На заседании общественной платы Магадана рассмотрели нормативы расчета платы за общедомовые нужды. О них рассказал эксперт в сфере ЖКХ Владимир Гундорин. Как пояснил докладчик, проблемы при управлении многоквартирными домами возникли в сфере электроснабжения, управляющие организации столкнулись с резким ростом непрогнозируемых расходов на содержание общего имущества.
В 2006 году в связи с принятием Жилищного кодекса РФ были введены в действие правила предоставления коммунальных услуг, которые установили порядок контроля их качества, порядок определения размера платы за услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также перерасчета размера платы, сообщает РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ".
«В Магадане, на мой взгляд, энергетики в условиях многократного роста цен на энергоресурсы, разграничения прав собственности, перехода от котлового метода учета потребления энергоресурсов к учету по месту возникновения затрат, переложили неблагоприятные последствия на управляющие организации, - сказал докладчик. – В основном, это произошло за счет нормативного ограничения объема оплачиваемых потребителями коммунальных ресурсов в местах общего пользования под предлогом стимулирования управляющих организаций в проведении энергосберегающих мероприятий. Странная, на мой взгляд, логика: чтобы стимулировать энергосбережение, надо освободить собственника имущества от оплаты части расходов на его содержание.
Управляющие организации несут издержки, которые не учтены в цене договора управления. Практика определения размера расходов не отличается прозрачностью, подчеркнул эксперт и добавил, что в Магадане расчеты размера платы за коммунальные услуги должны производиться на основании достоверных показаний приборов учета, а условиями получения такой информации о показаниях измерительных комплексов в многоквартирных домах собственники и управляющие организации не обладают.
«При снятии специалистами службы сбыта ПАО «Магаданэнерго» или АО «Магаданэлектросеть» показаний индивидуальных приборов учета в местах общего пользования управляющими организациями не было зарегистрировано ни одного случая регистрации сообщений о выходе из строя индивидуального прибора учета или случаев безучетного потребления. Управляющим компаниям не предоставляют информацию о сроках государственной поверки индивидуальных приборов учета. Сами они тоже не проявляют инициативы к получению данной информации, одной из причин которых является отсутствие экономических стимулов», - заключил Владимир Гундорин.
Монополисты в сфере предоставления услуг по поставке электроэнергии часто говорят, что действуют в интересах потребителя, но на практике видно иное. Правила предоставления коммунальных услуг менялись с 1994 года трижды, продолжил он. При введении приборов общедомового учета коммерческие потери сразу были заложены в счета потребителей энергии через общедомовые сети. Люди платили по своим счетчикам, приборы общедомового учета ставили на лестничных клетках. С принятием курса на энергосбережение ресурсоснабжающие организации переложили потери в сетях на управляющие компании как на сверхнормативное потребление. Закон установил ограничение по оплате в зависимости от региона, но в Магаданской области такое решение не было принято, и не была предусмотрена финансовая поддержка на эти расходы.
«Достоверных сведений по сверхнормативному потреблению нет ни у УК, ни у собственников, хотя они должны быть указаны в договорах. Это создает спекуляции на тему воровства энергии и поиска мнимых воров, - пояснил докладчик.- Проблема в том, что практически все дома, где есть такая проблема, нуждаются в капитальном ремонте, в том числе полной замене электросетей, и при таких условиях невозможно обеспечить правильный учет потерь».
В то же время в ряде регионов уже есть судебная практика, где энергетикам отказывали в оплате сверхнормативных расходы, так как их сети нуждаются в капитальном ремонте.
Вопрос коснулся и такой проблемы, как учет общедомового потребления света в общежитиях коридорного типа, там местами общего пользования являются чердаки, подвалы, коридоры и кухни. Собственникам принадлежит только то, что расположено в их комнатах. В связи с этим предлагается показатели нормативов потребления в таких домах поделить на несколько категорий, чтобы вконец не разорить управляющие компании, которые обслуживают общежития. Нет учета по количеству лампочек в подъездах, в целом по городу, как считают представители УК, в несколько раз занижен норматив расчет по ОДН за «общий» свет.
Обсуждали члены общественной палаты города и нормативы потребления горячего и холодного водоснабжения, которые идет как общедомовые нужды: коридоры моют пару раз в месяц, а считают, будто каждый день.
Юрий Гришанмер города Магадан
«Управляющие компании находятся в тяжелом положении и многим из них угрожает банкротство. Этот рынок в Магадане очень куцый, в затылок никто из этих компаний никому не дышит. Так что мы можем потерять и хорошие, и плохие компании. Мы понимаем, что нужно менять сети в большинстве домов, чтобы исключить сверхнормативные потери энергии, потому что иначе невозможно довести до потребителя столько же электричества, сколько отпускается на станции, - отметил мэр Магадана Юрий Гришан. - При этом компании большой энергетики проблем не испытывают: они довели энергию до общедомовых приборов учета, получили компенсацию потерь через департамент цен и тарифов, дальше их ничего не волнует. В то же время график замены сетей сформирован до 2044 года, и все это время мы как-то должны компенсировать эти потери. Это предмет нашей постоянной работы».