Экономический подъем в регионе неизбежен


Государство собирается выделить 10,6 трлн рублей на реализацию госпрограммы развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Президент РФ Владимир Путин выразил сомнения в том, что программа обеспечена средствами. Вместе с тем, регионы рассчитывают, что программа будет работать, ведь развитие Дальнего Востока имеет важное геополитическое значение.

О своем отношении к госпрограмме, а также о проблемах и перспективах экономического развития Магаданской области агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал врио губернатора региона Владимир Печеный.

- Владимир Петрович, правительство приняло государственную программу развития Дальнего Востока, которую уже успел раскритиковать глава государства. Как Вы расцениваете ее появление, и какое значение она будет иметь для Магаданской области?


- Принятие программы, которая подписана, но не совсем наполнена деньгами, означает, что, по крайней мере, заявлена сформированная государственная политика относительно региона. В документе прописаны не какие-то локальные вещи, а серьезные и необходимые для всего Дальнего Востока. Важно, чтобы все это имело продолжение, а, я уверен, оно будет. Те проекты, которые реализуются у нас в последние годы, уже позволяют нам чувствовать положительную динамику в экономическом развитии.

Магаданская область немногим меньше Франции. При этом жителей у нас не просто мало, а очень мало – 160 тысяч. Многие из них продолжают уезжать, и нам, вне всякого сомнения, необходимо это остановить. Но для этого надо найти ответ на вопрос: почему у нас так много золота, меди, серебра и т.д., но при этом мы так бедно живем? Ситуацию надо менять, и сегодня гораздо больше объективных возможностей это сделать. Без развития экономики, крупных проектов мы обречены находиться в состоянии просителя. В свою очередь, развитие социальной составляющей, обеспечение комфортности проживания - то, что должно остановить отток населения.


- Какие проекты сейчас являются наиболее важными для Магаданской области?


- Сейчас в стадии запуска одно из крупнейших в России предприятий по добыче золота. ОАО "Полюс-Золото" вложило колоссальные деньги в рудник имени Матросова, который в первый год нормальной работы должен дать нам прирост добычи 10 тонн золота в год. Для сравнения - в прошлом году мы добыли 20,7 тонны золота. Сейчас на руднике одновременно сооружаются 22 объекта, установлена одна из трех самых крупных рудных мельниц в мире.


- Когда состоится запуск?


- Они должны запуститься в конце этого года. Я уверен, что это произойдет, потому что одно из условий лицензии, которой владеет компания, - в конце 2013 года дать продукт. Думаю, что на серьезные объемы они выйдут к лету 2014 года.

Мы помогаем компании решать возникающие проблемы. Главное, что сейчас тормозит развитие региона – это инфраструктура. Ведь до разведанных запасов надо еще добраться, а чтобы ими заниматься, нужна электроэнергия.

С принятием госпрограммы связан определенный оптимизм, потому что в ней учтены многие вещи. В частности, строительство линий электропередачи, которое уже идет. В следующие месяцы будет запущена первая очередь Усть-Среднеканской гидроэлектростанции (ГЭС). После этого Магаданская область фактически получит каскад из нее и Колымской ГЭС.

Парадокс жизни на Колыме сейчас состоит в том, что имея в своем распоряжении ГЭС, мы не можем снизить тарифы для всех потребителей. Кроме того, мы вынуждены искусственно сдерживать тарифы для населения за счет субсидий. Это связано с тем, что мы можем производить много электроэнергии, но потребляем пока очень мало. Рудник имени Матросова – потенциально колоссальный потребитель. В ближайшие пару лет нам нужно построить линии электропередачи и довести их до крупных месторождений

Кстати, неподалеку запускается еще одно предприятие на руднике Павлик, которое должно добывать еще 6 тонн золота ежегодно. Так что в ближайшие несколько лет мы можем выйти на первое место по добыче золота в России. Сейчас мы пока находимся на четвертом.

Кроме того, у нас самое большое в мире разведанное месторождение серебра. Его добычей занимается ОАО "Полиметалл" Виталия Несиса. В прошлом году компания добыла 800 тыс. тонн серебра.


- На какие еще отрасли собирается делать ставку Магаданская область в ближайшие годы?


- Это, конечно, примагаданский нефтегазовый шельф. Государство уже выдало НК "Роснефть" лицензию на участки "Магадан-1", "Магадан-2" и "Магадан-3". Общая стоимость проекта оценивается в 46,15 млрд рублей, а его реализация рассчитана на 2014-2025 годы. Отмечу, что последние командировки руководства компании были связаны с нашим шельфом. В частности, в Японии глава "Роснефти" Игорь Сечин подписал с Impex Petroleum соглашения по "Магадану-2" и "Магадану-3" на совместную разработку и добычу по той же схеме, как идет работа над "Магаданом-1" с норвежской компанией Statoil. То есть, треть доли в совместных предприятиях будет принадлежать иностранному партнеру. Сейчас начнется регистрация совместных предприятий, и нам очень важно, чтобы они были зарегистрированы в Магадане. Пока нашими участками занимается сахалинская "дочка" "Роснефти" – ЗАО "РН-Шельф-Дальний Восток". Но на Сахалине "Роснефть" присутствует в меньшей степени, там в основном работает ОАО "Газпром". Наше желание – перенести "центр тяжести" нефтяных проектов в Магадан с учетом реальной перспективы.

Кроме того, мы будем формировать свое настойчивое предложение по нефтепереработке в Магаданской области хотя бы для нужд региона. В планах компании пока этого нет. А для нас это изменит жизнь – начиная от того, что появятся дополнительные рабочие места и будет развиваться логистика и заканчивая удешевлением нефтепродуктов.


- Как будет развиваться рыбная отрасль в регионе?


- Хотя потенциал в этой сфере у нас несомненно есть, Камчатка здесь пока выглядит значительно серьезнее. Нам нужно активно заниматься рыбоводными заводами. В программе предусмотрено строительство шести рыборазводных заводов на разных реках.

У нас присутствуют виды, которые не добывают больше нигде, - например, моллюск трубач. Но пока подобная добыча неконкурентноспособна, прежде всего из-за ситуации с логистикой и с доставкой свежих морепродуктов туда, где на них существует спрос. В свое время мы с Москвой эту тему обсуждали, но так и не смогли найти решение.


- Что сейчас делается для развития инфраструктуры региона?


- В госпрограмме предусмотрена реконструкция морского порта. ОАО "Магаданский морской торговый порт" является частной компанией, однако причальная стенка принадлежит государству. На ее реконструкцию предусмотрено около 1,5 млрд рублей. Если не заниматься портом, он так и останется сдерживающим фактором в развитии региона и реализации масштабных проектов. Тот же рудник имени Матросова нуждается в огромном количестве техники – там сейчас работает более 250 самосвалов, причем многие являются двухсоттонниками. Если несколько лет назад компании, которые к нам пришли, не понимали, что будет дальше, то сейчас они уже открыли крупные отделения и развивают сервис. Я имею в виду производителей и поставщиков техники Komatsu и Caterpillar.

Грузооборот порта необходимо увеличивать. Сейчас приемом грузов заняты два причала, хотя реально их там пять или шесть. Один используется для разгрузки угля, идущего на нужды Магаданской ТЭЦ. То есть, для остальных грузов фактически остается только второй. У порта недавно сменился собственник, как нам кажется, более понимающий, и мы надеемся, что ситуация начнет меняться. По крайней мере, мы серьезно этим озабочены.


- Какие еще проблемы беспокоят сейчас руководство области?


- Мы стараемся бороться с помощью коллег за сохранение особой экономической зоны в Магадане. Я думаю, было бы правильным решением расширить границы особой экономической зоны на всю территорию Магаданской области. Ведь на самом деле Магадан не является зоной развития, а выполняет сервисные и логистические функции.

Существует также проблема поселков, которые необходимо закрыть, а людей перевезти в более комфортные для проживания места региона. Это уже происходит, но пока спонтанно, без нашей поддержки.

Кроме того, многие реализуемые на территории области проекты нуждаются в рабочих руках. На том же руднике имени Матросова сейчас работает 2,5 тыс. человек, а к лету будет за 3-3,5 тыс. При этом только треть являются жителями области, остальные привезены из других регионов. Магаданская область не всегда может обеспечить конкретную кадровую потребность. На самом объекте учить уже некогда. Если это стройка, то строить надо сегодня.

Нужно менять систему образования и подготовки кадров в регионе, интегрируя в этот процесс весь Дальний Восток. Готовить выпускников по нужным сегодня и завтра специальностям, для которых есть высокооплачиваемые рабочие места.

Но я уверен, что, несмотря на трудности, экономический подъем в регионе неизбежен.



Новости по теме






Колымские колонки