А ведь встречают самолеты совсем не так, как поезда…


Главная небесная гавань

Если театр начинается с вешалки, то в авиации все не так просто. Здесь без должной наземной инфраструктуры не обойтись. Даже для вертолетов, не требующих подготовленной площадки для взлета и посадки, необходимо место базирования. А что уж говорить об осуществлении межрегиональных авиарейсов на современных воздушных судах. Поэтому совсем не случайно в канун Дня гражданской авиации я встретился с генеральным директором ОАО «Аэропорт Магадан» Сергеем ЗАМАРАЕВЫМ. Основные вопросы, затронутые в нашей беседе, касались итогов работы главной воздушной гавани Колымы в 2012 году и перспектив дальнейшего развития аэропорта.

- 2012 год, как и четыре предыдущих, наше предприятие завершило с положительными результатами, продолжая работать стабильно и рентабельно, - сообщил Сергей Васильевич. - Пассажирооборот в минувшем году составил 325059 пассажиров, увеличившись на 14 процентов в сравнении с 2011-м. А ведь совсем недавно, в 2009-м, эта цифра едва достигла 200 тысяч пассажиров. Прежде всего здесь сказывается социально направленная политика государства (обеспечение льготного проезда для пенсионеров и молодежи). Безусловно, немалую роль в достижении такого результата сыграла и работа, проделанная в этом направлении администрацией Магаданской области, - введение субсидированных авиаперевозок внутри региона. Здесь надо отдать должное Николаю Николаевичу Дудову, его активности в решении данного вопроса, желанию обеспечить транспортную доступность населению. Очевидно здесь и влияние экономики: область оживает, появляются крупные золотодобывающие проекты, что влечет увеличение численности работающих и, как следствие, пассажиропотока. Аналогичная ситуация прослеживается в обороте груза и почты.

В частности, авиакомпания «ТрансАэро», когда у нее недостаточная загрузка пассажиров, берет на борт воздушных судов значительное количество груза. В итоге оборот груза и почты увеличился на 24 процента. В общей сложности перевезено 8443 тонны. Увеличение наблюдается в перевозке продуктов питания, особенно скоропортящихся. И опять же, с развитием золотопромышленной отрасли, с перспективой изучения и последующей отработки других видов полезных ископаемых увеличилась доставка спецгрузов - техники, комплектующих. Например, в конце года, 27 декабря, заказным рейсом самолет Ан-124 «Руслан» доставил в область буровую установку и оборудование общим весом свыше 100 тонн.

Если говорить о таком показателе, как количество самолето-вылетов, по сравнению с 2011 годом он несколько снизился, в минувшем году на 25 самолето-вылетов меньше. Но тому есть объективные причины - в начале года приостанавливалось выполнение авиарейсов на местных авиалиниях.
В целом же, как я уже сказал, аэропорт Магадан сработал рентабельно. Увеличение объемов перевозок пассажиров и грузов повлекло за собой создание дополнительных рабочих мест. В 2012 году приняли на постоянную работу 12 человек - в службу пассажирских перевозок, автотранспорта и авиабезопасности. Средняя зарплата по итогам года составила порядка 41 тысячи рублей.

- Сергей Васильевич, отдельно хотелось бы услышать о реконструкции аэродрома, которая велась в минувшем году, производилось ли техническое перевооружение, есть ли планы по обновлению здания аэровокзала?

- В 2012 году средства на реконструкцию аэродромного комплекса не выделялись, но подрядчики завершили работы по реконструкции 400 метров искусственного покрытия полосы - это долг 2011 года.

К сожалению, не были выделены запланированные федеральные средства на реконструкцию следующей очереди - стоянок № 17 - 19. Все работы перенесены на 2013 год. Федеральная целевая программа, в рамках которой выполняются работы, рассчитана до 2015 года, объем средств на два ближайших года составляет 568 млн. рублей. В этом году заказчик соберет необходимые документы для проектирования и определения дальнейшего этапа реконструкции, куда попадают рулежные и магистральные дорожки, объекты авиационной безопасности, очистные сооружения.

В ходе реконструкции не обходится без определенных сложностей. Так, та часть перрона, что реконструировалась в первую очередь, сегодня имеет серьезные просадки. Это ошибки либо при строительстве, либо в проектировании - определят специалисты. Росавиацией поставлена задача выявить причины просадок, после чего будут приняты меры для того, чтобы впоследствии от этого избавиться.

Дело в том, что из-за образовавшегося дефекта сегодня аэропорт не может получить допуск по таким типам воздушных судов, как «Боинг-777» и «Аэробус-330».

За период проведения работ по реконструкции освоено практически 4,5 млрд. рублей. Безусловно, модернизация аэродромной структуры позволяет принимать все больше типов воздушных судов. Например, в 2010 году мы получили допуск к SSJ-100, в прошлом - к Ан-148, и в конце минувшего года еще к грузовому авиалайнеру «Боинг-747-200». Все эти мероприятия проводились с расчетом на то, что иностранные авиакомпании, самолеты которых сегодня пролетают над Магаданом, будут использовать наш аэропорт для технического обслуживания, дозаправки, что будет выгодно обеим сторонам. Кроме того, работа была проделана и потому, что со стороны авиакомпаний - наших постоянных партнеров-грузоперевозчиков - появился запрос на прием и обслуживание новых типов самолетов.

Обслуживание каждого нового типа самолета требует специальной дорогостоящей техники. Поэтому в первую очередь заработанные нами средства используются на техническое перевооружение. Кстати, два года назад у «Мавиала» аэропорт выкупил ангарный комплекс, для того чтобы организовать в нем хранение автотранспорта. Большой объем ремонтно-восстановительных работ выполнен, и только прошлой осенью мы в него зашли. Если все эти работы, связанные с техническим перевооружением, не будут проводиться, то в нашем регионе может остаться только малая авиация.

- Насколько я понимаю, одно из главных событий, связанных с деятельностью наших воздушных ворот, - переход в другую форму собственности…

- 3 декабря 2012 года в соответствии с постановлением правительства предприятие подверглось реорганизации. Сегодня его организационно-правовая форма - открытое акционерное общество. Говорить об инвесторах рано, к тому же согласно законодательству первый год акции остаются в собственности государства и будут реализовываться лишь к концу текущего года. Трудно сказать, как пройдут торги. Аэропортовый бизнес требует длинных денег. По самым скромным оценкам, только на реконструкцию аэровокзального комплекса и объектов инфраструктуры аэропорта может потребоваться порядка 2,5 млрд. рублей.

С учетом нашей рентабельности эти средства могут окупиться примерно за 30 лет. Увы, это специфика нашей территории. Не каждый инвестор готов на это пойти. Тем не менее, думаю, эта задача со временем будет выполнена.

Таким стал 2012-й для ОАО «Аэропорт Магадан». Пока возникает другой вопрос: не повлекут ли последние изменения повышение стоимости авиабилетов, ведь в их составляющую также входят и аэропортовые сборы. Как сказал Сергей Замараев, реорганизация предприятия на тарифах авиаперевозок в ближайшее время никак не скажется, поскольку ставки и сборы регулируются Федеральной службой по тарифам. В течение двух лет они не пересматривались, лишь 18 декабря состоялось увеличение в среднем на 5 процентов, что ниже уровня инфляции 2012 года. Да и необходимости поднимать их выше,по словам Сергея Васильевича, сегодня у предприятия нет.

"Магаданская правда".








Колымские колонки