Это тот самый случай, когда спрос неограничен, а предложения почти нет. Законы экономики не работают на Колыме, когда дело касается развития туризма.
По данным комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации Магаданской области, в 2011 году к достопримечательностям нашего региона приобщилось около 30 иностранцев, а в 2012-м примерно 500. Для сравнения: соседний Камчатский край в этот период принял более 40 тыс. человек из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Конечно, Камчатка - это не Колыма. Туристическая инфраструктура развивалась там еще в советские годы. Но интерес к нашему региону в последнее время действительно огромен. Эту позицию разделяет наш сегодняшний собеседник депутат Магаданской областной Думы Игорь ДОНЦОВ.
- Игорь Борисович, можно ли сейчас оценить туристический потенциал нашего региона? Способна ли эта отрасль действительно влиять на экономику Колымы?
- Магаданская область, как и Камчатка, обладает колоссальным потенциалом в этом направлении. Во-первых, большой интерес представляют красоты колымской природы, наслаждаться которыми можно в любое время года. Экологический туризм сейчас очень популярен, и такие колымские реки, как Буюнда, Омолон, Коркодон, уже давно облюбовали продвинутые любители сплава. Во-вторых, мы можем предложить нашим гостям уникальную рыбалку. Сейчас лидером в этом направлении является Норвегия, но ответственно заявляю, что морская и речная рыбалка на Колыме ничем ей не уступает. В-третьих, большой интерес представляет трофейная охота. Это очень большой бизнес, который, например, в Соединенных Штатах Америки дает около 40 млрд. долларов. Там более 40 млн. человек в год приобретает разрешения на спортивную охоту и рыбную ловлю. При этом люди ездят по всему миру, охотятся на разных континентах, в том числе и в густонаселенной Европе. А вот мы, обладая серьезными охотничьими ресурсами, пока себе этого позволить не можем. Хотя у нас есть опыт организации охоты на лося, бурого медведя, снежного барана, чьи трофейные качества, численность и разнообразие позволяют поставить это дело на более серьезный уровень. Совсем недавно я встречался с руководителями двух крупнейших российских туроператоров, которые сами проявили интерес к нашей территории. Их клиенты слышали про такие знаковые места, как озеро Джека Лондона, острова Завьялова и Спафарьева. Разумеется, на слуху и лагерное прошлое Колымы. Но у потенциальных туристов есть много вопросов, ответы на которые нам еще предстоит искать: как добраться к месту отдыха, где жить, на какой уровень сервиса можно рассчитывать?
- Получается, все упирается в неразвитость инфраструктуры. Но ведь на Колыме есть фирмы, которые оказывают услуги для туристов из-за рубежа…
- Да, такая работа ведется. Но все строится на уровне личных контактов, каких-то договоренностей. Очень много запросов поступает от жителей стран Европы, Прибалтики, разумеется, Москвы, но удовлетворить этот интерес в полном объеме наш регион не может. По большому счету автомобильные и железные дороги, сети отелей заканчиваются где-то в районе Байкала. Фирмы Иркутской области еще могут предложить операторам туристический продукт в его современном международном понимании. Покупка тура к самому крупнейшему озеру мира подразумевает перелет, проезд, проживание, сервис, услуги экскурсовода. У нас же все заканчивается на первом этапе. Тарифы на авиаперелеты в Магаданскую область носят сезонный характер. Билеты приходится бронировать. Добраться до нас можно только по воздуху, а цены в активный туристический сезон, то есть весной, летом и осенью, авиакомпании накручивают беспощадно.
Убежден, что решать этот вопрос нужно на государственном уровне. Очень хорошо, что на эту проблему уже обратили внимание в Генеральной прокуратуре. В обращении к премьер-министру Дмитрию Медведеву Юрий Чайка отметил, что авиакомпании толкуют переставшие быть актуальными нормы исключительно в свою пользу. В частности, пассажирам навязывают услуги, о которых они даже не подозревают, что вызывает искусственное удорожание билета примерно в полтора раза. Никто не заставляет авиакомпании работать себе в убыток, но добиться снижения издержек можно и путем увеличения объема перевозок. Для жителя Европы, привыкшего к разумным ценам на авиабилеты, 50 тыс. рублей в один конец до Магадана кажется слишком дорогим удовольствием. И это при том, что далее потенциальный турист столкнется с отсутствием гостиниц, неразвитостью сферы услуг и такого привычного для северных стран явления, как малая авиация.
Некоторые туристические компании Магадана обладают комфортабельными базами отдыха, а Магаданская область крупнейшим аэропортом. Все, что лежит между ними, нуждается в инвестициях, и здесь в первую очередь интерес должно проявить государство. Мы уже приводили в пример Камчатку, регион со схожими природными условиями. Там действует более 80 компаний, оказывающих туристические и экскурсионные услуги. Их объем исчисляется сотнями миллионов рублей. В крае принята государственная программа развития отрасли, которая подразумевает не только целый комплекс мероприятий по развитию этого сектора экономики, но и затраты из бюджетов всех уровней, в том числе и на развитие транспортной составляющей путешествий. Очевидно, что всем заинтересованным сторонам - и туристическим фирмам, и органам государственной власти - следует вплотную заняться этим вопросом. Магаданской области необходима своя программа развития отрасли. Причем федеральный центр в последние годы охотно выделяет под такие начинания серьезные ассигнования.
В облспорттуркомитете пояснили, что прямого влияния на турфирмы у них нет. С тех пор как у региона забрали полномочия по лицензированию этого вида деятельности, здесь могут опираться только на информацию, полученную Магаданстатом. Тем не менее, по данным на конец 2011 года, в нашем регионе насчитывалось 14 предприятий, оказывающих туристические услуги. Большая часть фирм ориентирована на выездной туризм. Вот и получается, что стоимость проданных колымчанам турпутевок в 2011 году превысила отметку в 240 млн. рублей. Магаданскую область по туристической визе посетили 33 иностранца. Из них 15 представляли США, а 18 - другие страны.
- В 2012 году, по предварительным подсчетам, Магаданскую область по туристической визе посетило около 500 иностранцев. В 2013-м мы рассчитываем выйти на уровень 1 тысячи туристов, - сообщил по итогам совещания с руководителями туристических компаний Колымы председатель областного комитета Александр Герасимчук. - Объем выделенных на развитие туризма средств составит в текущем году 800 тыс. рублей. Эти деньги планируется потратить на участие представителей магаданских компаний в различных выставках, на которых они представят туристические возможности нашего региона.
Свой вклад в проект развития туризма в Магаданской области сделали в Магаданском институте экономики. В 2011 году здесь открыли набор на отделение по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». В вузе действуют очное и заочное отделения, на которых обучается несколько десятков студентов. По словам директора Олега Дудника, новую специальность открыли в рамках договоренностей с администрацией Магаданской области.
- Мы сознательно пошли на этот шаг, несмотря на то что пока отрасли, связанные с развитием туризма, находятся у нас в зачаточном состоянии. Если не начать подготовку специалистов, то и развивать это направление будет некому, - отметил Олег Владимирович. - Чтобы ситуация изменилась, нам нужны недорогие гостиницы, в том числе и в районах области, где находятся многие потенциально привлекательные для туристов объекты. Большой проблемой также являются непомерно высокие тарифы на авиаперелеты. Сейчас вся логистика завязана на Москве, что отсекает от туристических возможностей большой сегмент жителей центральных районов России и Урала.
Мы продолжаем разговор с депутатом Игорем Донцовым. В округе, который он представляет в региональном законодательном собрании, с въездным туризмом хорошо знакомы. Компания “Экспедиция-тур” с 2005 года предоставляет услуги трофейной охоты, которыми пользуются не только жители центральных районов страны, но и иностранцы.
- С какими трудностями приходится сталкиваться вам, даже имея успешный опыт организации туристического дела?
- Очень серьезная проблема современной России с ее огромными территориями - это неразвитость малой авиации. Вот, например, в Канаде и американском штате Аляска, где климатические и природные условия очень схожи с нашими, летают с незапамятных времен. В обыкновенной семье может быть два самолета. Как правило, это легкие машины марки «Cessna», которые стоят около 50 тыс. долларов и могут эксплуатироваться до 30 лет. Новая Зеландия вообще является бесспорным лидером по степени развитости вертолетных авиаперевозок. Даже в странах Африки, считающихся третьим миром, хорошо развита малая авиация. У нас аэродромы есть не во всех районах, счет вертолетов идет на единицы, самолетов почти нет. Вот и получается, что весной и осенью, когда можно охотиться на лося, медведя, снежного барана, мы сталкиваемся с проблемами авиабилетов. Свяжи малая авиация Магадан, районные центры, например, с Якутском, монополизации рынка межрегиональных перелетов можно было бы избежать. Повышение транспортной доступности, в свою очередь, увеличит пассажиропоток и положительно отразится на развитии малого бизнеса, сферы услуг и, разумеется, туристического направления.
- Что может изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию?
- Рынок авиаперевозок не отличается большой конкуренцией. При этом приход каждого нового предприятия сюда позволил бы сбить цену процентов на 17. Сейчас на Дальнем Востоке только магаданский и анадырский аэропорты не осуществляют международных рейсов. Хабаровск и Владивосток давно освоили Юго-Восточную Азию. Даже из Благовещенска и Якутска сейчас можно запросто долететь до Китая, Таиланда, Вьетнама. Нашим жителям, чтобы отдохнуть на юге, приходится нести совсем необязательные затраты на то, чтобы добраться до какого-либо международного аэропорта. Порой авиаперелет до Владивостока, Новосибирска, Москвы оказывается дороже, чем сам отдых за границей. Эта несправедливость особенно непонятна и потому, что на протяжении последних лет в реконструкцию магаданского аэропорта вкладываются огромные федеральные деньги. Состояние взлетно-посадочной полосы качественно улучшилось, мы говорим, что воздушные ворота Колымы способны принимать все типы существующих воздушных судов, но где эти самолеты?
Кроме того, Магадан находится на пересечении многих воздушных трасс и вполне мог бы выступать перевалочной базой по пути из Америки в Азию и Европу. В качестве примера хочу привести аэропорт финского города Оулу. Едва ли многие слышали это название. Населенный пункт по размерам сопоставим с Магаданом. При этом ежедневно местный аэропорт обслуживает порядка 12 международных рейсов. На стойке регистрации в Оулу можно видеть названия городов Швеции, Норвегии, Германии и даже России. Считаю, что здесь есть о чем задуматься нашим государственным структурам. Если Магадану удастся наладить регулярное авиасообщение с каким-либо международным аэропортом, скажем, Юго-Восточной Азии, мы получим совершенно иной эффект от средств, потраченных на реконструкцию. Это повлечет развитие малого бизнеса, который возьмет на себя функции по обслуживанию не только отъезжающих, но и приезжающих к нам туристов. Казна получит дополнительные налоговые поступления, и, самое главное, для жителей Колымы откроется возможность выезжать в теплые края, не платя за это двойную цену.
Андрей НИКОЛАЕВ.