Работа у нас такая - беречь и любить язык


Магадану культурному и научному невероятно повезло - у нас живет и трудится Елена Михайловна Гоголева, талантливый филолог, педагог, политик и поэт.

20 августа она отметила юбилей. Корреспондент «ВгМ» попытался в беседе с этим неординарным человеком показать читателям разные стороны его интересов, бытия, мировоззрения. Но это, конечно, лишь малая часть айсберга под названием Гоголева. Однако и в этих лаконичных ответах ярко вырисовывается ее характер, и проявляются все те качества, которые мы в ней так любим. А уж как ее любят студенты! Итак, мини-интервью.

- Елена Михайловна, вы согласны с поговоркой «Где родился, там и пригодился?»

- Если бы вы спросили меня об этом в молодости, когда было время разбрасывать камни, я вряд ли бы согласилась. А сейчас время собирать камни - годы такие, что уже с ярмарки пора ехать, и теперь видно, что перемещения по местам работы, конечно, прибавили бы пестроты впечатлений, но вряд ли прибавили бы в стабильности и качестве результата. И любовь к родному городу сейчас более основательная, более мотивированная и глубокая, нежели в молодости. Так что сейчас уже соглашаюсь. Надеюсь, действительно пригодилась.

- Что вам больше всего запомнилось из студенческих лет?

- Студенческие годы мои выпали на 60-70-е, прошли в Москве, потом были еще аспирантские, в общей сложности (вместе с семестровыми стажировками) на московскую жизнь ушло лет двенадцать. Поэтому воспоминаний - множество. На младших курсах самыми сильными были театральные и филармонические впечатления, музейные и библиотечные. На старших курсах усилились собственно филологические интересы - лекционные курсы, занятия на спецсеминарах, доклады, курсовые, профессиональное общение, литературные вечера, но театр и музыка всегда были рядом. А еще - Петербург (тогда - Ленинград), Пушкин и Петергоф, Сестрорецк и Репино, Александро-Невская лавра и Троице-Сергиева, Архангельское и Ясная Поляна, Суздаль и Владимир, Алтай и Черноморское побережье Кавказа…

Из всей этой мозаики я могу извлечь десятки интересных эпизодов, но мне трудно их ранжировать. Здесь и первые спектакли театра на Таганке (я начала учиться как раз в 1964 году, когда театр только родился), и спектакли «Современника» (в их первом доме, на площади Маяковского), и концерты в Большом зале Московской консерватории, и гастроли лондонского театра «Ковент-Гарден» или парижского «Комеди Франсез»…

А сколько знаменитых людей выступало у нас непосредственно в вузе, в большой многоступенчатой аудитории! Певцы, композиторы, актеры, русские и зарубежные писатели… Здание, в котором мы учились, одно из самых красивых в Москве (Малая Пироговская, дом 1), в нем часто снимали фильмы, и московские архитектурные впечатления послужили толчком к собиранию книг по искусству (архитектуре, живописи).

В Москве у меня друзья сорокалетней выдержки, как хороший коньяк. Учились вместе. Дружим до сих пор.

Главное скажу: я очень благодарна своим родителям за возможность учиться в Москве, и очень благодарна Москве за крепкий бульон эстетических и научных переживаний, в котором довелось вариться.

- Магаданская кафедра русского языка - the best?

- Для меня - лучше всех! Один Александр Анатольевич Соколянский чего стоит! О своих коллегах могу рассказывать часами - это люди яркие, талантливые, самобытные. Невозможно представить, что они втиснуты только в границы профессиональных забот - их интересы очень широки. А чувство юмора! Отдельная лингвистическая песня!

А все потому, что он, наш «великий, могучий русский язык», всегда с нами. Работа у нас такая - исследовать его, знать его, беречь и любить. И за это творческое удовольствие еще и зарплата полагается! Такая, чтоб не утомились нести.

- Есть ли у вас предпочтения в русской и зарубежной поэзии?

- В русской - Пушкин, Тютчев, Анненский, Гумилев, Мандельштам, Бродский, Мориц, Седакова, в зарубежной - Шекспир, Ду Фу, Басе, П. Верлен, Р. Киплинг, Р. М. Рильке, Т. С. Элиот (список и в первом, и во втором случае, конечно, неполный).

- Недавно все повально увлекались Сорокиным, Пелевиным, Акуниным. Кто из этих писателей вам ближе и вообще, есть ли сегодня в России писатели?

- Никто из названных писателей мне не близок, но писатели в России, безусловно, есть. Более того, их много. Живут, пишут, публикуются, получают литературные премии. Вот наугад несколько фамилий - Ф. Искандер, А. Битов, В. Маканин, Т. Толстая, В. Распутин, Л. Улицкая, Л. Петрушевская, Е. Гришковец и многие другие. И молодых много - мне, например, нравится «Бог дождя» Майи Кучерской.

- Планируете ли вы выпуск детской книги стихов?

- Хотелось бы, и не позже 2012 года. Но - с надеждой на спонсоров. Ау, дорогие спонсоры! Книга называется «Колымская азбука» (Или, может быть, «Охотоморская азбука»).

- Вы умеете прощать?

- Я умею стирать ненужные файлы сердечной памяти.

- Ваше любимое место в Магадане и в Москве?

- В Магадане - улица, ведущая к театру. В детстве эта улица вела к моей школе. В Москве - Лефортово и Новодевичий монастырь. Около Новодевичьего было наше студенческое общежитие, а в Лефортово (в пяти шагах от знаменитого Введенского кладбища - его еще называют Немецким) я жила на старших курсах и в аспирантуре.

- Чего не должен делать умный человек?

- Умный человек не должен делать непоправимые глупости.

- Вы ощущаете свой возраст?

- К концу недели - да, особенно зимой. Но и тогда не уверена, что это ощущение сопоставимо с паспортными данными…

Как видите, общаться с Еленой Михайловной - одно удовольствие. Интеллект и юмор, открытость и дипломатичность, «вкусные» речевые обороты. Она отлично владеет ораторским искусством и, соответственно, аудиторией. Не случайно ее публичные лекции «Читаем вместе» в пушкинской библиотеке необычайно популярны и неизменно собирают полные залы - это настоящий праздник предвкушения прекрасного - а что на этот раз приготовила нам Елена Михайловна? К слову, за эту высокую просветительскую общественную деятельность филолог получила премию «Человек года-2011». Она заядлый театрал. Интересны ее размышления об искусстве, политике. Без пафоса, апломба и амбиций.
Как и у любого человека, были в ее жизни и неприятные моменты. Например, будучи аспиранткой пединститута в Москве, Елена Михайловна с коллегами на полную рабочую смену выходила на пищекомбинат им. Ленина. Однажды она отравилась там кофейной пылью, трое суток лежала и с тех пор не любит растворимый кофе…

Елена Михайловна пишет прекрасные стихи, и я уверена, что она - настоящий поэт, у которого уже есть признание. И хочется вместе с ней, как в этом стихотворении 1989 года из ее первого сборника «В сознании минутной силы» (Магадан, 2006), плавать в маленькой бухте:

КОНЕЦ ИЮЛЯ В МАГАДАНЕ

Дни непрерывных дождей,
коридорных общений.
Лето темнеет (есть ночь),
тяжелеют плоды.
Сны без полетов,
повторы сюжетов,
где много потерь,
Много потерь - чередуются! -
приобретений
очень немного.
Может быть, просто ненастье
сердца, -
нелетный сезон,
внеприродная слякоть.
Плакать не хочется.
Хочется плавать у скал
В маленькой бухте,
Где мидии,
Влажный песок
И морская капуста.

Окончив Московский государственный педагогический институт в 1972 году, Елена Михайловна Гоголева пришла работать на кафедру русского языка Магаданского пединститута. За это время окончила аспирантуру в Москве, стала доцентом, кандидатом филологических наук.
Область научных интересов Елены Гоголевой - современный русский литературный язык, лингвистическая поэтика, психолингвистика, риторика. А ее педагогическое кредо: «Ученик - это конгениальный собеседник-учитель, сопутствующий Учителю-ученику в бесконечном пути».
Кроме прочих удивительных способностей, Елена Михайловна обладает отличным чувством юмора. К примеру, если происходит какое-то парадоксальное событие, она шутит: «И тут возникает простое русское «why?». И действительно, возникает вопрос - почему Елена Гоголева до сих пор не является почетным гражданином Магадана? Оставим его открытым.

Наталья АЛЕКСЕЕВА "Вести города М".








Колымские колонки