В ноябре 1931 г. был создан Государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы, на который была возложена задача в кратчайшие сроки параллельно с разведкой и разработкой недр начать строительство дорог, морских, воздушных портов и населенных пунктов.
В 1932 г. Совет Труда и Обороны принял постановление о введении регулярного воздушного сообщения с приисками треста Дальстрой, в котором предлагалось Гражданскому воздушному флоту представить исчерпывающие материалы об организации регулярного воздушного сообщения на Северо-Востоке, обеспечить воздушные линии необходимыми самолетами, запчастями, горюче-смазочными материалами, а также летным и техническим составом. Дальстрою необходимо было приступить к оборудованию аэростанций и посадочных площадок необходимыми постройками. Выполняя постановление СТО, Дальстрой приступил к строительству местных аэродромов для самолетов типа У-2.
На берегу бухты Нагаева построили городок для авиаторов, где разместился штаб авиаотряда с гостиницей для экипажей транзитных рейсов и ремонтные мастерские. В берег бухты выше приливной волны вбили стальные сваи для крепления самолетов, и аэродром был готов. В октябре 1933 г. Нагаевский водный аэродром был передан из ведения Гражданского воздушного флота СССР Управлению морского транспорта Дальстроя. Еще долгое время самолеты садились летом на воду, зимой на лед.
В 1934 г. правительство выделило Дальстрою 4 самолета. 29 декабря 1934 г. у причала морского порта Нагаево отшвартовался пароход «Уэлен», на палубе которого стояли укрытые брезентом отечественные самолеты П-5 и С-1. Этим же пароходом прибыл летный и технический состав. Так началась история магаданской авиации, внесшей неоценимый вклад в развитие производительных сил Северо-Востока нашей страны.
Уже 5 января 1935 г. летчик Д.Н. Тарасов и штурман М.Д. Меньшиков опробовали один из самолетов в воздухе, произвели первую ледовую разведку. С 27 февраля летчики начали первые эпизодические перевозки пассажиров, почты и грузов из Магадана в Балаганное. 25 марта летчик П.С. Карп совершил первый перелет через Яблоновый хребет и совершил посадку на реке Колыме в районе Среднекана. 28 марта летчик Д.Н. Тарасов на самолете П-5 вылетел на выполнение ответственного задания: связаться с «материком» по маршруту Магадан-Хабаровск. Через 13 дней, 9 апреля 1935 г., летчик благополучно вернулся в Магадан. Путь от Хабаровска до Магадана занял у него 14 летных часов.
Летчики Дапьстроя выполняли самые ответственные задания по доставке остро необходимых производственных грузов в глубинные пункты Колымы, проведению аэрофотосъемки. В первый год своей деятельности они перевезли 129 пассажиров, налетали 462 часа. Грузоперевозки составили 15 080 тонно-километров. С каждым годом воздушный транспорт приобретал на Северо-Востоке страны все большее значение для удовлетворения нужд народного хозяйства.
В 1938 г. была создана комиссия для выбора площадки под строительство аэродрома в районе 20-30-ти км от Магадана. Решено было расположить аэродром на 13-м км основной трассы, он был сдан в эксплуатацию в начале февраля 1940 г. В настоящее время здесь находится база малой авиации.
В апреле 1938 г. Всеколымский совет Осоавиахима впервые выпустил летчиков-учеников, подготовленных в Магадане, которые продолжили обучение в Хабаровской школе пилотов-инструкторов.
24 февраля 1939 г. вылетели из Москвы и взяли курс на Магадан два самолета Дальстроя. Полет продолжался 45 летных часов. Его совершил экипаж в составе пилотов Н. Кузнецова, С. Добрынина, А. Фастрицкого, Н. Шаркова, штурмана М. Меньшикова, бортрадиста П. Кекишева и бортмехаников П. Моторнова и Ф. Родионова. Полет проходил в труднейших метеорологических условиях. Были совершены посадки в Казани, Свердловске, Красноярске, Иркутске, Якутске и - в 15 часов 45 минут - в Магадане. Это был первый полет магаданцев через всю страну, он положил начало освоению дальневосточных линий.
Осознавая необходимость организации регулярного воздушного сообщения с «материком», летчики-дальстроевцы проработали варианты маршрутов, и 31 марта 1939 г. экипаж Н.И. Кузнецова осуществил первый в истории Северо-Востока беспосадочный полет из Магадана в Хабаровск. К 1939 г. относится и начало установления пассажирских воздушных связей с Москвой.
В этом же году авиаподразделение Дальстроя было наделено правами самостоятельной хозрасчетной организации с производством капитальных ремонтов самолетов и двигателей, строительства жилых зданий, расширения ремонтных мастерских и строительства новых посадочных площадок. Большой личный вклад в развитие колымской авиации в тот период внес командир Магаданского авиапредприятия венгр Ш.И. Шимич.
Значительную роль сыграл воздушный транспорт в развитии производительных сил края в годы Великой Отечественной войны.
Увеличилась протяженность авиалиний, были расширены существующие взлетно-посадочные полосы, построены новые посадочные площадки, служебные и производственные здания, вырос грузе— и пассажиропоток. За четыре года войны авиаторы Дальстроя перевезли 19 680 пассажиров, доставлено горнякам, геологам строителям, рыбакам 5 680 тонн грузов. Общий тоннаж перевозок составил 8 370 тонн.
В 1942 г. вступила в строй Особая воздушная трасса АЛСИБ (Аляска-Чукотка-Колыма-Сибирь-фронт) по перегонке самолетов из США в СССР. Часть трассы проходила по территории Колымы: в поселке Сеймчан был построен аэродром для дозаправки и осмотра самолетов, в Гижиге, Магадане и Чайбухе - гидроаэродромы.
В послевоенные годы темпы хозяйственного освоения Северо-Востока возрастали с каждым годом, продолжала развиваться и северная авиация. За период с 1947 по 1952 г. авиатранспорт пополнил свой самолетно-моторный парк, выросло количество летного и технического состава, расширилась аэродромная сеть. С целью более эффективной организации летной работы в марте 1949 г. авиаподразделение было реорганизовано в авиагруппу, в состав которой вошло несколько транспортных авиаподразделений, а в 1952 г. авиагруппа была преобразована в Управление воздушного транспорта Дальстроя, которое возглавил Герой Советского Союза В.А. Борисов, в 1968 г. удостоенный звания "Заслуженный пилот СССР".
С образованием 3 декабря 1953 г. Магаданской области авиация Дальстроя была передана в ведение Главного управления Гражданского воздушного флота и на базе Управления воздушного транспорта была создана Магаданская авиагруппа, первоначально вошедшая в состав Дальневосточного управления ГВФ, а с июля 1957 г. подчиненная непосредственно ГУ ГВФ.
В начале марта 1954 г. открылось регулярное воздушное сообщение по маршруту Москва-Магадан. На самолете ИЛ-12 полет длился -48 часов. Авиарейсы совершались ежедневно с аэродрома на 13-м километре. 60-70-е гг.- новый этап в развитии магаданской авиации. Парк пополнился передовыми типами машин, в том числе турбовинтовыми, открылись новые воздушные трассы, которые были оснащены современными средствами навигации и радиолокации.
12 января 1961 г. рейсом самолета Ил-18 открылось регулярное сообщение по маршруту Москва-Магадан продолжительностью 14 часов 30 минут. 15 февраля 1966 г. на базе магаданской отдельной авиагруппы было образовано Магаданское управление гражданской авиации. В этом же году состоялось массовое награждение авиаработников области за успешное выполнение народнохозяйственных планов по перевозке пассажиров и грузов и освоению новой техники.
С появлением на линиях Аэрофлота новых турбовинтовых и реактивных самолетов в конце 50-х гг. было принято решение о строительстве нового аэродрома на 56-м км основной трассы в поселке Сокол. В августе 1963 г. было закончено строительство первой очереди взлетно-посадочной полосы, и с 10 сентября 1963 г. аэропорт «Магадан» начал регулярно принимать авиалайнеры ИЛ-18, АН-10, АН-12. В 1966 г. строительство аэропорта было завершено в полном объеме. 1 марта 1974 г. в поселке Сокол открылся новый Магаданский аэровокзал, в котором одновременно могли разместиться 400 пассажиров.
С началом полетов современных магистральных самолетов ИЛ-62 и ТУ-154 назрела необходимость в реконструкции взлетно-посадочной полосы и зданий наземных служб. Строительство было объявлено ударной комсомольской стройкой и завершено досрочно без прекращения полетов рейсовых самолетов. Первый ИЛ-62М из Москвы магаданцы встретили 13 декабря 1980 г. Теперь перелет по маршруту Магадан-Москва длился чуть более 7 часов. За достигнутые успехи указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1983 г. Магаданский объединенный авиационный отряд Магаданского управления гражданской авиации награжден орденом Трудового Красного Знамени.
22 июля 1992 г. открылась регулярная прямая международная пассажирская авиалиния Магадан-Анкоридж (Аляска, США). Первый перелет на самолете ТУ-154 совершили представители областной и городской администраций, СМИ, деятели культуры. Полет длился 4 часа, это самая короткая из авиатрасс, связывающих два континента.
Активно применяется в Магаданской области малая авиация: в сельском хозяйстве, при тушении пожаров, для оказания экстренной медицинской помощи (санитарная авиация), для осуществления аварийно-спасательных работ. Незаменимы здесь самолеты АН-2, вертолеты МИ-8. Грузовые перевозки осуществляются на самолетах АН-26, ИЛ-76.
В настоящее время состояние магаданской авиации оценивается специалистами как стабильное. Перевозки пассажиров осуществляют компании «Трансаэро», «Якутия», «Аврора» и другие. Отремонтирована взлетно-посадочная полоса аэропорта, оборудован зал для приема официальных делегаций, работает международный сектор.
В Магадане действует один из немногих в мире современный центр управления российскими и международными полетами, оборудованный спутниковой системой сопровождения воздушных судов. На территории области вводятся в эксплуатацию современные радиолокационные средства, новые типы радиостанций и радиоприемников.
Роль воздушного транспорта - одного из основных видов транспорта для Магаданской области оценена по заслугам: в 1979 г. перед зданием аэровокзала в поселке Сокол установлен на постамент самолет АН-12 с бортовым номером 11355 - один из первопроходцев северных трасс.