Магадан может стать туристическим брендом


Начальник отдела инвестиций, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства комитета экономики мэрии г. Магадана Борис ХЕЙНМАН: «МАГАДАН ДОЛЖЕН СТАТЬ ТУРИСТИЧЕСКИМ БРЭНДОМ»

Недавно увидела свет Концепция развития туристической отрасли Магаданской области, разработанная группой специалистов
компании «Евразия». Этого документа долго ждали во властных структурах города и области, поскольку он открывает принципиально
новые пути развития территории Магаданской области. Наш сегодняшний собеседник – начальник отдела инвестиций, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства комитета экономики мэрии г. Магадана Борис ХЕЙНМАН.

Корр. Борис Эммануилович, вначале несколько слов о разработчике Концепции. Почему был сделан выбор именно на компании «Евразия»?

Б.Э. ХЕЙНМАН. Разработчик Концепции – компания «Евразия» представляет собой команду из 20 профессионалов, работавших в реализации проектов на рынке туризма и отдыха и операционном бизнесе. Высокий уровень профессиональной подготовки (специалисты имеют магистерские и кандидатские степени в бизнес администрировании, маркетинге, финансах, архитектуре, экологии, управлении строительством, географии). Успешный опыт реализации проектов в области коммерческой недвижимости в ведущих российских и международных компаниях, сочетание стратегического подхода, знания рынка и психологии потребителя, обширный опыт в бизнесе. Все это дает основание считать, что те направления, которые отражены ими в разработанной концепции, выбраны правильно и продуманно. Концепция развития туризма в Магаданской области дает возможность совместно областным и городским организациям выстроить стратегию туристического развития региона. И в этом случае руководство области, города, компании «Русс-Олимп» и «Евразия» являются единомышленниками.

Корр. Что представляет собой разработанная Концепция?

Б.Э. ХЕЙНМАН. Она включает в себя ряд факторов, которые являются первостепенными в дальнейшем развитии туристической отрасли на территории города и области. Это и нынешнее состояние региона, и его транспортная доступность, и проблемы, на которые необходимо обратить внимание при организации туристического бизнеса. В ней представлена полная характеристика погодного профиля региона, в развернутом виде показана действующая туристическая инфраструктура и так далее. Все это позволяет выстроить стратегию развития различных туристических направлений. В Концепции, в частности, отражено, что туристический потенциал Магаданской области базируется в основном на богатых природных ресурсах, истории края. С одной стороны, следует отметить достаточно широкий спектр направлений, которые потенциально могут развиваться в регионе. С другой стороны, надо признать, что все они требуют серьезных инвестиций, так как сегодня туристическая инфраструктура рассчитана абсолютно на другие объемы туристов и на другой уровень предоставления услуг. В Концепции представлен достаточно полный анализ туристического потенциала области, который должен учитываться на более поздних этапах при разработке единого туристического продукта региона. На основе туристического продукта должен быть разработан бренд Магадана. Им, кстати, вполне может стать Марчеканский проект.

Корр. Было бы интересно услышать, как разработчики Концепции оценивают туристический потенциал области и деятельность местных туроператоров…
Б.Э. ХЕЙНМАН. В мае 2008 года на территории Магаданской области была зарегистрирована Ассоциация туроператоров Магаданской области (АТМО). В сферу ее деятельности входит организация туризма, приём и обслуживание туристских групп и граждан, приезжающих в Магаданскую область с туристическими целями. Члены АТМО: «Кулу, «ДВС-тур», «Северо-Восток сервис», «Тайга», «Экспедиция-тур», « Адмирал - тур», «Магтур», ИП «Маруга». Разработчики Концепции отмечают, что практически все, вошедшие в АТМО, компании имеют сходный набор услуг, в том числе спортивно-охотничий туризм, спортивное рыболовство, оказание услуг экспедиционного характера и т.п. При этом активную маркетинговую кампанию никто из операторов не ведет. Возможности развития каждой компании ограничены существующей туристической инфраструктурой по приему гостей, которая на сегодня минимальна. А наиболее распространенными методами привлечения клиентов являются профессиональные охотничьи выставки и рекомендации «бывалых» туристов. Отмечено также, что годовой оборот магаданских туроператоров, как правило, не превышает 150-200 тыс. долларов. Федеральные структуры практически не интересуются магаданским туристическим рынком в силу необходимости значительных инвестиций для развития инфраструктуры, с одной стороны, и необходимостью инвестиций в программы по привлечению туристов в регион. И как раз здесь имеется широкое поле деятельности в дальнейшем развитии стратегического партнерства государства и частного бизнеса в сфере развития туризма нашем регионе.

Корр. Борис Эммануилович, каким образом, на ваш взгляд, частный бизнес может найти точки соприкосновения с государством в направлении, связанном с развитием туристической отрасли области?

Б.Э. ХЕЙНМАН. В таких глобальных проектах главным инвестором, вне всякого сомнения, должно быть государство. Причем федеральные средства должны идти в первую очередь на создание основной инфраструктуры – электроэнергетики, дорог, терминалов морского и аэропортов, создание и реконструкция взлетно-посадочных полос для малой авиации, комфортабельного причала для маломерных судов. Что же касается использования этой инфраструктуры – создание туристических баз и кемпингов, создания сети реализации сувенирной продукции, информационной инфраструктуры, непосредственное обслуживание приезжающих туристов – все это относится уже к сфере частного бизнеса. В этом, на мой взгляд, и заключается смысл государственно-частного партнерства в развитии туристической отрасли на территории области. Сегодня в развитии туризма заинтересованы буквально все – и губернатор
Николай Николаевич Дудов, и мэр Магадана Владимир Петрович Печеный, и представители существующих на территории турфирм.

В сложившейся экономической ситуации все понимают, что туристический бизнес – один из эффективных выходов из кризиса, потому что въездной туризм позволяет увеличить налоговую базу, создать дополнительные рабочие места и решить целый ряд комплексных проблем территории. «Крайне важно обозначить интерес государства к сфере туризма, не вкладывая значительных финансовых инвестиций, найти внутренние резервы для роста внутри туристической отрасли», - пишут разработчики Концепции. И развивают свою мысль: «Этап, по сути, является технологическим, позволяя увеличить эффективность въездного туризма за счет оптимизации бизнес-процессов, улучшения качества сервиса и организации системы продаж».

Корр. Концепция разработана. Что дальше?

Б.Э. ХЕЙНМАН. Сегодня разработанная Концепция развития туристической отрасли в Магаданской области представлена в Федеральном агентстве по туризму, Министерстве спорта, туризма и молодежной политике. Туда же направлен паспорт инвестиционного проекта, представляемый для проведения проверки на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения. Рассматривается вопрос о создании координационного совета по развитию туризма в Магаданской области с привлечением действующих туроператоров, представителей областной администрации и мэрии Магадана. После того, когда все экспертизы будут пройдены и начнется бюджетное финансирование, следующим этапом будет создание проектно-сметной документации по реализации упомянутой Концепции.

Беседовал Алексей
МАКСИМОВ

РегиоN
рекламно-информационная газета








Колымские колонки