективы муниципальных дошкольных образовательных учреждений активно включаются в опытно-экспериментальную работу, так осуществляется областной эксперимент в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 57» «Системное внедрение регионального компонента в образовательный процесс дошкольного учреждения».

На уровне города проводятся эксперименты: «Отработка модели управляющего (попечительского) совета дошкольного образовательного учреждения» в МДОУ №№ 3, 63, 66), «Интеграция православной культуры в образовательном процессе детского сада» (МДОУ №№ 33, 38, 55, 67); «Создание модели предшкольного образования для детей с разным уровнем развития» (МДОУ № 53), «Создание адаптивной модели ДОУ с учетом интеграции личности ребенка в современное общество» (МДОУ № 58), «Разработка и внедрение программы для детей дошкольного возраста, ослабленных и часто болеющих в условиях северного детского сада «Здоровый крепыш» (МДОУ № 2).

Работа по совершенствованию дошкольного образования в Магадане продолжается.

Д.ТЕМИНА.








Колымские колонки