В начале 2020 года вирус COVID-19 пришел в Магаданскую область. Как и во всех регионах страны, на Колыме были приняты меры по защите населения от заражения, но тем не менее, инфекция распространилась. Одной из групп риска стали медики, имевшие непосредственный ежедневный контакт с больными. О том, с чем пришлось столкнуться врачам, как развивалась ситуация и какова обстановка на сегодняшний день рассказывает главный врач Магаданской областной больницы Сергей Тимофеев.
- События начала 2020 года застали меня в должности главного врача Магаданской областной детской больницы. С первым случаем заболевания сотрудника мы столкнулись 30 апреля. Оно стало причиной заражения и четверых его коллег, работавших в одном структурном подразделении. После визита представителей Роспотребнадзора и ряда проведенных мероприятий, с начала мая соматический стационар уже был полностью закрыт на карантин. Все наши маленькие пациенты и их матери, которые находились в стационаре, остались с нами.
В то время на базе соматического был развернут и детский инфекционный стационар. Это порядка двадцати пациентов, четырнадцать мам и тридцать семь сотрудников. Все на две недели остались вместе на карантин.
Такая ситуация создала серьезные трудности в части привлечения специалистов извне. А ведь у нас были очень «тяжелые» дети, некоторые находились в реанимации. Пришлось по-новому выстраивать работу соматического стационара. Условия приблизились чуть ли ни к военно-полевым. Сегодня я выражаю благодарность руководству Магаданской областной больницы того времени, они взяли на себя помощь детям с хирургическими и педиатрическими заболеваниями, которые физически не могли попасть к нам. Необходимое лечение оказывалось им силами медиков МОБ. Наши же дети остались с нами.
До сих пор вспоминаю, как боролись за жизнь девочки с дыхательной недостаточностью. Все две недели круглосуточно врачи от нее не отходили. Поскольку помощи извне почти не было и невозможно было отправить его в специализированные клиники федерального центра, проводили дистанционные консультации со специалистами из других регионов страны, принимали решения о методах лечения. Еле вытащили тогда ее, можно сказать, с того света.
После окончания карантина нам многое пришлось пересмотреть в организации работы больницы. Был изменен санитарно-эпидемиологический режим, маршрутизация при оказании помощи пациентам, усилен так называемый утренний фильтр. Мы закрыли все входы и выходы, сотрудники приходили на рабочие места только после термометрии и обработки рук дезинфицирующими средствами, повысили контроль использования средств индивидуальной защиты. Прошли через сложные времена и перемены, но когда стационар вновь открылся и мы перевезли к себе из Магаданской областной больницы всех детей, это стало огромным облегчением. Радовались все, что греха таить.
Хочу отметить очень высокую организованность врачей-педиатров. Все службы с учетом того небольшого персонала, который остался в строю, выполнили свои обязанности на все сто процентов, а то и более. Ведь три четверти сотрудников остались дома на самоизоляции, включая членов их семей. Мы подсчитали, тогда по контакту с детской больницей проходило порядка тысячи человек. Приходилось обходиться теми людьми, кто не заразился и не был направлен на самоизоляцию. Дети ведь все равно продолжали поступать. Сотрудники сумели организовать работу поликлиники и других структурных подразделений. Считаю, что полностью перестроить работу организации в такое сжатое время получилось только благодаря ответственным врачам-педиатрам. Они работали как солдаты – сутки через сутки.
То же касается и инфекционного госпиталя на базе детской больницы. Еще в первой половине дня 27 апреля 2020 года мы расставляли койки, застилали их постельным бельем, налаживали необходимое медицинское оборудование, а уже во второй половине медики закрылись, изолировали отделение и начали прием. Помню, что в первый же вечер и ночь переводом из областной больницы к нам поступили 15 пациентов (взрослые). То есть персонал не имел возможности даже присесть. Многие пациенты были достаточно «тяжелые», требовали госпитализации в отделение реанимации. Люди трудились сутками, не имея возможности уйти домой. Так госпиталь проработал до февраля 2021 года. И за все время нареканий на качество оказания помощи не поступало.
- Однако ситуация затронула не только детскую больницу. Подобная же картина наблюдалась во всех учреждениях системы здравоохранения региона.
- Верно. Магаданская областная больница включилась в ситуацию еще раньше. Еще в марте после первых заражений началась работа взрослого инфекционного госпиталя. Картина была та же: весь персонал зашел в здание, изолировался и начал работать в новых условиях.
В целом, прошлый год вспоминаю чуть ли не с содроганием. Прекратилась плановая госпитализация, что серьезно сказалось на пациентах. Мы работали только в экстренном формате.
Периодически возникали ситуации, когда в отделении заболевал кто-то из пациентов и персонала, и мы полностью перестраивали работу структурных подразделений, закрывая отделение на карантин вместе с сотрудниками. Несколько раз на две недели закрывалось кардиологическое отделение, неврологическое, хирургическое. Работа с профильными пациентами организовывалась на других площадях другими медиками. Например, закрыли ортопедическое отделение МОБ, развернув там обсерватор. До получения результатов анализов на коронавирусную инфекцию туда в отдельные изолированные палаты госпитализировались все экстренные пациенты. Сотрудники также работали в режиме инфекционного госпиталя, - то есть вход и выход производился через фильтр и специальный шлюз, - использовали специальные защитные комбинезоны, полные лицевые маски. Работу некоторых подразделений пришлось приостановить, это коснулось гериатрического отделения, областного реабилитационного центра. Сотрудники были переброшены в госпиталь и обсерватор. Без дела никто не сидел. Ответственность врачей вышла на первый план. И в таком режиме периодического закрытия отделений на карантин мы работали почти год.
- Сергей Иванович, когда и как ситуацию удалось переломить?
- Ситуация начала меняться в лучшую сторону, когда в октябре 2020 года в регионе появились первые дозы вакцины против COVID-19, и мы начали вакцинировать персонал. Поначалу люди относились к вакцинации с опаской, многие считали, что вакцина еще не проверена и может вызывать побочные реакции. Но постепенно мнение поменялось.
Когда мы получили первую 21 дозу вакцины, то постарались максимально привить сотрудников приемных отделений, которые первыми вступают в прямой контакт с поступающими пациентами. Далее по мере доставки новых партий начали прививать медиков из других подразделений. На тот момент у нас уже было много переболевших сотрудников, имеющих защитные титры антител, и мы не настаивали, чтобы они использовали вакцину. Но тем, кого вирус обошел стороной, настоятельно рекомендовали.
Помню, в декабре, когда я уже официально был назначен главным врачом Магаданской областной больницы, мы провели множество встреч с персоналом. Убеждали людей в том, что у нас появилось защитное средство, которое позволяет либо вовсе не заболеть, либо при развитии инфекции максимально снизить число осложнений от этого тяжелого и сложного заболевания. Изначально количество желающих вакцинироваться измерялось только десятками, но после детальных объяснений коллектив дружно принял это важное решение. Сейчас из более чем тысячи человек личного состава Магаданской областной больницы привиты семьсот пятьдесят, двести пятьдесят имеют защитные титры антител после перенесенной болезни и у пятидесяти в наличии титры без факта заражения. То есть, более 90% сотрудников защищены. Некоторые же имеют медицинские противопоказания против вакцинации, как, например, беременность. Отмечу, что каких-либо более серьезных последствий, кроме незначительного и непродолжительного повышения температуры и иногда болей в месте инъекции, у сотрудников не наблюдалось.
Как следствие, в последнее время мы не фиксируем фактов заболевания COVID-19 среди работников МОБ. Конечно, это не дает стопроцентной гарантии, что человек не заразится, но был такой, например, случай. У одного из докторов после сдачи планового анализа была обнаружена коронавирусная инфекция. Однако он был ранее привит, и заболевание прошло для него совершенно незаметно, чего нельзя сказать о сотнях других жителей области, не прошедших вакцинацию.
Случаи заболевания среди пациентов еще бывают, часто это так называемые «экстренные» пациенты, факт наличия COVID-19 у которых выявляется при анализе, проводимом в больнице. Но врачи уже не болеют, и это крайне важно. Нам более не приходится закрывать целые отделения на карантин.
- Ваше мнение как врача высшей категории – необходимо ли обычному человеку вакцинироваться от COVID-19 или же имеет смысл немного подождать?
- Считаю, что не нужно долго раздумывать, а стоит пойти в поликлинику и записаться на вакцинацию. В отличие от совсем недавнего времени, сейчас это доступно. Это важно не только для того, чтобы обезопасить самого себя, но и ради здоровья своих близких.
В Магаданской областной больнице коллектив относительно молодой, однако у всех есть старшие родственники. Кто-то из них по медицинским показаниям вакцинироваться не может. И для того, чтобы максимально снизить риск их заболевания, необходимо вакцинироваться самому.
Да, сейчас широко распространена информация о том, что вакцина не опробована, не проверена. Но на самом деле, ее основа разработана уже достаточно давно. Технология известна и много лет используется для производства других вакцин, которые показали себя безопасным средством сохранения здоровья человека. И в этом новая вакцина от них не отличается.
А для медицинских работников – и это мое убеждение – вакцинация должна быть обязательной. Медик ответственен не только за свое здоровье, но и за здоровье пациента. И случай, при котором пациент в стационаре заражается от медицинского работника, становится не просто неприятной ситуацией, а трагедией. Потому персонал больниц должен быть привит. Это непреложная истина, которой нужно следовать. Рад, что сотрудники областной больницы это понимают, и сейчас мы имеем самый большой процент вакцинированных среди всех учреждений здравоохранения Магаданской области.