Как уже сообщала «МП», в Правительстве РФ под руководством первого вице-премьера Виктора Зубкова обсудили проект Национального плана действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного промысла биоресурсов. Члены комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса высказали замечания по проекту. Так, глава Магаданской области Николай Дудов подчеркнул, что с документом до его принятия должны ознакомиться руководители всех прибрежных регионов России, а также рыболовных предприятий.
Сегодня об этом и о проблемах рыбодобывающего комплекса территории мы беседуем с генеральным директором Тихоокеанской рыбопромышленной компании вице-президентом Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и экспортеров Михаилом Котовым.
- Михаил Николаевич, губернатор Николай Дудов на совещании у Виктора Зубкова заявил, что проект Национального плана по предупреждению незаконного промысла биоресурсов нужно доработать с учетом мнения региональных властей и рыбодобытчиков. Вы знакомы с этим документом?
- Сразу скажу, что предложения, вызвавшие недовольство добросовестных рыбаков, подготовило Федеральное агентство по рыболовству. К сожалению, оно забыло направить эти предложения в регионы. Поэтому, когда мы месяц назад нашли этот документ, были в шоке: безграмотный, ошибки, смысл непонятен, прослеживается желание переложить все на плечи законопослушных рыбаков и сделать их униженными.
То, что предлагает Росрыболовство вызывает большие вопросы, особенно идея об обязательном внесении залога. То есть рыбак, прежде чем выйти на промысел, должен внести залог: якобы он может нанести ущерб, и в таком случае с него государство эти деньги удержит. Удивительная позиция Федерального агентства, которое вообще-то создавалось, чтобы защищать интересы рыбаков, а не придумывать им очередные административные препятствия. К сожалению, в последние годы наблюдается некий спад в реформировании отрасли, ряд хронических проблем остается неразрешенным как в правовом поле, так и на практике, по-прежнему не формируется стимулирующий принцип регулирования добычи и переработки водных биоресурсов. Поэтому, конечно, мы были возмущены. И когда губернатор собирал рыбаков и обсуждал эту тему, безусловно, мы поддержали инициативу Николая Николаевича Дудова выступить на совещании в Москве.
- На правительственном совещании губернатор прямо заявил, что денежный залог за возможный ущерб морским запасам разорит небольшие компании…
- Это очень точная формулировка. Сегодня только в России, единственной стране мира, есть налог на водные биологические ресурсы. Мы, еще не выйдя в море, уже должны заплатить налог - 10 % от суммы квоты, которая у тебя есть. А надо, наоборот, создавать условия, чтобы рыбаку было выгоднее сегодня идти в Россию, чем в Китай - тогда и рыба пойдет на российский берег. Об этом говорится, но почему-то ничего не делается.
Глава нашей территории хорошо владеет этим вопросом и видит, что некоторые из этих мер затрагивают интересы не только браконьерских структур, ведущих незаконный промысел, но и добросовестных рыбаков. Если для крупных компаний, ведущих промысел в открытом океане, это имеет смысл, то для мелких, чьи суда занимаются прибрежным ловом, последняя мера вряд ли оправданна. А внесение залога ощутимо повлияет на бюджет предприятий отрасли, особенно небольших рыболовных компаний. Как известно, Виктор Зубков поддержал предложения нашего губернатора, но последуют ли конкретные шаги и когда?
- Не результат ли это последних событий в Росрыболовстве, связанных с коррупционными скандалами и судами? Они не могут не сказаться на работе как всей отрасли, так и отдельных предприятий.
- К сожалению, в последние годы там создано подобие коррупционной схемы. И не секрет, что сегодня возбуждены уголовные дела по отдельным руководителям как территориальных органов Росрыболовства, так и самого агентства, кто задержан, кто уже в суде. «Сподвижники» бывшего руководителя Магаданского регионального управления за криминальные махинации тоже попали в поле зрения правоохранительных органов.
В то же время руководство Росрыболовства упорно рапортует о достижениях и увеличении вылова в 2011-м на 30 процентов, но молчит, почему же рыба стала стоить на 90 процентов дороже, чем в прошлом году. Есть рынок сбыта, который наглядно демонстрирует несостоятельность этих сказок. Я убежден, известная всем самоуверенность, что государством может управлять кухарка, продолжает жить. Вот и видим, что рыбная отрасль оказалась в некомпетентных руках. В ней по-прежнему одни проблемы. Ведь неспроста рыбаки Сахалина и Камчатки требуют отставки руководителя Росрыболовства, обращения направляют губернаторы и депутаты местных законодательных собраний, с таким же заявлением выступили мы. Отрасль остро нуждается в профессионалах!
- Но рыба далека от политики, она или ловится, или нет. Как вы оцениваете предварительные итоги лососевой путины 2011 года?
- Это наша главная рыбалка, и я, как член комиссии по вылову анадромных видов рыб при губернаторе, активно обсуждаю проблемы рыбаков. Комиссия тщательно рассматривает все нюансы путины, устанавливает проходные дни, закрывает рыбопромысловые участки или добавляет лимиты активным пользователям. Как, например, по реке Тауй - единственной, где лосось идет мощно.
Выделенная области квота порядка 12 тысяч тонн, включая гольца, кижуча, нерку, кету и горбушу, освоена к середине августа лишь на 80 процентов. Всего на 85 процентов выбрали горбушу, хороший ее ход был в Северо-Эвенском районе, по Ольской группе рек и на Тауйском побережье. Почему не подтвердились прогнозы? На этот вопрос должна ответить наука.
- У соседей по Дальнему Востоку такая же ситуация?
- Хабаровчане и камчатцы также не смогли освоить все выделенные квоты, их тоже подвели прогнозы ученых. Разочарованы результатами путины и на Сахалине. И это несмотря на заведомо оптимистичные прогнозы Росрыболовства, что в этом году уловы будут в два раза больше прошлогодних. Приписок, может, и удвоится, а в действительности по всему Дальнему Востоку мы освоим не более 70 процентов квот.
- В чем же причина? Реальные данные расходятся с прогнозом?
- В порочности системы - мы постоянно должны показывать как можно больше уловов. Наше ведомство ежегодно докладывает о существенном приросте вылова. Этим можно пытаться ввести в заблуждение обывателя, трубя о достижениях со страниц газет и телеэкранов. Но когда человек приходит на рынок и видит, что рыба стала дороже, никакие заверения не помогут. Выступая на заседании правительственной комиссии, я прямо сказал вице-премьеру Виктору Зубкову, что все слова руководителей Росрыболовства не соответствуют действительности! Они уже так заврались, что им перестали доверять жители исконно рыбных прибрежных территорий.
К примеру, в прошлом году ряд бригад вообще не выставлял неводы, но с помощью бывших руководителей нашего теруправления Росрыболовства, в отношении которых впоследствии были возбуждены уголовные дела, закрывались разрешительные билеты. По бумагам получилось, что рыбаки работали и даже выловили порядка 2 тысяч тонн. Таким образом, документы были просто проданы браконьерам, а те легализовали свой преступный бизнес, вмиг стали законопослушными продавцами и вывезли деликатес.
- Михаил Николаевич, ваша компания ориентирована главным образом на магаданского потребителя, вкладывая большие средства в развитие добычи водных биоресурсов, их переработку и производство рыбопродукции...
- Да, рыбопромышленники на подготовку к нынешней путине понесли большие затраты, надеялись, что все рыбопромысловые участки будут работать на 100 процентов. Но вложения не окупились. Так, Тихоокеанская рыбопромышленная компания купила новейшее японское оборудование, такое же приобрела Арманская рыбопромышленная группа, «Магаданрыба» построила в Оле современный рыбопромышленный цех. Но ход лосося не везде подтвердился и даже не оправдался. Ситуацию должна проанализировать наука, а теперь наша задача - пропустить на нерестилища осеннюю кету и освоить по возможности всю установленную квоту.
- Понятна забота о сохранении водных биоресурсов территории. Но этим занимаются в том числе и рыбоводные заводы. Как вы оцениваете их вклад в воспроизводство рыбных запасов?
- Мы всегда были ориентированы на все четыре завода, потому что они финансировались и государством, и Минрыбхозом, и комитетом по рыболовству, и нынешним агентством Росрыболовства. Каждые пять лет меняются их названия, и с такой же периодичностью урезается финансирование рыбоводного комплекса. В прошлом году на наших заводах практически ничего не заложили, в этом возбужден ряд уголовных дел по явному воровству. Здесь свое слово скажут следствие и суд, разобравшись в списании погибших мальков.
Сегодня государство практически не выделяет никаких средств на рыбоводство. И губернатор Николай Дудов писал письма в Москву, и мы тревожимся и выступаем на заседаниях правительственной комиссии по рыболовству. Но сейчас рыбное ведомство предлагает эти заводы просто отдать в частные руки. Однако мы прекрасно понимаем, что это большие затраты, что одному коммерческому предприятию не под силу поднять все заводы, потому что магаданские реки довольно протяженные. На Камчатке и Сахалине заводы уже принадлежат частным лицам, там реки маленькие, и на каждой один пользователь. Он строит рыбоводный завод, растит мальков, выпускает их и ждет обратно взрослой рыбой. А как на Тауе, Яне или Оле, где десятки пользователей, взять завод и решать задачу одному?
Губернатор сегодня дал задание управлению рыбного хозяйства изучить затраты и проанализировать эффективность. Депутатский корпус тоже подключился и подготовил свои предложения. Одно из главных - хотя бы на первом этапе нужна помощь государства, нельзя все сразу переложить на плечи рыбопромышленников. Им это просто не под силу.
- В чем здесь интерес рыбных компаний?
- Мы очень надеялись, что совместной работой постепенно восстановим подорванную популяцию красной рыбы, сгладим эти четные и нечетные годы, вызванные массовым ловом лосося и уменьшением его товарного стада, чтобы рыбопромышленники работали каждый год, соответственно, и продукции выпускали больше. Но пока все эти вопросы зависли. А проблема оказалась самой больной для всего рыбопромышленного комплекса Магаданской области.
- На пополнение рыбных запасов надеются и браконьеры. Их черный бизнес напрямую зависит от увеличения товарного стада лосося. Почему, на ваш взгляд, браконьерство не только не искоренено, но и процветает?
- В начале нашей беседы я уже говорил, что проект Национального плана действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного промысла биоресурсов заранее отводит законопослушным рыбакам роль браконьеров. На всякий случай. Тем временем «благоухает» себе на радость исторически сложившийся незаконный лов. Посмотрите, что творится сегодня. Составлены единицы протоколов, хотя все знают, где ловят браконьеры. Почему этого не видят соответствующие службы? Или делают вид? Сидят на бюджете, наши налоги проедают. И зачем создавать еще что-то, как предлагает Росрыболовство, когда оно уже есть и не эффективно.
Законов - море, есть все полномочия. Вот сегодня мы работаем на речке, нас проверяют каждый день, а в двухстах метрах к браконьерам никто не подходит. И «Магаданская правда» недавно писала о вопиющей ситуации в зоне отдыха «Горняк», где «кошкари» вольготно расположились прямо на пляже. Гораздо проще прийти на рыбодобывающее предприятие, выписать штраф. И у рыбаков опускаются руки…
- Буквально на днях об этом говорил в Астрахани и Президент Дмитрий Медведев. Но пообещал ведь отрасли поддержку?
- Там разговор шел не только об экологических проблемах Волги, на берегах которой проживает почти половина населения России и где приватизация рыбопромысловых участков приобрела массовый и бесконтрольный характер. Новый закон, общественное обсуждение которого закончилось на днях, подразумевает, что воду и берег сдадут в аренду. Сейчас распределение участков, как известно, остановили - введен временный мораторий. Рыбаки-любители считают, что снимать его ни в коем случае нельзя.
Отрадно, что на совещании уже с участием губернаторов Дмитрий Медведев дал распоряжение: общественное обсуждение закона о любительской и спортивной рыбалке продлить еще на месяц. Есть смысл обсудить и так называемые фиш-карты - годовой абонемент на рыбалку.
В общем, перед руководством страны и рыбацким сообществом стоит еще множество накопившихся вопросов и проблем, над которыми предстоит совместно работать.
Александр МУРЛИН "Магаданская правда"