Судьба школы и ее воспитанников по-прежнему остается в центре внимания многих. А там столько новшеств, что не во всем можно сразу разобраться, особенно если они касаются введения новых стандартов начального образования, по которым сегодня работают все первоклассники. Какие же изменения ждут их в учебном процессе и какими хотят их видеть родители и педагоги?
В финале Всероссийского конкурса "Учитель года России" Магаданскую область представляла победитель регионального конкурса - учитель начальных классов лицея № 1 им. Н. К. Крупской Оксана ЮДКИНА. Мы попросили ее поделиться своими впечатлениями.
Всероссийский конкурс проводится Министерством образования и науки Российской Федерации, "Учительской газетой" и профсоюзом работников народного образования и науки России. В этот раз его заключительный этап проходил с 22 сентября по 2 октября в Липецке.
- Мы попали в город золотой осенью, и разместили нас на базе отдыха "Клен" в 60 километрах от центра. Липецк просто покорил красотой, обилием фонтанов, - рассказывала Оксана Юдкина. - Там есть даже памятник учителю начальных классов. А во дворе гимназии № 12, где проводили занятия 77 финалистов со всей страны, приземлился пеликан. Там для участников конкурса создали великолепные и технические, и психологические условия, предоставили кабинеты с современной техникой, везде работал Интернет. У них есть даже своя оранжерея, где я первой из финалистов проводила урок в третьем классе по теме "Почва. Состав почвы". А потом на заседании методобъединения проводили защиту опыта в системе он-лайн. Посмотрели 15 мастер-классов и в каждом почерпнули что-то новое для себя. А жюри оценивало качество, новизну, актуальность и творчество. Но сначала они попросили каждого учителя рассказать о себе.
- Сейчас, когда меня мои дети в лицее спрашивают, какие там ученики, я утверждаю, что они умные, отзывчивые, много помогали учителю на уроке, но наши нисколько не хуже. Ребенка надо погрузить в деятельность, и тогда он сумеет проявить себя. Детская потребность в поиске - одна из важнейших природных, генетически предопределенных потребностей. Ребенок - исследователь от рождения. Простое природное детское любопытство может трансформироваться в ценнейшее свойство - познавательную потребность. Но успешно это происходит только в том случае, когда образовательная среда стимулирует развитие этой способности. В нашем лицее такая работа ведется. Внедрение исследовательских практик во внеурочной деятельности я начала давно и считаю, что современный педагог обязан быть исследователем.
А в ходе конкурса мне показалось очень интересным одно из заданий - разговор с родителями и учащимися. Оно стало своеобразным испытанием для учителя: как он умеет реагировать на вопросы детей, способен ли к импровизации? Думаю, что мне беседа с детьми удалась, они и после занятия обступили меня, задавали вопросы.
Потом были дискуссия и "круглый стол" образовательных политиков, где в присутствии министра образования Дмитрия Ливанова поднимали острые вопросы, обсуждали разные темы, они касались стандартов, профориентации, но особенно интересными показались две из них: "Успешный учитель сегодня" и "Контроль над школой". Тут пришли к такому выводу: прозрачность в ее работе должна быть максимальной, а доступность - дозированной.
На следующий день объявили пятерку победителей. Где-то в глубине души я надеялась, что войду в их число, но потом совсем не расстроилась, ведь мой рейтинг тоже довольно высок - 16-е место из 77 финалистов со всей страны. А главное - участие в конкурсе такого уровня дает такие эмоции, заряд творчества и тот вектор, когда видишь, как дальше надо действовать и в каком направлении развиваться. И, как мне кажется, это самый лучший институт повышения квалификации, недаром нам выдали сертификаты об обучении в Москве.
По итогам конкурса абсолютными победителями стали два учителя, набравшие одинаковое количество баллов. Президент РФ вручил главный приз - "Большого Хрустального пеликана" - преподавателю русского языка и литературы Московского центра образования Вите Кириченко и учителю мировой художественной культуры гимназии из Сергиева Посада Александру Демахину.
И самые приятные чувства остались у финалистов от посещения сельских школ. Нас разделили по 3 человека и отправили по Липецкой области. В школах участников всероссийского конкурса встречали как настоящих героев - с караваями, концертами, теплыми словами. Вот где можно было почувствовать себя особыми, успешными людьми…
А 3 октября мы поехали в Москву на встречу с Президентом России. В. В. Путин на встречу с участниками ежегодного Всероссийского конкурса "Учитель года России-2012" пригласил сразу двух министров образования: бывшего - Андрея Фурсенко и нынешнего - Дмитрия Ливанова.
- Именно вы доказали свое право стать первыми в профессии в нашей стране. Я искренне рад за вас, за школы, где вы трудитесь, которые гордятся, безусловно, вами, и, конечно, за ваших учеников. Это большая удача - встретить в детстве, юности по-настоящему талантливых наставников, знающих, инициативных, мыслящих и целеустремленных, - подчеркнул Владимир Путин.
Президенту озвучили разные проблемы, и он ответил на все наши вопросы. Среди них наиболее актуальные - те, что сегодня волнуют педагогов: о совершенствовании ЕГЭ, аттестации, введении электронных дневников, расширении круга чтения школьников, ведь сегодня в их программах остается все меньше классической литературы. Конечно, коснулись и самой острой кадровой ситуации. Почему молодые не идут в школы? Говорили о малой зарплате и об отсутствии жилья и предлагали вернуть распределение в вузах, на что Президент заявил, что это возможно только в том случае, если за обучение студента заплатил регион.
Что касается начального обучения, то у меня на этот счет собственное мнение: молодые учителя не идут работать в школу, потому что боятся. Им придется работать по новым образовательным стандартам, а они этого не умеют. Значит, надо по-другому готовить студентов, пересматривать программы обучения по педагогическим специальностям. Впрочем, сегодня и у опытных педагогов нет готовых ответов на все вопросы.
Конечно, революции в образовании нашей области не произойдет, но есть только несколько предложений по совершенствованию конкурсного движения с точки зрения профессионального роста: приглашать в состав жюри призеров и победителей предыдущих лет, набравших максимальное количество баллов за конкурсное испытание "Урок"; проводить встречу с членами жюри после первого этапа для тех, кто желает получить конструктивный анализ и рекомендации по профессиональному развитию; встречи с родителями и учащимися проводить в формах, позволяющих проявить умения к импровизации - в беседе и разговоре; для дискуссии определять несколько тем для нескольких групп, привлекать к проведению дискуссии и "круглого стола" журналистов, освещающих в прессе тему образования. Есть предложения и по развитию системы образования в городе и регионе.
Я рада, что конкурс позволил мне увидеть точки моего роста и расширить границы педагогической деятельности.
Визитная карточка:
Юдкина Оксана Григорьевна, 35 лет. Выросла в поселке Нелькоба Тенькинского района. Школу окончила с золотой медалью, педагогическое училище, а затем Нижегородский государственный университет - с красным дипломом. Общий стаж работы - 14 лет, седьмой год работает учителем начальных классов в лицее № 1 им. Н. К. Крупской города Магадана. Звание лучшего молодого педагога подтверждает с октября 2011 года, когда стала одним из победителей городского конкурса "Призвание", затем городского и областного этапов конкурса "Педагог года-2012".
"Магаданская правда"