Председатель Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ Сергей ИВАНОВ рассказал о ходе интернет-конференции "Нормативно-правовое обеспечение вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований".
Интернет-конференция стартовала 30 мая и продлится до 30 июля. По ее результатам будут выработаны предложения по совершенствованию законодательства, направленного на создание в стране единой системы внешнего государственного и муниципального финансового контроля, сообщил в беседе с журналистами председатель Комиссии СФ Сергей Иванов. "Мы намерены обобщить все предложения, поступившие от Счетной палаты РФ, федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, а также ученых и экспертов", - пояснил Сергей Иванов. Сенатор сообщил, что итоги конференции будут представлены на одном из заседаний Совета законодателей России.
По его словам, совершенствование правовых основ в сфере внешнего государственного и муниципального финансового контроля для повышения эффективности деятельности контрольно-счетных органов (КСО), а также создание действенного механизма внешнего финансового контроля является одним из требований Конституции РФ по обеспечению единства правового и экономического пространства страны. "По инициативе главы государства был принят закон "Об общих принципах организации и деятельности КСО субъектов и муниципальных образований", который вступит в силу осенью текущего года. Таким образом, наша страна выполняет взятые на себя обязательства в рамках международных договоренностей по вопросу независимости органов внешнего финансового контроля", - отметил парламентарий. И добавил, что в законе впервые закреплен такой термин, как "внешний" финансовый контроль в отношении КСО. Кроме этого, в нем закреплен принцип их организационной и функциональной независимости, а также правовые гарантии их деятельности.
"В то же время неурегулированным остается вопрос о государственной защите должностных лиц КСО. На наш взгляд, следует обеспечить максимум возможных гарантий осуществления ими независимого внешнего финансового контроля. К сожалению, КСО в ходе своей деятельности не раз сталкивались с проблемой смены своего председателя при смене руководства региона", - сказал Сергей Павлович. В связи с этим, считает он, срок полномочий главы КСО и аудиторов в субъектах должен превышать срок полномочий законодательного собрания, в чью компетенцию входит вопрос о назначении этих должностных лиц. Этот срок, по мнению главы Комиссии СФ, должен составлять шесть лет. "Поскольку в федеральном законе эта норма не урегулирована, то вопрос этот так и остался нерешенным. Вот почему эти гарантии должны быть закреплены региональным законодательством", - сказал Сергей Иванов.
Как отметил председатель Комиссии СФ, с принятием вышеупомянутого закона необходимо будет внести изменения в ряд действующих законодательных норм, в частности в Бюджетный, а также в Уголовный кодекс РФ. Речь о том, что нужно будет дополнить перечень государственных органов, за непредставление информации которым следует уголовная ответственность, включив сюда законодательные и представительные органы на региональном и местном уровне. "После того как закон вступит в силу аналогичные нормативно-правовые акты должны быть приняты на уровне субъектов РФ. Они должны не только урегулировать статус КСО в регионах, но и определить четкие механизмы в рамках системы внешнего финансового контроля на муниципальном уровне", - заявил С. Иванов. Как пояснил глава Комиссии СФ, КСО могут самостоятельно планировать свою деятельность, но разработка основополагающих требований и стандартов является прерогативой Счетной палаты РФ.
В заключение глава Комиссии СФ сообщил, что общая доля бюджетов субъектов и муниципальных образований составляет пятую часть консолидированного бюджета страны. Ежегодно КСО на региональном уровне проводятся тысячи проверок эффективности использования средств в финансово-бюджетной сфере. "Только за прошлый год ими были выявлены нарушения действующего законодательства на общую сумму 301717,5 миллиона рублей, при этом размеры нецелевого использования средств составили 2485,8 миллиона. По итогам проведенных проверок было возбуждено 118 уголовных дел", - сообщил сенатор.
Николай АБРОСИМОВ.