МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Программу дорожно-строительных работ на 2019 – 2024 годы в рамках регионального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» представил министр дорожного хозяйства и транспорта Колымы Алексей Шуганцев участникам Совета территории Магаданской области.
На заседании затронули все направления работы в регионе по реализации национальных проектов. Дороги и жилье стоят в них на особом месте, так как они определяют в целом качество жизни в регионе. Колыме пока нечем похвастаться.
Через Магаданскую область проходят три автодороги регионального и десять - межмуниципального значения. При этом в нормативном транспортно-эксплуатационном состоянии находится всего 17% из них, а не 70%, как утверждалось ранее. Здесь расположено 173 моста, причем 53 мостовых сооружения пребывают в неудовлетворительном и аварийном состоянии и требуют перестройки. Они могут не выдержать напора воды во время сильного паводка, что приведет в проблемам с автомобильным движением. На всем протяжении дорог находится 1074 водопропускных трубы, из которых 492 – аварийные и их нужно менять на новые.
Общая протяженность колымских дорог - 1164 км, но только 168 из них имеет усовершенствованный тип покрытия – асфальтобетонное, цементобетонное, щебеночное, гравийное, обработанное вяжущими, кроме того, 996 км имеют переходной тип покрытия – песчано-гравийное.
Как известно, гравийные покрытия устраивают на дорогах с небольшой интенсивностью движения - до 500 автомобилей в сутки. На них допустимо движение со скоростью до 70 км/ч. Щебеночные покрытия, так же как и гравийные, устраивают на дорогах IV и V категорий, где проходит до 200 машин в сутки. Из-за низкой плотности населения большинство дорог в Магаданской области, особенно в небольших населенных пунктах и между ними, именно такие.
При этом соответствует нормативам только 7% муниципальных дорог Колымы, а межмуниципальных и региональных -17%. Одной из главных проблем являются участки переходного типа покрытия (а таких - 94,5%), при эксплуатации которых пылимость в весенне-летне-осеннее время создает опасные аварийные ситуации.
«Эта ситуация сложилась в связи с тем, что существующие автомобильные дороги были построены в начале 40-х годов. Элементы плана и профиля не соответствуют нормативным значениям, радиусы кривых в плане не соответствуют современным строительным нормам и правилам. Износ дорожного покрытия достигает почти 75%, на состояние окружающей среды негативно влияют просадки и деформации земляного полотна, - пояснил Алексей Шуганцев. - Автодороги в высотном отношении проходят почти в нулевых отметках, поэтому в весенне-осенний периоды подвержены подтоплению и заболоченности, зимой – снежным заносам. Большая часть мостовых сооружений и водопропускных труб находится в неудовлетворительном и в аварийном состоянии.
Есть вопросы с приобретением и завозом материалов. Кроме природных щебня, гравия и песчаной смеси все материалы завозятся морским транспортом из центральных регионов страны. В Магаданской области работает 5 дорожных подрядных организаций, и для достижения целевого показателя нормативности автодорог к 2024 году нужно рассмотреть вопрос о привлечении дорожно-строительных организаций, находящихся за пределами области.
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области обращалось в Росавтодор с заявками на ремонтные и строительные работы на общую сумму в 40 млрд рублей. Понятно, что таких денег никто не даст, так что планы были скорректированы.
Затем Миндор региона разработал и утвердил в Федеральном дорожном агентстве региональный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Он предполагает, что в 2024 году 50% региональный дорог должны быть приведены в нормативное состояние, причем 85% из них - в пределах городской агломерации «Магадан» (относительно их протяженности на 31 декабря 2017 г.). Это позволит снизить на треть количество дорожно-транспортных происшествий за счет уменьшения вдвое количества аварийно-опасных участков.
В рамках этого проекта, начиная с 2019 года, для приведения автодорог в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние до 2024 года, требуется общий объем финансирования в размере 17,9 млрд. рублей.
«Мы испытываем большой дефицит финансирования, и средств не хватает на все запланированные мероприятия. На дороги региону пока выделено 16 млн рублей, - на эти средства практически ничего невозможно сделать.
Тем не менее, чтобы подтвердить показатель нормативности региональных и межмуниципальных дорог региона, сейчас проводятся конкурсные процедуры на выполнение инструментальной диагностики, оценки транспортно-эксплуатационного состояния, паспортизации автомобильных дорог общего пользования. На конкурс заявилось пять организаций.
Разработана проектно-сметная документация на 7 объектов реконструкции участков автомобильных дорог и мостовых сооружений, из которых на 4 получено положительное заключение органов государственной экспертизы, и они готовы к началу строительства.
Для снижения аварийности на дорогах в рамках нацпроекта будет установлено 12 новых стационарных комплексов для контроля за дорожным движением и фото-видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, их закупят в текущем году. Всего их будет 22.
Кроме того, анализ показал, что больше трети всех ДТС со съездом с дороги и опрокидыванием связано с отсутствием барьерных ограждений. Их всего 109 км на всей колымской трассе и муниципальных дорогах. По плану к 2024 году их должно быть 174 км.
Необходимо увеличить количество пикетов экстренной связи, сейчас из всего десять на всей Колымской трассе. Но на установку дополнительных пикетов денег пока нет.
Также есть потребность введения системы весогабаритного контроля, так как ни одного стационарного пункта пока нет, а передвижные малоэффективны. Сейчас идут переговоры с лизинговыми компаниями.
Важным вопросом остается отсутствие дорожного сервиса, в министерстве определяют потребность в количестве таких пунктов и многофункциональных зон, где была бы возможность отдохнуть, поесть, выполнить мелкий ремонт и позвонить.
Важно привести в надлежащее состояние улично-дорожной сети городских округов. Специалистов министерства транспорта региона выезжали на места для оценки состояния улиц, дорог, систем обеспечения дорожно-транспортной безопасности. К настоящему времени большинство муниципалитетов проекты дорожных работ защитили.
Из дорожного фонда муниципальным образованиям проведена корректировка на 111 млн рублей, на три этапа реконструкции улично-дорожной сети округов. Их при необходимости можно перебрасывать между округами. На первом этапе будут охвачены Ольский, Хасынский, Омсукчанский, Тенькинский, Ягоднинский округа. На втором и третьем – Северо-Эвенский округ, Среднеканский, Омсукчанский и Магадан.
По программе благоустройства гоокругов перераспределят средства внутри городской агломерации. Магадану остается 120 млн рублей вместо ранее обещанных 190 млн, и 70 млн рублей уйдет в Ольский округ, который качественно провел защиту своих проектов. Кроме того, будут профинансированы дорожные работы в Ягоднинском округе».