Содействовать объединению предпринимателей, защищать их интересы для формирования благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности - основные задачи Магаданского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России".
А кто и поспорит, что у этого сегмента занятого населения проблем не перечесть: развитие бизнеса, наращивание оборотов, содержание штата, налогообложение, отчетность и, в зависимости от рода деятельности, другие трудности.
С начала 2013 года индивидуальные предприниматели бьют тревогу: сумма страховых взносов на накопительную и страховую части пенсии для них выросла почти в два раза. Если в 2012 году по этим двум позициям на ИП начислялось 14 тысяч 386 рублей, то в 2013-м платеж увеличился до 32 тысяч 479 рублей. Еще, правда не так значительно, возросли отчисления в фонд обязательного медицинского страхования: с 2821 до 3185 рублей. В общей сложности индивидуальный предприниматель заплатит вместо 17,2 тысячи рублей 35,6! Кому-то покажется - так, пустяк, мелочь. Но есть категория людей, работающих на себя, кого подобный скачок больно ударит по карману. Об этом и других проблемах, способах их решения корреспонденту "МП" рассказал председатель регионального отделения "Опоры России" Роберт ТОРОСЯНЦ.
- Роберт Рафаэлович, помню, в прошлую нашу встречу, ровно два года назад, говорили больше о перспективах: создании на нашей территории "мини-бизнес-инкубатора", помощи молодым предпринимателям, а сейчас разговоры касаются в основном возросших пенсионных отчислений для ИП…
- Вы правы. Есть и более конкретные цифры. 62 тысячи ИП, то есть 7,46 %, перестали существовать в Приволжском округе. Центральный округ потерял 31 тысячу, Сибирский - 31, Москва - 23. Сейчас есть новые сведения, ведь прошел еще месяц. Но они вас не утешат: статистика гласит, что по стране закрылось около 300 тысяч ИП. И вот 20 февраля ВОО "Опора России" начала сбор 100 тысяч подписей за пересмотр страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Эти подписи вместе с нашей концепцией решения вопроса будут представлены Президенту России Владимиру Путину, Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ.
- Интересы какой категории представителей малого бизнеса вы защищаете в первую очередь?
- Очевидно, что эта мера ударила по тем индивидуальным предпринимателям, чей годовой доход не превышает 200 тысяч рублей. Эти люди лишились своего относительно благополучного статуса, возможно, перешли в "теневой" формат, а местные и региональные бюджеты потеряли конкретные деньги от налоговых отчислений. В первую очередь это те, кто торгует товарами народного промысла, шьет одежду на заказ, чинит обувь, занимается сетевым маркетингом. А это как раз тот слой населения, который снимает с государства дополнительную нагрузку и сам зарабатывает себе на жизнь. Известно, что инфляция в стране составляет примерно 7 - 10 %. Если бы скачок произошел на размер инфляции, вопросов не возникло бы.
- А вы в чем видите решение проблемы?
- В возвращении к старым начислениям, пока мы не потеряли еще несколько тысяч ИП. Или хотя бы в дифференцированном подходе: с тех, кто зарабатывает в год меньше определенной суммы, брать отчисления в ПФР по-старому, а с кого-то, в зависимости от оборотов, можно и больше. Одним махом государство перечеркнуло свои же усилия, ведь помогало им, давало субсидии на развитие, создавало разные программы поддержки. Такие непопулярные меры губят все благие начинания.
- Сколько человек на Колыме вас поддержало?
- На Колыме инициативу поддержало более 400 человек, а у нас всего 5 тысяч ИП. Молодежь на территории Магаданской области испытывает большие сложности в свете этих новаций. Многие даже не знали, что такой закон принят, что скоро нужно будет столько заплатить. А ведь у кого-то ИП - это дополнительный заработок. Многим от него, видимо, придется отказаться, доходы могут не покрыть расходов. Понятно, что государство рассчитывало дополучить в Пенсионный фонд средства, но если умножить количество закрывшихся ИП на сумму, которую они платили в прошлом году, то бюджет страны недополучит 10,5 миллиарда рублей. И это только по пенсионным и страховым взносам, но также государство уже потеряло и остальные налоги от закрывшихся ИП.
- Скажите, сколько предпринимателей на Колыме входит в "Опору" и каким видом бизнеса они занимаются?
- Региональное отделение на данный момент объединяет около 90 человек. Это физические лица - владельцы предприятий всех форм собственности. Они осуществляют разнообразную хозяйственную деятельность, начиная с общественного питания и рыбодобычи и заканчивая оптовой и розничной торговлей.
- Вы - заместитель председателя Магаданской городской Думы, председатель постоянной депутатской комиссии по вопросам инвестиционной политики и развития предпринимательства, входите в правление Магаданской торгово-промышленной палаты, а также в комиссию областного фонда содействия предпринимательству. Какие интересные предложения или бизнес-проекты за последнее время рассматривали для будущего территории?
- Мы не просто рассматриваем бизнес-проекты, но и выделяем финансовые средства для их реализации. В последнее время это прежде всего инновационные проекты, касающиеся биопочвы, выращивания мидий, создания перепелиных ферм, перевозки живых крабов, разработки радиокомпаса для геологоразведки и создания частных детских садов.
Знаю, что на полученные средства компании закупили сырье, материалы, взяли в аренду помещение, запустили собственное дело, создали рабочие места. Могу привести пример такой продукции: зеленый салат, который можно приобрести в супермаркетах. Он продается в горшочках, наполненных биоземлей, которую можно использовать под вторичную посадку.
- Говорят, что во многих регионах страны создаются институты уполномоченных по защите прав предпринимателей. А как с этим в Магаданской области?
- Отделение "Опоры России" на конференции выдвинуло на этот пост меня. Как члена правления меня поддержала Магаданская областная торгово-промышленная палата, теперь слово за губернатором и региональным Заксобранием. Дальнейшие действия - это создание института общественных помощников, каждый из которых должен быть специалистом в определенной отрасли бизнеса.
- По сути, вы и сегодня выполняете функции омбудсмена, так как решаете проблемы предпринимателей. Если вашу кандидатуру одобрят, вы приобретете соответственный статус и полномочия. За последнее время с какими напряженными ситуациями столкнулись?
- В адрес "Опоры России" постоянно приходят предприниматели со своими проблемами, ну например, одна из последних жалоб от 22 магаданских предпринимателей, занимающихся поставками плодоовощной продукции на нашу территорию. Дело в том, что это рискованный вид бизнеса, обеспечивающий к тому же продовольственную безопасность области. Эти же предприниматели снабжают овощами и фруктами школы, сады, больницы. Так вот, под Новый год они закупили во Владивостоке овощи и фрукты, передали в транспортную компанию. Пароход шел 20 дней, вследствие чего половину продукции пришлось выбросить, а запаса этой категории товара на магаданских складах вообще нет - содержимое контейнеров распродается за один день. Никакой предновогодней торговли не получилось, ведь фиксированную часть нужно отдать в учреждения, с которыми заключены контракты на поставки. Тем временем в магазинах остатки товара взлетели в стоимости в несколько раз: оптовая цена приморских помидоров - 65 рублей, в рознице, когда задержался пароход, они поднялись до 400 рублей, мандарины вместо 60 рублей стали стоить 120, капуста вместо 40 - 80, перец вместо 120 - 500 рублей. Чтобы все сразу не смели с полок, магазины спекулятивно подняли цены. Многие хозяева торговых точек в период возникшего дефицита везли фрукты и овощи самолетом, что значительно дороже.
Когда стали выяснять, получилось, что нормы по погрузке-разгрузке Магаданский морской торговый порт выполнил. Также существует очередь у судов, которые ледокол ведет от кромки льда, а это 180 миль от берега до причала, где их разгружают в порядке подхода, - кто первый в бухту зашел, тот и первый под разгрузку. Логика проста. Сейчас перевозки осуществляют три компании и в наш порт приходят 10 судов вместо трех, как было раньше. Может быть, с увеличением грузооборота задержки тоже связаны. Три поставки овощей прошли со сбоем - под Новый год, в конце января и совсем недавно, в десятых числах марта. Наше предложение в адрес главы территории, который выезжал в порт вместе с нами, было тоже вполне простым и логичным: ставить суда со скоропортом под разгрузку вне очереди. Конечно, перевозчики-конкуренты с этим не всегда согласны, поэтому нужна административная воля ради сохранения продовольственной безопасности территории. Ведь если цепочка поставок дает сбой, это сказывается в конечном счете на кошельке магаданцев.
- Но это ведь далеко не единственный случай возникающих у предпринимателей трудностей?
- Конечно, нет. Также в Новый год, 28 декабря и 9 января, морем пришел груз для одного из поставщиков мяса стоимостью в 5 млн. рублей. Сотрудники Россельхознадзора не пропустили товар из-за того, что этикетка на коробках с мясом должна быть наклеена как пломба, чтобы при вскрытии она рвалась, а ее нанесли только на стенку коробки. По словам предпринимателя, продукция с таким дефектом упаковки приходила и раньше, ведь все равно проводится анализ, и ее пропускали. В этой партии мясо соответствовало нормам, вопрос заключался только в упаковке. А рядом находилась мясная партия товара другого предпринимателя в точно такой же упаковке, которую со складов выпустили. Наш заявитель это сфотографировал как доказательство незаконности действий сотрудников надзорного органа. Мы обратились в областную прокуратуру, антимонопольный комитет, предприниматель подал в суд. Его товар находится на складах временного хранения, пока не закончится разбирательство, он платит деньги за хранение, терпит убытки. Проблема в том, что в нашей стране пока нет законодательного акта личной ответственности чиновника. Если суд будет выигран, ущерб заплатит государство, а не должностное лицо, принявшее такое решение.
На самом деле вопросов много. Это и ситуации, когда недобросовестные организации нанимают ИП для грузоперевозок и не выплачивают деньги за оказанные услуги, и обман с приобретением муниципальных помещений в личное пользование после нескольких лет непрерывной аренды, и многое другое. По подобным проблемам мы работаем как медиаторы, то есть решаем споры без обращения в суд. Как видите, у каждого предпринимателя свои проблемы, своя печаль, но мы, как общественная организация, стараемся сделать все, чтобы защитить малый и средний бизнес!
Татьяна ХРИПУН.