Магаданскому журналисту Игорю Дадашеву необыкновенно повезло. Он стал единственным русским журналистом, побывавшим 12 апреля этого года в экспедиции, посвященной 100-летию со дня гибели печально известного «непотопляемого» «Титаника». Итак, рассказ очевидца...
- Игорь, как тебе удалось попасть в этот необычный круиз?
- Я не думал, не гадал, что мне выпадет ТАКОЙ его величество Случай. Было много своих дел, и тут звонит телепродюсер Галина Кочегарова из «Останкино» и предлагает совершить этот круиз! Она знала меня ранее по совместной работе как опытного тележурналиста. Но я все же удивился: неужели во всем «Останкино» нет никого с двумя визами (канадской и американской). Оказывается, не было. Она сказала, что мне оплатят дорогу до Нью-Йорка и дальше до Канады. В Нью-Йорке меня должны были встретить оскароносный режиссер Генрих Бреннер и его сын Макс. Вместе мы должны были составить одну съемочную группу, в которой я был главным. Мне поручили снять фильм об этом круизе.
Финансовые и организационные моменты заняли целую неделю. Вплоть до вечера 7 апреля я не знал, полечу или нет. Поздно вечером Галина мне позвонила и сказала, что по почте отправила электронный билет. И на следующее утро я полетел в Москву. Там меня встретили два продюсера этого фильма. А утром я полетел в Нью-Йорк.
- Конечно же, в такой долгой дороге происходили казусы?
- Да, их было немало. Например, в Нью-Йорке меня должны были встретить. Я знал, что у этих людей будет табличка в руках, а им описали мою внешность. Прилетел. В Нью-Йорке была настоящая жара, а я был одет еще по-магадански. В аэропорту тут же взмок и снял одежду. Пришлось ждать встречавших целый час! Ходил, слонялся по терминалу… Оказывается, они перепутали терминал. Потом меня все-таки нашли.
По дороге в гостиницу они меня огорошили: на рейс мемориального круиза билетов уже нет. В Интернете рейс был обозначен, но он исчез. Говорили, что на судне осталось много мест, но билеты почему-то уже не продают. Но я не воспринял эту информацию как должную и не сразу стал волноваться. Обратные билеты у меня были на 19 апреля, и тут меня охватила легкая паника - где я буду ночевать, что есть? Денег было не так много, так как я рассчитывал на питание на корабле. В общем, всю ночь нам звонила продюсер из Москвы, искала варианты. Можно было поехать в Бостон, Вашингтон и Нью-Йорк, поснимать и сфотографировать памятники, гостиницу, где размещали выживших членов экипажа с «Титаника». Переговоры с Москвой продолжались и на следующий день. Решили поехать в морской порт и пробраться на судно всеми способами.
- И как тебе это удалось?
- Это просто судьба! Корабль отплывал в пять вечера. Мы вызывали разных менеджеров, сотрудников порта, представителя пресс-службы. Все улыбались и только разводили руками - ничем помочь не могут, билетов нет. И тут я увидел японскую съемочную группу, подошел к ней. Попросил, чтобы они дали нам потом видеоматериалы с этого круиза. Они не отказали. За четыре часа нашего нахождения в порту все его сотрудники прониклись к нам симпатией. Одна из них даже вынесла нам кофе с булочками. Хотя Нью-Йорк такой же сумасшедший город, как и Москва, но его жители радушны.
Так мы сидели в ожидании. И вдруг ко мне подошла одна из менеджеров порта и попросила: «Вы не могли бы помочь нам в качестве переводчика? Там молодой человек, который не говорит по-английски». Оказалось, парень - большой поклонник «Титаника», приехал из Екатеринбурга. Несколько лет он мечтал попасть на место гибели этого лайнера. Три года назад он узнал об этом круизе и стал копить деньги. Пришлось даже продать свой небольшой бизнес. Билет он купил через Интернет в Екатеринбурге. Но никто ему не сказал, что должна быть канадская виза. На все его уговоры служба безопасности отвечала ему отказом - без визы нельзя! Парень был в шоке, жутко расстроился, чуть не плакал… И говорит: «Раз уж я не поеду, то хотел бы отдать свой билет. Но только русскому!» Вот так свершилось чудо, и я попал на корабль «Азамара»! Практически как Джек Доусон из фильма «Титаник»!
Еще полчаса «земля» переговаривалась по рации с кораблем, утрясая это дело, чтобы меня пропустили на борт. Макс и Генрих поздравили меня с победой.
На лайнере меня тоже встретили радостно - ну и повезло же тебе, парень!
- Какова была цель круиза?
- Вообще, в рамках мемориального круиза «Титаник» в путешествие отправились два судна. Из британского порта Саутгемптон отчалил суперлайнер «Балморал», откуда настоящий «Титаник» отправился в свой первый и последний путь. И наш лайнер «Азамара» из Нью-Йорка.
Цель круиза - вспомнить трагедию, помянуть погибших, отведать блюда из меню настоящего «Титаника» и послушать репертуар оркестра, который звучал в те дни на легендарном корабле.
- Тебе понравилось на «Азамаре»?
- Да. На корабле постарались воссоздать атмосферу «Титаника» - костюмы, меню и музыку. Меня поселили в одноместную каюту. Лайнер был средним по размеру, говорят, и больше бывают. Через два дня мы прибыли в порт Галифакс. Для нас провели несколько экскурсий. Побывали на трех кладбищах, где были похоронены погибшие пассажиры «Титаника» - полторы сотни. На третьем я нашел могилу прототипа Доусона из фильма. Его звали Джозеф. На самом деле его история не имеет ничего общего с той любовной историей, которую придумал режиссер Джеймс Кэмерон. Тем не менее, он, готовясь к съемкам фильма, запомнил этого человека и сделал его главным героем.
Вернувшись на корабль, мы отплыли в открытое море. Через два дня в 11 вечера мы пришли к тому месту, где в 1912 году «Титаник» столкнулся с айсбергом, и началась поминальная церемония. На воду опустили венки и свечи. А до этого на большом экране показывали фильм Кэмерона. В каждой каюте на одном из каналов несколько дней подряд круглосуточно крутили старый черно-белый фильм «Титаник». В полночь был званый ужин, на котором многие пассажиры были одеты в костюмы той эпохи, столетней давности. Здесь были и родственники погибших в той жуткой трагедии. На месте гибели «Титаника» лайнер простоял одну ночь. Признаюсь, было жуткое гнетущее ощущение, даже страшно. Рассказывали всякие мистические случаи. Например, как пару лет назад здесь нашли девушку на куске льдины, якобы с «Титаника», но она быстро состарилась и умерла. Еще там кого-то находили…
- А сколько стоил билет на круиз, и сколько пассажиров было на «Азамаре»?
- Вообще, сначала билет на лайнер стоил 8-10 тысяч долларов, но потом, когда люди стали сдавать билеты, испугавшись, что катастрофа может снова повториться, стоимость снизили до 1,5-2 тысяч долларов, и даже до одной тысячи. Но билеты все равно не покупали. Тогда руководство судоходной компании решило вовсе убрать этот рейс из Интернета и закрыть его. Поэтому в круиз попало всего 400 человек.
- Ты доволен своим путешествием?
- Конечно, я очень доволен! Несмотря на разные казусы и многочасовой перелет Магадан - Москва - Нью-Йорк, мне улыбнулась удача!
Интересные факты из газет
Билет на церемонию спуска «Титаника» на воду продали за 56 тысяч долларов!
Меню с «Титаника» продано за 76 тысяч фунтов!
Чертеж «Титаника» ушел с молотка!
Письмо пассажира «Титаника» установило аукционный рекорд!
Последняя пассажирка «Титаника» снова распродает вещи!
Умерла последняя пассажирка «Титаника»!
Наталья АЛЕКСЕЕВА "Вести города М".