За прошедшие годы мы с вами накопили богатый опыт конструктивного общения по самым важным проблемам бытия.


Владимир Печеный.
Мэр г.Магадана

IX областные Рождественские образовательные чтения «Духовно-нравственное воспитание в региональном культурно-образовательном пространстве». Достопочтенный Владыка! Многоуважаемые участники Рождественских образовательных чтений!


С радостью в 9-ый уже раз приветствую открытие в нашем городе столь значимого гражданского форума – Рождественских образовательных чтений! За прошедшие годы мы с вами накопили богатый опыт конструктивного общения по самым важным проблемам бытия.

И сегодня собрались вместе, чтобы обсудить самые главные вопросы нашей жизни: что есть духовность и нравственность, поговорить о ценностях истинных и мнимых, сообща найти пути и способы вернуть Истину в окружающий нас мир.

Сейчас, когда все мы оказались в сложной ситуации, столкнулись со множеством вызовов: международный терроризм, экономический и экологический кризис, нравственная деградация миллионов людей, оскудение общества, - важно четко знать, что такое Истина бытия.

В чем заключается духовно-нравственное воспитание в культурно-образовательном пространстве? Еще вчера источником знаний, воспитания чувств была книга.

Нынче полки библиотек, книжных магазинов заполонила так называемая массовая литература, ничего общего не имеющая ни с просвещением, ни с культурой.

Мое поколение и люди постарше еще помнят добрые и светлые программы для детей, юношества и молодежи на 1 и 2-м каналах, областном телевидении. Лишь в воспоминаниях остались прекрасные радиопередачи «Театр у микрофона», «Концерты классической музыки в прямом эфире». Благодаря им многие магаданцы знали оперу не хуже, чем поклонники Большого, Маринки, Ла Скала или Гранд опера…

А молодежь Магадана с нетерпением ждала всегда непосредственные, познавательные передачи «Камбуз» и «Форточка». Уделялось место в эфире и школьникам, малышам детского сада.

Сейчас, когда у меня у самого растет сын, страшно порою включать телевизор и не хочется, чтобы ребенок повторял глупость и многочисленные ошибки радио-диджеев.

Душа противится тому, что из нравственной категории искусство превращается в коммерцию, становится индустрией развлечений. Больно наблюдать и за реформами современной школы.

Страшно от нескончаемых экспериментов в образовании. Как можно говорить о воспитании национального самосознания, патриотизма у наших детей, если в учебных программах на изучение иностранных языков отводится в 2,5 раза больше часов, чем на уроки всемирной истории, и в 4-5 раз больше, чем на историю России и русский язык?

Ученые Российской академии наук бьют тревогу: образованность наших школьников скатилась до уровня 1928 года. «Впору говорить не о развитии науки, а о развитии безграмотности», - заметил на недавней пресс-конференции писатель Владимир Губарев.

Конечно, мириться с такой ситуацией невозможно. Но что противопоставить реалии? Только Истину школы. В чем она? Недавно услышал притчу. Жила-была Истина Школы. Она обслуживала школы всех планет Вселенной и всюду несла Божью Мудрость.

"Помогу землянам", - сказала она и спустилась на планету Земля. Прилетела к директору первой земной школы с надеждой, что ей порадуются. - У меня мало времени, - предупредил директор, - скажите коротко, что вам надо?

Он был погружен в бумаги и не взглянул на Истину, ее обаяние не задело его. - Я - Истина Школы, примите меня... Но директор грубо оборвал ее: - Какая еще Истина...

У нас тут своя истина! - загремел он и, не поднимая головы, указал Истине на дверь. Огорчилась Истина. Не ожидала такого. Полетела она к директору второй земной школы. Тот мельком взглянул на нее, ибо остановить взор на ней не смог.

- Что вам нужно? - спросил он подозрительно.

- Я - Истина Школы, примите меня! - попросила она умоляюще.

- Я могу...

- Истина Школы?!

Впервые слышу о такой профессии... Какое у вас образование? Какой опыт? Хулиганов держать в руках умеете?

- Но я же Истина, во мне опыт миллионов лет... Берите мою мудрость... - Знаю вашу мудрость, - перебил директор раздраженно, - любить детей, ведь так?

Истина кивнула головой: - Так, но... - Быть к ним справедливыми, не так ли? - Так, но... - Какое еще "но"! Воспитывать их гуманно, так ведь?

- Так, но... - проговорила Истина смущенно.

Она хотела сказать: "Так, но нужна вера в Творца". Директор не дал ей высказаться: - Поработайте с вашей мудростью где-нибудь в другом месте, приходите потом, может, примем!

Разговор закончился, директор спешил на совещание "Борьба против того, чего хотят ученики". Обиделась Истина. Прилетела к директору третьей земной школы. - Я - Истина Школы!.. Примите меня!.. Директор готовил отчет для аттестации школы:

- И чего нам от вас ждать? - он посмотрел на Истину и почему-то покраснел. Истина произнесла все святые слова и закончила: - Бог...Вера...Гуманность... Директор хитро прищурил глаза, задумался. Потом приказал: - Пиши заявление!

Счастливая Истина тут же написала заявление. Директор наложил резолюцию и вызвал заместителя по хозяйственной части: - Выполняй! - приказал ему и передал заявление.

Заместитель по хозяйству забрал Истину, поместил ее в большую красивую рамку и вывесил на стене на самом видном месте. Приходили родители, знакомились с Истиной Школы: « Мда...» - говорили они и отдавали своих детей в эту школу.

Приходили проверяющие, читали и перечитывали Истину Школы, вывешенную на стене. - Мда... - говорили задумчиво и писали о школе хвалебные слова. То и дело подходили к вывеске учителя, грустно глядели на Истину.

- Ну и ну!- проговаривали они смущенно и отходили. Однажды заметили Истину Школы дети. - Какая красота! - восхитились они. - Как было бы здорово, если бы у нас все было бы таким, как она!

И своим чутким сердцем, тонким зрением увидели, что Истина плачет. - Ей здесь плохо... - сказали дети. - Давайте отпустим ее на волю, раз в нашей школе ей грустно... Может быть, найдет другую школу, где будет хорошо!

Сняли со стены раму, разбили стекло и сказали Истине: - Лети... Если не нам, может быть, достанешься другим! Истина полетела к директору четвертой земной школы.

А директор третьей школы объявил вознаграждение тому, кто выдаст правонарушителя, сорвавшего со стены собственность школы. Правонарушителю обещал строгое наказание. Истина Школы в это время сидела уже в приемной директора седьмой земной школы.

Предстанет она, наконец, перед ним, произнесет все святые слова и закончит: "Бог...Вера...Вера в Творца..." Однако поймет ли директор, что незримое присутствие Бога в духовной сущности образования есть Истина Школы?

Или же посадит эту Истину в клетку как экзотическую птичку и передаст в кабинет биологии, чтобы ученики любовались ее красотою? Седьмая земная Школа! Директор сам ищет Истину. Она озаряет его сердце, разум.

Он собирает все мужество, волю, духовные силы и устремляется к свершению Истины Школы. Учителей, учеников и родителей попросил лишь: «Поймите Истину школы. Примите ее». Кто-то порадовался и остался рядом с директором.

Кто-то возмутился и покинул его. Кто-то не понял, но чувство подсказало: будь рядом! Ученики восхитились красотой Истины и мужеством директора. Истина сложила в Школе Педагогический Ансамбль.

«Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины», - говорил основоположник российской педагогической науки Константин Ушинский. …

Многострадальная Россия. Отчего этот ярлык прикрепили мы к своей стране? Разве она, все мы достойны только такой участи? Давайте обратимся к отечественной истории.

В XI веке мы еще учились у греков приемам каменного зодчества, а в XII уже засияла радуга изумительных местных школ: смоленской, новгородской, суздальской, галицкой.

В блестящую эпоху модерна искусство, литература, философия, многие научные школы - впервые с XIII века - куда значительнее у нас, чем у западных соседей.

Хозяйственный подъем конца XIX столетия сменяется не имеющим себе равных экономическим бумом в начале XX. В 1913 году жизненный уровень россиян был выше, чем в высокоразвитой Англии.

Но семь десятилетий советской власти мы учились видеть только свои дореволюционные недостатки и не замечали, что Россия тогда производила практически все виды продукции, её автомобильная промышленность была на уровне немецкой, а авиационная - на уровне американской.

Русское хозяйство сохраняло национальную специфику. Значительный удельный вес в экономике составляли процветающие мелкие, и даже семейные, предприятия, высококвалифицированные кустари, которые имели экспорт в страны Европы.

Вспомните лесковского Левшу! Однако мы до сих пор продолжаем считать, да еще и детей учим, что это признак отсталости реакционной царской России.

Вопреки реалиям ХХI века, который каждый день убеждает: динамично развиваются в Европе и Америке средние и мелкие (в т. ч. семейные) предприятия.

Они более гибки, мобильны, легко приспосабливаются к требованиям рынка. По-прежнему в учебнике по истории России нет информации о том, что русские рабочие в 1910-е годы имели самую совершенную систему страхования труда и гарантии для наемных рабочих.

Президент США Уильям Тафт признал данный факт, мы же упорствуем: несчастному угнетенному русскому рабочему было необходимо совершить социальную революцию.

Почему мы не замечаем собственных преимуществ и продолжаем подчеркивать собственные недостатки, да еще и с лихвой заимствуем их у Запада. Это не я, мыслитель прошлого века Алексей Хомяков отметил: недостатками Запада мы вытесняем собственные достоинства. Разве нынче это не актуально: вместо «Радио-няни» - «Comedy club», взамен дискуссионной молодежной программы «12 этаж» - пресловутое реалити-шоу «Дом-2».

Закрываем глаза на то, что XVI век в России наряду с опричниной характеризуют реформы Избранной рады. В XVII-ом восстания под предводительством Стеньки Разина не более значимы для страны, чем Земские соборы. XIX век неизменно отождествляем с антинациональной политикой Александра I, забывая про пушкинский "золотой век", реформы Александра II, рождение русской философской школы.

Русские историки, философы Лев Гумелёв, Владимир Махнач уверены: во многом лицо нашей эпохи определяет то, что мы выбираем в качестве "типично русского". Так вот, разинщине составители школьных учебников отводят целую главу.

Подскажите, есть что-нибудь равновеликое в школьных пособиях о русской парламентской и муниципальной традициях, о соборах и земстве? Прошу школьников назвать выдающихся русских царей – Иван Грозный, Петр I. Спрашиваю: кто был истинным основателем державы? Ни слова об Иване III.

Никто не сказал, что Борис Федорович - первый Годунов - строитель и просветитель. Михаил Федорович - первый Романов - государь, преодолевший последствия опричнины и Смуты.

Алексей Михайлович - знаток богослужения и основатель театра, покровитель продуктивного животноводства и приверженец парламентаризма, а Павел Петрович - гений внешней политики.

Несправедливо мало наши дети знают об ученых, писателях, полководцах, дипломатах, предпринимателях. А русские Святые? Не с них ли делать жизнь поколению next?

Почему понятие патриотизма у нас соотносится только с ратным подвигом и никогда с молитвенным? Мы не говорим о Служении Отечеству, о вере в Россию-матушку и любви к Отчизне Сергия Радонежского, Серафима Саровского.

Ни на уроках истории или литературы, математики, физики, биологии, химии не произносится даже имени Павла Флоренского. Но разве жизнь и судьба русского Леонардо не послужат примером и юноше, обдумывающему житье, и взрослому, находящемуся в смятении в эпоху разлада, экономического да и нравственного кризиса?..

На XVII Международных Рождественских образовательных чтениях епископ Бронницкий Феофилакт очень точно подметил: «В период дестабилизации мировой экономики общество нуждается в уверенности.

А эта уверенность может основываться только на духовных началах». И потому на первый план выходит сегодня духовное просвещение россиян, демонстрация нравственных устоев, любви и сострадания к ближнему, воспитание на наших, святоотеческих идеалах.

Наша с вами задача – городских и региональных властей, священнослужителей, педагогов, деятелей культуры и искусства, всех людей, кто отдает себя без остатка служению детям, а значит, завтрашнему дню России, – организовать культурно-образовательное пространство, в котором проявится Истина Школы.

Достойное распространение в нем найдет опыт православного воспитания, накопленный гимназией №24, а также клуба исторического конструирования «Братина», художественного образования в лучших российских и православных традициях, которым занимаются сегодня Магаданские художественная и хоровая школы.

Продолжится тесное сотрудничество муниципалитета с Магаданской епархией по организации православного детского лагеря, рождественских и пасхальных концертов, крестных ходов магаданцев на Пасху, в Крещение.

Думаю, мы поддержим замечательное начинание и в столице Колымы наряду с «Педагогом года» и «Самым классным классным» будем проводить городской конкурс на соискание национальной премии «За нравственный подвиг учителя».

Давайте обсудим варианты молодежной православной интернет-странички на городском портале. Мы уже поддержали своим грантом детскую фотостудию, созданную общественной организацией «Отчий дом».

Готовы принять участие в реализации любого проекта, толковой идеи, которые помогут всем магаданцам стать сильнее духом и чище сердцем, осознать, что православная и нравственная мотивации в образовании и культуре России взаимосвязаны.

Да, у нас светское государство, но церковь и педагогика – партнеры в главном деле – воспитании знающего и работоспособного человека, умеющего брать на себя ответственность, лидировать, активно изменять мир, делая его красивее и добрее.

Желаю всем успешной работы на наших Рождественских чтениях, чтобы в согласии совести и воли, движимые любовью к ближним обрели мы основы истинно христианского образа жизни, чтобы всегда пребывали с нами вера, надежда и любовь, как сказал апостол Павел








Колымские колонки