В сочельник, 6 января 2012 года, в силу вступили Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которые получили название «Третий антимонопольный пакет». Последнее преследует три основные цели: развитие конкуренции на товарных рынках, совершенствование принципов контроля деятельности монополий и минимизацию правовых рисков бизнеса.
По мнению руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области Василия ЗАДОРОЖНОГО, реализация принятого закона позволит внедрить в систему антимонопольного регулирования лучшие зарубежные практики, связанные с пресечением картелей, монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
- Василий Григорьевич, что нового привнесет третий антимонопольный пакет?
- Нововведениями уточнен порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации и оказывающих влияние на конкуренцию в России.
Закон предусматривает ведение реестра физических лиц, привлеченных к административной ответственности, чтобы исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности за однократное злоупотребление доминирующим положением.
Нововведения коснулись и понятийного аппарата. Так, ранее определение картеля, самого опасного нарушения антимонопольного законодательства, подразумевало некоторую неопределенность. Сегодня же оно изложено таким образом, что речь идет исключительно о горизонтальных соглашениях конкурирующих между собой на конкретном рынке хозяйствующих субъектов.
Надо помнить, что понятие «картель», как знак «стоп», говорит о том, что если вы конкуренты, работаете на одном рынке, то не должны договариваться о четырех вещах: цене, разделе товарного рынка, отказе в производстве товара, который повлечет рост цены, и отказе в заключении договора с определенными покупателями.
Помимо вышесказанного, в законе происходит дальнейшее развитие базового определения монопольно высокой цены. Мы все больше и больше начинаем применять самые современные методики и механизмы при анализе ценообразования монополий. Если у монополистов цена выше, чем нам демонстрирует принцип сопоставимости, можно говорить о монопольно высокой цене. Согласитесь, мы не можем на основании скачков цены в течение одного месяца сделать вывод о монопольно высокой цене.
- В законе появились два новых юридических института. Расскажите подробнее.
- Действительно, третьим антимонопольным пакетом вводится два новых института, один из них называется «Предостережение антимонопольного органа», другой - «Предупреждение антимонопольного органа».
Под предостережением в законодательстве понимается направление официального документа, официального предостережения, как правило, физическому лицу. Тем, кто своими публичными заявлениями может посылать ценовые сигналы, которые приведут к нарушению антимонопольного закона.
Например, когда представители отраслевых компаний, отраслевых ассоциаций начинают рассказывать, что завтра цены на жилье неминуемо повысятся в несколько раз. В последние годы нефтяные компании и ассоциации работников нефтяной, газовой промышленности любят рассказывать о том, как вырастут цены на бензин. На самом деле это сигнал для проведения осуждаемого нашим законом мероприятия по согласованным действиям. Подчеркну: предостережения не могут направляться ни журналистам, которые отстаивают свободу слова, ни экспертам, которые занимаются своей работой. Речь идет только о тех отраслевых ассоциациях, о тех работниках соответствующей промышленности, компаний, которым может быть выгодно раскручивание инфляционной спирали, роста цен и так далее.
Еще один новый институт антимонопольного предупреждения призван продемонстрировать бизнесу предупредительный контроль со стороны ФАС. Сейчас по заявлениям, например, в области энергетики, подключения к сетям, в каждом случае, когда идет отказ в заключении договора, мы, фиксируя нарушение антимонопольного законодательства, возбуждаем дело, ведущее к оборотному штрафу.
- С введением нового института предупреждения ситуация изменится?
- В отношении относительно негрубых нарушений, не связанных с ограничением конкуренции, но прямо влияющих на жизнь граждан, мы перейдем на предупредительный контроль. Направим предупреждение в компанию, в котором сошлемся на квалификацию 10-й статьи закона и предупредим компанию о том, что она нарушает антимонопольный закон. Если в течение декады компания устраняет нарушение, то дело не возбуждается и штраф не накладывается. В противном случае она будет привлечена к административной ответственности в виде оборотного штрафа.
ФАС добровольно отказывается от своей карательной практики в отношении примерно половины дел, которые мы рассматриваем. Мне кажется, что это будет иметь позитивные последствия с точки зрения снижения административного бремени на бизнес.
- Также хочу спросить: стала ли прозрачнее система оборота госимущества? Где можно получить информацию по его обороту?
- Известен сайт zakupki.ru, где можно посмотреть, кто и что из чиновников закупает. ФАС России выступала главным идеологом в разработке еще одного сайта - torgi.ru, где отражаются соответствующие оферты от Владивостока до Калининграда в отношении продажи госимущества. Мы считаем, что нужно в обязательном порядке публиковать на общенациональном сайте абсолютно все оферты, продажу любого земельного, лесного участка, рыбных и иных биологических квот, недр, когда предусмотрены соответствующие торги, водных ресурсов и т. д. Мы за то, чтобы сделать для наших налогоплательщиков открытыми и прозрачными все процедуры по обороту госимущества. Уже сейчас там отражаются все оферты о сдаче в аренду госимущества, будут отражены все оферты по приватизации, по торгам.
- В новом законе прошли поправки и в Уголовный кодекс?
- Полностью отменена уголовная ответственность для предпринимателей в отношении согласованных действий и вертикальных соглашений. Уголовная ответственность будет установлена только за картели и некоторые формы неоднократного злоупотребления доминирующим положением.
- Если говорить о размере административных штрафов за нарушения антимонопольного законодательства, он также изменится?
- Третий антимонопольный пакет предусматривает закрепление в законе методики расчета административного штрафа, налагаемого на компании, нарушившие антимонопольное законодательство. Введена четкая градация отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств для юридических лиц и их «весовое» значение в размере административного штрафа. Все это позволит единообразно подходить и антимонопольным органам, и судам при решении вопроса о размере наказания.
- Изменится ли порядок выдачи справок, разрешений?
- Закон вводит прямой запрет на появление оплат за выполнение каких-либо государственных услуг, если это не установлено законодательством РФ. Если нет прямой записи в каком-либо федеральном законе, акте правительства либо указе президента о том, что данная услуга разрешается и она может быть платной, она должна быть абсолютно бесплатной. Мы будем пресекать появление любых платных услуг, если это не основано на действующем законодательстве.
- Спасибо за беседу.
Александр СЕМИН.