МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. 16 февраля 2015 года Федеральное агентство воздушного транспорта аннулировало сертификаты эксплуатанта авиакомпаний ОАО «Эйр Самара» (г. Самара) и ЗАО «КАПО Авиа» (г. Казань).
Отзыв сертификатов связан с недопустимыми грубыми нарушениями стандартных эксплуатационных процедур, которые привели к серьезным авиационным происшествиям с самолетами данных авиакомпаний в ноябре 2014 года и январе текущего года, сообщает пресс-служба Росавиации.
Стандартные эксплуатационные процедуры – это процедуры, требующие от членов экипажа обязательного выполнения на каждом этапе полета. Точное выполнение стандартных процедур – необходимое условие и эффективный способ предупреждения летных происшествий, без соблюдения которых невозможно обеспечить правильное взаимодействие экипажа и безопасность полетов.
В обоих случаях экипажи самолетов перед различными этапами полетов не выполнили карту контрольных проверок и другие стандартные процедуры, результатом чего стали аварии с воздушными судами этих авиаперевозчиков.
Так, 25 ноября 2014 года при выполнении перегоночного рейса по маршруту Ульяновск – Самара (без пассажиров) в аэропорту Курумоч произошла авария самолета B300 ОАО «Эйр Самара». Тогда в процессе выполнения захода на посадку экипаж не выпустил шасси. Контрольная карта экипажем не выполнялась, положение шасси не контролировалось. При снижении последовательно срабатывала сигнализация, однако экипаж воспринимал ее как ложное срабатывание системы. В процессе приземления с невыпущенным шасси самолет получил серьезные повреждения нижней части фюзеляжа, двигателей и воздушных винтов. Экипаж не пострадал. По итогам расследования было установлено неудовлетворительное взаимодействие экипажа, выразившееся в отсутствии контроля выполнения требований руководства по летной эксплуатации при возникновении и развитии особой ситуации, а также невыполнение экипажем операций по картам контрольных проверок.
3 января 2015 года самолёт Ан-26Б ЗАО «КАПО Авиа» выполнял рейс по перегонке самолета по маршруту Елизово - Магадан - Мирный - Красноярск - Нижневартовск. В аэропорту Магадана при выполнении взлета в процессе разбега командиру воздушного судна не удалось отклонить штурвал «на себя» с целью поднятия передней стойки шасси. Перемещения штурвала не произошло из-за т.н. нерасстопорения руля высоты. Командир решения о прекращении взлета не принял. Только после достижения в процессе разбега скорости 250 км/ч экипаж прекратил взлет. В процессе прекращения взлёта самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, пробежал по заснеженному грунту, получив значительные повреждения. Экипаж и пассажиры (сменный экипаж) не пострадали. В результате расследования было установлено, что экипаж перед запуском двигателей и на предварительном старте не осуществил предусмотренную руководством по летной эксплуатации и технологией работы членов экипажа проверку свободного хода рулей управления и элеронов, а проверка систем самолета по карте контрольных проверок была выполнена формально.
Внеплановая инспекционная проверка ОАО «Эйр Самара» и ЗАО «КАПО Авиа» показала, что руководство авиакомпаний ненадлежащим образом относилось к внедрению системы управления безопасностью полетов, поверхностно занималось расшифровкой и анализом полетной информации и профилактикой авиационных происшествий по аналогичным причинам. Менеджмент авиакомпаний не проводил скрупулезной повседневной работы по обеспечению безопасности полетов.
Меры реагирования в виде аннулирования сертификатов эксплуатанта ОАО «Эйр Самара» и ЗАО «КАПО Авиа», принятые Росавиацией по итогам расследований и инспекционных проверок, направлены, прежде всего, на то, чтобы авиационные события с участием этих авиакомпаний не смогли перерасти в более тяжелые авиационные происшествия с гибелью пассажиров и членов экипажей.