Свое 70-летие отметил заслуженный врач РФ Петр Петрович Шукан.
Окончил Благовещенский медицинский институт и направлен на работу в г. Магадан в 1965 году. Проработал в Магаданской областной больнице 40 лет. Начинал рядовым врачом, затем заведующим реанимационным отделением, заместителем главного врача по лечебной работе, главным врачом. С 1996 по 2000 год заместитель губернатора по социальным вопросам. Более 20 лет избирался депутатом горсовета области. В настоящее время на пенсии, живет в Магадане. Заслуженный врач России, врач высшей категории. Внесен в энциклопедию России "Кто есть кто в России?".
Перед самым юбилеем с Петром Петровичем Шуканом встретился наш корреспондент, и вот что из этого вышло…
- Петр Петрович, семьдесят лет - дата серьезная. С каким чувством вы встречаете свой юбилей?
- Не поверите, с душевным подъемом. Считаю, что жизнь прожита не зря, все что мог или почти все я сделал. Никогда не сачковал, не увиливал от проблем и даже сейчас, несмотря на целый букет болячек, не ощущаю себя стариком. Мне во многом повезло - в том, что я выбрал своей второй родиной Магадан, повезло с людьми, которых встретил здесь, которые стали моими учителями, и не только в профессиональном плане. Как не вспомнить мне с теплым чувством хирургов Сару Мироновну Гуревич, чей профессиональный стаж начинался еще в лагерную эпоху, Василия Семеновича Чудинова, Антона Петровича Петкуна, заведующего отделением, Харитона Гавриловича Дзгоева… безвременно погибшего талантливого и смелого хирурга Владимира Николаевича Харламова. Из этой славной плеяды сегодня в здравии только Валентина Сергеевна Черникова, которую я сменил на посту главврача областной больницы. Она сейчас живет в Петербурге, и мы постоянно с ней переписываемся.
- Главврачом, понятно, вы стали не сразу… Как складывалась ваша карьера?
- Я приехал в Магадан в 1965 году и работал ординатором в хирургическом отделении. А через три года стал заведующим реанимационным отделением, которое сам же и организовал. Выражаясь образно, врач-реаниматор стоит на самой границе жизни и смерти. Самая тяжелая, даже не побоюсь, героическая миссия. Хвалить себя не принято, скажу только, что я буквально жил в этом отделении и жил этим отделением. Вот случай…
Перед самым новым годом, кажется, 1969-м, меня срочно вызвали в реанимацию. Поступил четырехлетний ребенок. Отравился таблетками. Мама, сама медсестра, оставила упаковку лекарств на видном месте, и любопытный малыш добрался до нее и съел всю - доза больше чем смертельная. Я консультировался с московскими специалистами, и они в один голос заявили, что больной безнадежен. Но мы боролись. День, два, три… задача была не дать ему умереть, помочь продержаться. А так как практически все процедуры проводил я сам, то передоверить кому-то их просто не мог: малейшая неточность - и все прахом. Словом, домой я пришел ровно через месяц и услышал от жены: "Так я не пойму, замужем я или нет?".
Но человека мы тогда спасли, я и сейчас иногда встречаю его в городе, впрочем, через реанимацию за время моей работы прошли тысячи людей.
А в 1972 году меня пригласили на должность заместителя главврача областной больницы по лечебной части. Это была новая ответственная ступенька, и я ее успешно преодолел. Говорю успешно, потому что, уходя на пенсию, Черникова рекомендовала на должность своего преемника именно меня. Так я стал главврачом Магаданской областной больницы, и это была уже совсем другая жизнь и другие задачи.
Именно тогда, в 80-х годах, открылся занавес между СССР и США, и Магаданская область на Дальнем Востоке была самой активной территорией по налаживанию связей с американцами. Сначала с Аляской, а затем с Калифорнией и другими штатами. Я в то время был одним из активистов формирования и реализации совместных программ между магаданским здравоохранением и университетом штата Аляска. Хочу сказать, что наша совместная работа с американцами обусловила значительный скачок вперед и магаданского здравоохранения. Помню, сколько было сплетен, сколько недовольных, придумывали всякие истории, но тем не менее мы сумели улучшить материальную базу некоторых лечебных учреждений области. Особую роль сыграло внедрение в областной больнице компьютерной томографии, оснащение современным оборудованием (американского производства) глазного, травматологического отделений областной больницы, общебольничным оборудованием и инвентарем - ряда других лечебно-профилактических учреждений области.
В ноябре 1996 года я перешел работать в областную администрацию. Случилось это сразу после выборов первого губернатора Магаданской области Валентина Ивановича Цветкова, которому я помогал во время кампании.
Тогда Цветков, уже будучи в должности губернатора, пригласил меня к себе в кабинет и сразу сказал: "Петр Петрович, я тебе очень благодарен за ту помощь, которую ты мне оказал во время выборов. Я тебя прошу помочь в формировании команды администрации", - и предложил мне должность заведующего отделом здравоохранения области. Тогда им работал Сергей Вячеславович Лысенко - мой очень давнишний приятель и друг. Я поблагодарил Валентина Ивановича за предложение и ответил, что должность главного врача МОБ не менее важная для области и что на своей работе я принесу пользы больше, чем в отделе здравоохранения. Долго мы беседовали, он приводил доводы, что я, как авторитетный руководитель, многие годы избирался депутатом горсовета, облсовета, членом горкома партии, что я ему очень нужен. Затем говорит: "Выходи завтра в администрацию на работу, на должность заместителя губернатора по социальным вопросам". Я ответил: "Валентин Иванович, это очень серьезный вопрос, и я должен подумать". Он сказал: "Что ж, думай три дня и приходи ко мне со своим решением". Я уехал, а через два часа мне позвонил В. Иванов с просьбой срочно приехать к нему в администрацию области. Я приехал. Он работал заместителем губернатора по кадрам и предложил мне ознакомиться с распоряжением губернатора, где указывалось, что с завтрашнего дня я работаю заместителем губернатора по социальным вопросам…
Так я вступил в должность заместителя губернатора. И начались для меня самые тяжелые дни в моей жизни. Задолженность по зарплате была от 6 до 8 месяцев. Сплошные митинги, забастовки, голодовки. Особенно бунтовали учителя и медики Ольского и Хасынского районов. Объявили голодовку медики Оротукана, матери поселка Ола, которые не получали пособие на детей в течение нескольких лет…
Я приходил к Валентину Ивановичу перед каждым выездом на встречу с бастующими, просил дать какую-нибудь гарантию материальной поддержки данного коллектива и всегда получал один и тот же ответ: "Сначала поезжай и разберись, действительно ли этот коллектив находится в более тяжелых условиях, чем другие, а потом уже будем искать возможность поддержки".
Так вот однажды я приехал в оротуканскую больницу, где медперсонал объявил голодовку. При анализе расходования бюджета я действительно убедился, что сотрудники оротуканской больницы имеют задолженность по зарплате 8 месяцев, а другие 5 - 6 месяцев. Позвонил ночью Валентину Ивановичу, доложил ситуацию, и он нашел возможность выделить дополнительно средства из областного бюджета и сократить задолженность медицинским работникам. Конфликт был погашен. Я, конечно, хорошо понимал, что в области каких-то дополнительных средств не было и нужно действовать по принципу "у одного забери - другому отдай". Естественно, от решения вопросов таким путем я удовлетворения не получал. Прошли тяжелые 96 - 97-е годы, и положение в области стало налаживаться. Появилась возможность решать и перспективные задачи. Стали решаться вопросы по укреплению материальной базы в социальной сфере…
Областная медицина начала выздоравливать, мое здоровье дало сбой. Сказались нервотрепки, колоссальные нагрузки. В 2002 году я перенес тяжелую операции, затем вторую… Скажу, что меня одно время уже считали безнадежным, но я боролся и… борюсь.
Но работать я уже не мог и прямо заявил Валентину Ивановичу. Он нашел для меня должность директора фонда по оказанию помощи малоимущим, пару лет я кое-как отработал и окончательно ушел на пенсию. На этом моя карьера и завершилась…
- Но, слава богу, не жизнь. Несмотря, как вы выразились, на букет болячек, вы и сейчас активно занимаетесь общественной работой, помогаете своим коллегам и просто всем, кто к вам обратится за помощью. Книгу "Светло помнить", во многом автобиографичную и остропублицистическую, прочитали многие магаданцы. И вот, как человек неравнодушный, какие проблемы в работе нынешней магаданской медицины вы видите?
- Их видят все - кадры. Половина кабинетов узких специалистов пустует. А иных нет и вовсе. И варягами эту проблему не решить. Хорошему специалисту хорошо и дома, он к нам не поедет. Надо готовить свои кадры, подбирать и учить молодежь, создавать условия, чтобы молодые медики после окончания институтов возвращались в Магадан.
Вторая проблема - санавиация. Не МЧС должно ей командовать, а медики, как это было раньше. Я сам немало лет проработал по совместительству врачом санавиации и уверен, что только врач может квалифицированно решить, когда и как использовать самолет или вертолет.
И третья и, наверное, самая главная. Меня тревожит дух делячества, пышно распустившийся не только в больничных кабинетах и коридорах, но и в душах медиков. Уже скоро шагу нельзя будет ступить, не оплатив иногда совсем выдуманную услугу. Деньги зарабатываются даже на оборудовании, которое больнице подарили… Вы понимаете, спонсор подарил для людей, а специалист на этой железке кует себе капитал, невзирая ни на состояние, ни на возраст пациента. По Конституции, главная ценность - жизнь человека, а оказывается, жизнь твоя стоит столько, сколько у тебя денег. А нет - значит, умирай. Чуткость, бескорыстие, самоотверженность - все то, чем так славились колымские врачи, потихоньку заменяется другими понятиями. Медицина становится бизнесом. К чему это приводит, мы видим на примере нашей полиции.
И вот даже нормальные врачи вынуждены следовать в этом потоке, потому что в случае конфликта заступиться за них некому, это раньше человек мог пожаловаться в профком, обком и так далее. Сегодня рядовой медик бесправен в полном смысле этого слова.
- О чем вы в этот день жалеете?
- Конечно, о том, что многих своих прекрасных друзей и родных я не увижу на празднике. О том, что не успел построить больницу на Инвалидке, что давно не становился на лыжи…
- А что пожелаете?
- Добра, любви и вот еще что: занимайтесь спортом. Именно спорт мне помогал выстоять в самых разных ситуациях, помогает бороться и сейчас. Лыжи, бег, коньки - кому что нравится, главное, тренируйте тело и волю. И дух свой укрепляйте, потому что час испытаний всегда наступает внезапно и надо быть к ним готовыми.
Валерий ФАТЕЕВ.
Редакция газеты "Магаданская правда", друзья и все бывшие пациенты искренне поздравляют Петра Петровича с юбилеем, желают ему здоровья, добра и счастья!
"Магаданская правда".