«ВМ» уже сообщал, что в магазинах поселка Омчак продавались товары с истекшим сроком годности
Колбаса, печенье, сыр, рыбный фарш, молочные продукты – вот далеко не полный список просрочки, что лежала на прилавках. На некоторых товарах, наверное, чтобы не пугать покупателей, информация о сроке годности отсутствовала вообще. После вмешательства прокуратуры Тенькинского района вся некачественная продукция была снята с реализации и уничтожена.
Есть ли просрочка?
Чтобы узнать, насколько часто попадаются просроченные продукты горожанам, мы обратились к начальнику отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Магаданской области Людмиле КОЛТЫГИНОЙ. По ее словам, за три месяца текущего года к ним поступило всего одно заявление на просроченные продукты.
Но обнадежить, что магаданские магазины не торгуют просрочкой, в управлении нас не смогли. Дело в том, что с 1 января 2017 года Роспотребнадзор может проводить проверки только по тем заявлениям, когда потребитель обращался к продавцу и его требование не было удовлетворено, или он не удовлетворен ответом продавца.
Естественно, никто не хочет, чтобы его проверяли контролирующие органы, поэтому чаще всего, когда покупатель возвращается в магазин с чем-то испорченным или прокисшим, продавец старается решить конфликт полюбовно – меняет товар или возвращает деньги.
То, что можно наткнуться на залежалый товар, подтвердил и наш опрос посетителей нескольких магазинов города. Кому-то из покупателей попадался заплесневелый лаваш, кто-то не посмотрел на дату и принес домой просроченный йогурт, кому-то приходилось возвращать протухший сыр. Есть и особенно сознательные покупатели, которые, заметив просроченный продукт, просят продавца убрать его с прилавка, чтобы другие не купили.
«Рядом с моим домом маленький магазинчик, там на прилавке были подгнившие фрукты. Говорю продавщице???– уберите. Она отвечает: «Ну вы же видите, значит не купите, какая вам разница?». Пришлось объяснять, что я-то вижу, а какая-нибудь бабушка подслеповатая не увидит и купит. После долгих препирательств фрукты все-таки убрали», – рассказала одна из опрошенных покупательниц Екатерина.
А если не договорились?
Когда продавец не согласен, что товар просрочен, а, например, резкий запах и плесень на сыре списывает на его «элитный сорт», в управлении Роспотребнадзора по Магаданской области рекомендуют написать претензию в книгу отзывов и предложений, которая по первому требованию должна предоставляться потребителю. Написанную претензию нужно сфотографировать.
«Если покупатель требует возврата денег, то у продавца есть возможность в течение 10 дней решить эту проблему. Если она не разрешается, потребитель приходит в управление Роспотребнадзора по Магаданской области с заявлением, в котором пишет, что ему не ответили либо ответ его не устраивает, прикладывает претензию, после чего мы осуществляем проверку», – пояснила Людмила Колтыгина.
Кроме того, даже при отсутствии чека на просроченный товар деньги нельзя считать безнадежно потерянными. По закону потребитель может пользоваться свидетельскими показаниями, также информация о том, кто является продавцом, есть на этикетке.
Дошло до больницы
В случае отравления просроченными продуктами в управлении Роспотребнадзора по Магаданской области советуют не лечиться самостоятельно, а вызывать скорую помощь. Если в дальнейшем покупатель собирается предъявлять имущественный иск и требовать компенсацию морального вреда, то у него должны быть доказательства.
«Должно быть обращение в скорую помощь, она это фиксирует, направляет экстренное извещение в Центр гигиены и эпидемиологии Магаданской области, и ситуация расследуется. Но если нанесен вред жизни и здоровью, то разрешение на проведение проверки только через прокуратуру», – подытожила Людмила Колтыгина.
А что делать нам, покупателям, чтобы не попадать в такую ситуацию? Быть внимательнее при покупке продуктов, всегда проверять срок годности, и «помогать» продавцам замечать забытый на их прилавках залежалый товар.