Санитарная авиация Колымы работает уже 65 лет, в составе Магаданской областной больницы – с 1956. Сейчас она называется территориальным Центром медицины катастроф. В нем две специализированные бригады, травматологическая и хирургическая.
Эвакуация больных и пострадавших ведется с помощью санавиации, в сложных погодных условиях привлекается высокопроходимая техника Главного управления МЧС по Магаданской области, пожарно-спасательного центра региона. Появились современные медицинские аппараты, работающие автономно длительное время, позволяющие перевозить ранее «нетранспортабельных» больных.
До 2017 года финансирование этого вида медпомощи осуществлялось только за счет областного бюджета. Затем министр здравоохранения России Вероника Скворцова доказала необходимость для регионов с особыми условиями субсидирования программы за счет федерального бюджета. Колыма была включена в приоритетный проект «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации», утверждена одноименная региональная программа на 2017-2019 годы. В рамках Программы проведена реконструкция вертолетной площадки в Сусумане.
В 2013 году было произведено 69 вылетов для оказания скорой специализированной помощи, в 2014 году - 84 вылета, в 2015 году - 91, в 2016 году – 82. В 2017 году выполнено 100 вылетов, эвакуировано 125 пациентов. В 2018 году динамика сохранилась.
Первый заместитель Магаданской областной Думы Андрей Зыков
рассказал, что на первое полугодие 2019 года заключен госконтракт по авиационному обеспечению санитарных вылетов, на сумму больше 26 млн рублей на полгода, затем он будет продлен.Чаще всего больных эвакуируют из-за травм – более четверти всех случаев, болезней сердечно-сосудистой системы - свыше 20%, заболеваний органов брюшной полости, требующих экстренных операций, из-за патологии беременности и болезней органов дыхания.
«В регионе есть специальный вертолет с медицинским модулем, вылеты осуществляются по регламенту, по которому подается заявка, специалисты по телефону проводят предварительную оценку состояния пациента, рассматривают вопрос оказания экстренной помощи на месте, согласовывают состав медицинской бригады. Проблем с этим никогда не было, это отлаженный в регионе процесс, - отмечает Андрей Зыков. - Здоровье и жизнь человека, особенно ребенка, бесценны. Их не измеряют деньгами или экономикой, стоимостью летного часа. Дети находись в угрожающем жизни состоянии, температура и диарея могли привести к трагическому исходу. Решающими факторами тут являются время и доступность помощи. В больнице оценили состояние детей, главный врач принял абсолютно верное решение, которое подтвердили на уровне Центра медицины катастроф, эвакуация спецвертолетом в этом случае является оптимальной».
За шесть с лишним десятков лет случалось всякое, но медики справлялись с любыми трудностями.
«Я помню, как сложно было работать в 90-е, когда, если приходилось эвакуировать беременную женщину с осложнениями, нужно было искать спонсора, кто бы полетел за ней за определенную сумму, и бывало, прилетали такие вертолеты, что в них страшно было заходить.
Пациентов грузили сами врачи, приспосабливали носилки, рядом стояли топливные баки, пилоты, случалось, летали пьяными, потому что трезвыми на таких машинах летать боялись, бывало, садились на футбольное поле, - вспоминает депутат. - Сопровождающему врачу выдавали одеяла и подушку и строго наказывали вернуть их обратно с попутной машиной в районную больницу. Сейчас все по-другому, система отлажена, финансирование добавлено, и, если еще в 2011 году Магаданская область сильно отставала по количеству вылетов от Якутии, сейчас ситуация исправляется».
В последние годы очень изменились стандарты оказания медицинских услуг, и теперь редко в отдаленных местностях решаются на подвиги, оперируя в экстремальных условиях без нужного оборудования. Повышаются и требования к лечению пациентов.
«Потребность в санавиации - безусловная. Все больницы в окружных центрах четко ориентированы на оказание первичной медицинской помощи, там нельзя провести развернутые операции, у каждого подразделения свои функции, - поясняет Андрей Зыков.
Специализированная врачебная помощь должна оказываться в мощных учреждениях на уровне областной больницы, где есть материальная база и технические возможности. Только тут у нас есть нейро- и кардиохирурги, например. Есть регламент оказания помощи при острой коронарной недостаточности и при инсультах. При постановке диагноза «инфаркт» проводят первичные мероприятия и сразу вызывают санитарный рейс. Единственной проблемой у нас могут быть только неблагоприятные метеоусловия».
В России в рамках поручения Президента реализуется проект развития санитарной авиации. Он инициирован Госкорпорацией Ростех в 2017 году, которая участвует в этой работе с 2016 года. В январе 2018-го инициативу поддержал Владимир Путин. Он поручил до 2020 года загрузить предприятия авиапрома и наладить поставки вертолетов в рамках нацпроекта «Здравоохранение» для санитарной авиации в регионах.
За это время холдинг «Вертолеты России» поставил в регионы 60 машин с медицинским модулем, они совершили более 12 тысяч вылетов и перевезли свыше 17,5 тысяч пациентов, из них около 3 тысяч детей. В прошлом году российская санавиация совершила 5500 вылетов, благодаря ей своевременную помощь получили 7500 человек – на 75% больше, чем в 2017 году.
В конце 2018 года Национальная служба санитарной авиации стала единым поставщиком услуг санавиации в стране. Она уже работает в Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Свердловской, Новгородской областях и Карелии.
В феврале НССА получила от Ростеха четыре вертолета «Ансат» и четыре - Ми-8 в медицинской комплектации. Они оснащены оборудованием для диагностики и оказания медпомощи во время полета, модулем с системой жизнеобеспечения для новорожденных. К 2021 году Ростех поставит 104 «Ансата» и 46 Ми-8 для выполнения санитарных рейсов в Санкт-Петербурге, Амурской, Ленинградской, Московской, Тверской, Новгородской, Новосибирской, Магаданской, Свердловской областях и Хабаровском крае. Планируемый объем инвестиций в обновление парка санавиации составит 40 млрд рублей.
Магаданская область в числе первых регионов получила оборудованный медицинским модулем вертолет и была присоединена к Единой системе санитарно-авиационной эвакуации. Его местом постоянного базирования станет Магадан.
Сейчас санитарная авиация работает в 45 субъектах. В 2019 их станет 49, затем - 70, а еще через год проект охватит всю Россию. Он позволит системе здравоохранения работать в разных по климату и отдалённости проживания людей условиях. Все службы санитарно-авиационной эвакуации войдут в общую структуру НССА, обеспечивая единый набор и качество услуг.
Ее работу синхронизируют с системами вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в регионах и Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения. Единый оператор будет решать вопрос применения наземной или авиационной медпомощи. За 2 года в стране уже сформировано и подготовлено более 2 тысяч медицинских бригад. Их работа оплачивается из фонда ОМС, а дополнительные ресурсы бригад - из бюджетов регионов. Оплата авиационно-технических услуг планируется из субсидий, которые идут в регионы из федерального бюджета в рамках госпрограммы развития здравоохранения.
НССА планирует выполнять более 15,5 тыс. эвакуаций в год. К концу 2021 года будет создано 130 точек базирования воздушных судов, сети мобильных топливно-заправочных комплексов, вертолетных площадок на территориях более чем 1,5 тыс. учреждений здравоохранения.
«Рассматривается и размещение дополнительных точек базирования санитарных вертолетов, в Магаданской области это может быть Ягодное, как узловой населенный пункт, из которого удобно совершать рейсы в Сусуманский и Среднеканский округа, и через перевал – в Тенькинский, и второй – в Омсукчане или все-таки Эвенске, - он охватит большую территорию. Это было бы идеальным решением, которое позволит значительно сократить сроки эвакуации пациентов, - считает Андрей Зыков.