Комфортный, вместительный, надежный, внедорожный... Каким еще должен быть автомобиль, транспортирующий человека с ружьем на место охоты и обратно, и сколько стоить взять машину напрокат, чтобы поохотиться на российском Дальнем Востоке? Это выяснили специалисты крупнейшего в стране
онлайн-сервиса «народного каршеринга» Rent-a-Ride
, изучившие более 60 тыс. тематических запросов, полученных компанией из всего числа входящих за год клиентских заявок на аренду авто со всей России по схеме peer-to-peer (от частного лица — частному лицу). В частности, в отличие от общенационального TOP-5 «самых охотничьих автомобилей», в который помимо японских внедорожников Toyota Land Cruiser, Mitsubishi Pajero и Nissan Patrol, входят могучий «россиянин» УАЗ Patriot (лидер рейтинга, кстати) и «французский малыш» Renault Duster, в ДФО в числе «охотничьих автобестселлеров» одни «японцы».Магадан
Сюда приезжают только профессионалы. Колымское нагорье, Хасынский, Тенькинский городские округа — это тайга, длинные переходы, суровый климат, долгое выслеживание дичи. То есть автомобиль должен быть проходимым и комфортным. При этом там берут крупного зверя вроде бурого медведя или северного оленя, значит, автомобиль должен быть вместительным. К тому же профессиональные охотники большой толпой не ездят, вдвоем-втроем максимум. И выбирают они Toyota Land Cruiser Prado, причем часто не пятидверку, а более короткобазную трехдверку: у нее лучше геометрическая проходимость. Дизельный двигатель надежный и экономичный, объем 2,7 литра, чаще механическая КПП, очень аскетичный набор допоборудования. Этот автомобиль комфортнее, чем УАЗ Patriot, более проходимый и куда более надежный, так что на нем можно смело отправляться в тайгу, не боясь, что что-то сломается или отвалится.
Еще вариант — Mitsubishi Pajero, очень популярный автомобиль в тех местах за счет того, опять же, что это машина надежная и неприхотливая. Встречаются экземпляры с термоизоляцией кузова для защиты салона от мороза, ну а предпусковой подогреватель тут вещь обязательная. Почти все автомобили идут с лифтом подвески, с лебедкой. Часто встречаются праворульные экземпляры.
Если едет все-таки компания, а бездорожье предстоит не очень радикальное, то охотники садятся в минивэн Toyota Estima в полноприводном исполнении и чаще с дизелем: он лучше переносит холостые обороты, когда морозной ночью двигатель не глушат, да и просто экономичнее. Это автомобили выпуска, начиная с 1998 года, то есть им 15?20 лет.
Минивэны редко подвергают какому-то специфическому охотничьему «улучшайзингу». А вот внедорожники — да: теплоизоляция, дополнительные предпусковые обогреватели, лифт подвески или даже усиленная подвеска для любителей внедорожного хардкора — по два амортизатора на одно колесо, алюминиевые багажники на крыше с инвентарем, обязательно дополнительный свет. Часто при аренде таких машин в комплекте с ними идут профессиональные трекеры-навигаторы Garmin: тайга не шутит, в ней легко заблудиться.
В поездке на 5?7 дней при пробеге примерно 1000 км Land Cruiser Prado с его расходом солярки около 17 л/100 км в тяжелых условиях эксплуатации потребует примерно 7,5 т.р. на топливо. Каждые сутки аренды автомобиля обойдутся в 4?5 т.р. Toyota Estima «скушает» 11 л/100 км, то есть выйдет около 5 т.р. расходов на топливо. Стоимость аренды этого минивэна — 2,5?3,5 т.р./сутки.
Якутия
Это регион с самым сложным климатом — от плюс 30 до минус 60 градусов по Цельсию. Именно здесь находится российский полюс холода Оймякон. Охота в этих местах — очень недешевое занятие для небедных людей. Поэтому безусловный лидер охотничьего транспорта здесь Toyota Land Cruiser, 100 и 200, от 1998 до 2016 года. В этих местах удержать, сберечь тепло как в домах, так и в автомобилях — это вопрос буквально жизни и смерти. Все автомобили здесь имеют специальную теплоизоляцию и оснащены предпусковыми обогревателями. Кстати, и износ автопарка здесь максимальный: и двигатели почти никогда не глушат, и нагрузка на подвеску в такой мороз экстремальная. Сутки аренды японского полноприводника здесь будут стоить от 4 т.р. за самый старый Land Cruiser 100 до 14 т.р. за почти новый Land Cruiser 200.
Камчатка
Тайга, гористая местность — и охота на крупную дичь. На медведя пойдет не каждый охотник, скорее всего, профессиональный, по времени это поездка примерно на неделю от Петропавловска-Камчатского к Валагинскому и Срединному хребтам в центральной части Камчатки или на юго-восточное побережье.
Безусловный автомобильный фаворит здешних охотников — Mitsubishi Pajero в разных кузовах, от второго до четвертого поколения, от 1995 и до 2013 года выпуска, в основном с правым рулем. Почему именно он? Потому что надежный, неприхотливый. Есть и Toyota Land Cruiser 70, 100 и 105 модели, тоже в основном праворульные: Япония под боком.
Эти автомобили оборудованы дополнительным светом, лебедкой, укомплектованы грязевой резиной с развитыми грунтозацепами, саперной лопатой, специальным домкратом, чтобы приподнять и выкопать застрявший внедорожник. Полы багажников, как правило, обшиты металлическим листом.
Часто встречаются также леворульные корейские пикапы Ssangyong Actyon с большим кузовом, на грузовой платформе которого можно уместить и снаряжение, и добычу. У таких авто двухлитровый дизель и настоящий полный привод part-time, а колеса, как правило, тоже нештатные, грязевые.
Сутки аренды такого пикапа 2009?2016 годов выпуска будут стоить 3?4,5 т.р., при пробеге примерно 500 км и расходе около 16 л/100 км на топливо придется потратить до 4 т.р. Аренда Pajero cтоит 2,8?6 т.р. в сутки, Land Cruiser — 3,5?6,5 т.р. в сутки, в зависимости от модели и модификации. И Pajero, и Land Cruiser переварят по 20 литров на 100 км пробега, так что на топливо уйдет до 4 т.р.
СПРАВОЧНО
На сегодняшний день база онлайн-сервиса Rent-a-Ride, работающего в стране с 2017 года, насчитывает свыше 7 тыс. автомобилей. Еженедельный прирост «автопарка» агрегатора составляет порядка 150 машин. Число пользователей услуги «народного каршеринга» превышает сейчас 50 тыс. человек.