МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Несмотря на то, что Международный день коренных народов мира в этом году проходит в условиях пандемии коронавируса, колымчане постарались не пропустить значимых дат и событий в богатой истории этносов Северо-Востока. Об этом сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в пресс-службе мэрии г. Магадана. 120-летие высадки в Гижиге корякско-юкагирского отряда Джезуповской экспедиции, организованной для изучения северных народов тихоокеанского побережья России и Америки, отметили новой археологической экспедицией теперь уже в исчезнувший город-крепость Гижигинск. Как и в 1900-м работает она под эгидой Русского географического общества. Правда, акцент сегодня делается не на этнографии и лингвистических особенностях языка коряков и юкагиров, как это было у Владимира Иохельсона со товарищи, а на сохранении культурного наследия территории и ликвидации «белых пятен» ее прошлого. Сотрудники Научно-производственного центра историко-культурной экспертизы из Владивостока, преподаватели и студенты Северо-Восточного государственного университета исследуют культурный слой заложенного Михаилом Стадухиным форпоста на восточных российских рубежах, изучают артефакты крепости, которой указом Екатерины Великой присвоен в 1783 году статус города и утвержден собственный герб.
- Для противоречивого современного мира опыт Гижигинска, в котором мирно и дружно жили коряки и тунгусы, казаки, русские купцы и священники, а сам город успешно служил опорным пунктом Российско-американской компании, ценен социальной организацией и сохранением самобытной культуры коренных северных народов, - убежден спикер заксобрания Сергей Абрамов. - Он важен и для возрождения многовековых традиций этносов, возвращения их к привычному укладу.
Сегодня в Магаданской области зарегистрированы 42 родовые общины и 8 общественных организаций КМНС. Много внимания уделяется сохранению родного языка, обычаев и ритуалов эвенов, чукчей, ительменов, коряков, эскимосов…
Межрегиональный форум «Этнокультурное образование в полиязычном пространстве», который проходил в национальном Эвенске, изучил практики этнокультурного развития богатого наследия малочисленных коренных народов Севера на Колыме и Чукотке, в Республике Саха (Якутии) и Камчатском крае. Традиционными стали научно-практические семинары «Родные языки: единство в многообразии». Большую роль в популяризации родных языков, приобщении школьников и студентов к духовному наследию своего народа, традиционной и профессиональной культуре, сохранению этнокультурной самобытности этносов играют Магаданская областная общественная ассоциация коренных малочисленных народов и этнических групп Севера, возглавляемая сегодня талантливым косторезом, лауреатом международной выставки-ярмарки «Сокровища Севера. Мастера и художники России-2019» и Всероссийского фестиваля национальных культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Кочевье Севера» Станиславом Манигой, и областная общественная организация содействия сохранению языка и культурного наследия коренных малочисленных народов и этнических групп Севера «Кедон Гулунг» («Костры Кедона») под руководством мудрой Анны Чайко.
Растет популярность клуба эвенского языка «Иманра» при Магаданской областной универсальной научной библиотеке имени А.С. Пушкина. Всегда много желающих на организованных курсах родного языка в Среднеканском, Северо-Эвенском и Омсукчанском городских округах. Необычные онлайн-занятия в Центре дополнительного образования детей поселка Ола придумал Семен Губичан. Увлеченный педагог, заряжающий окружающих неиссякаемой творческой энергией, совместно с ребятами из объединения «Мут т?рэнти» создал пластилиновые мультфильмы и ролевые игры на эвенском языке. Интересно и легко учить с Дашей Губичан лексику и грамматику на поделках костореза Юрия Ханькана из Гижиги. Правила обустройства Дюкана просты и понятны в анимации на стихи любимого учителя. А диалоги эвенки Маргариты и канадки Сейши помогают осваивать одновременно эвенский и английский языки. Героями видеоуроков становятся яркие театральные режиссеры Дмитрий Егоров из Петербурга и Радион Букаев из Казани, ансамбль Нгэрин, педагоги из школ Гадли, Тауйска, Олы и даже участники Роббековских чтений.
Опыт этнокультурных центров территории найдет отражение в интерактивной карте этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Идея колымчан создать единое этнокультурное пространство страны нашла поддержку российского президента. Грант главы государства позволит реализовать ее.
Колыме есть что представить миру. При этнокультурном центре «Хэкэт» работает косторезная мастерская «Одяк». Под патронатом депутата Магаданской областной Думы Игоря Донцова создано стационарное этностойбище, в котором юные эвены и коряки учатся ухаживать за оленями, ставить юрты, бросать мавут, метать тынзян на хорей, овладевают секретами декоративно-прикладного искусства - приобщаются к традиционному образу жизни предков. К тому же в Эвенске проводится слет оленеводов Магаданской области, действует краеведческий музей с уникальной этнографической экспозицией, созданы условия для развития этнотуризма. Неподалеку находятся Таватумские термальные источники, реки, море богаты рыбой, природа вокруг заповедная.
Этнокультурный центр села Тауйск – настоящий сплав культур коренных малочисленных народов Севера, русских казаков-землепроходцев и потомков русского старожильческого населения. Здесь хранятся редкие предметы быта прежних поколений тауйчан: деревянный календарь чивэссе, которым в старину пользовались эвены, «Тунгусский букварь с молитвами», созданный протоиереем Тауйской Покровской церкви Стефаном Поповым и отпечатанным в 1858 году Московской синодальной типографией, а также выпущенный через год "Краткий тунгусский словарь" того же автора, материалы Тауйского острожка - первого поселения русских на Тихом океане. Проходят удивительные по атмосфере праздники Тауйского побережья, на которые съезжается немало гостей. Наряду с колымчанами стремятся попасть на них и жители других регионов страны.
- Многое для популяризации историко-культурного наследия Омсукчанского городского округа, этнокультурного образования детей и взрослых делает этнографический центр «Северное сияние». За 10 лет его существования возрождено немало традиций этносов, возвращено обрядов, ритуалов, праздников. Секреты изготовления эвенской, корякской, юкагирской одежды и обуви раскрыты, освоены современными мастерами, казалось бы, канувшие в Лету ремесла и промыслы, - замечает председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов. – Будучи в командировке в Омсукчане, познакомился с творческими объединениями этноцентра «Чурит», «Невтэ»… Кстати, в переводе с эвенского невтэ – родник. Поистине чистый родник мудрости, гармонии с природой, окружающими и самими собой наши коренные малочисленные северные народы. Хорошо, что при региональном минкульте создан Центр национальных культур. Энтузиазмом, стараниями его коллектива делается многое для знакомства с миропониманием коренных жителей, появляется возможность прикоснуться к миру легенд и преданий, на время вернуться в мир духов и шаманов, легенд и сказаний, а главное - осознать, что своей аурой, атмосферой наш край во многом обязан этим исчезающим, малочисленным народностям Крайнего Севера-Востока.
Благодаря их уникальным талантам, мастерству Магадан стал современной мировой столицей косторезного искусства. Получил международную известность и признание за искрометность, грацию, красоту, задор и проникновенность песен и танцев «Энэра». Дыхание Севера вносит в нашу жизнь искренность чувств, помогает воспитывать в поколении Z сильный характер, бережное отношение к природе, ответственность за отчий дом и свою Родину. А для законотворцев сегодня как никогда важно позаботиться о сохранении этих незамутненных родников на нашей Земле, совершенствовать правовое поле территории, Дальнего Востока. Минвостокразвития до конца года планирует разработать стандарт ответственности резидентов Арктической зоны перед проживающими на ее территории коренными малочисленными народами Севера (КМНС). А Организация Объединенных Наций в ноябре прошлого года объявила Международное десятилетие языков коренных народов мира. Оно начнется в 2022 году, но задолго до столь важного шага в истории человечества колымские парламентарии приняли региональный закон «О родных языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области», в регионе многое делается для того, чтобы этносы Колымы не исчезли в глобальном мире, не растворились в реалиях современной цивилизации.
85-летие со дня рождения этнографа, замечательной сказительницы Зинаиды Бабцевой и 90-летие Юрия Рытхэу отмечены выходом в свет в издательстве «Охотник» книг «Волшебная Колыма. Сказки старого ворона Юкагирыча» известного русского поэта Андрея Усачева, «Солнце на рогах оленя» начинающего автора Улиты Котельниковой, большим проектом Магаданской областной общественной организации работников культуры, Магаданской областной научной универсальной библиотеки им. А.С. Пушкина, Магаданского краеведческого музея и областной общественной ассоциации коренных малочисленных народов и этнических групп Севера по созданию «Интерактивной Этнокниги Магаданской области» на грант Российского фонда культуры.
Для одних материализовать фольклор коренных народов Северо-Востока, для других – сохранить преемственность поколений поможет не менее интересный и значимый проект «Н, ЭНЫЛ (Мастера территории)», получивший грантовую поддержку Президента РФ. В условиях пандемии он реализуется в виртуальном пространстве и способен охватить все страны и континенты.
А недавно состоявшийся виртуальный круг прикладного творчества уже объединил народных северных умельцев Магаданской области, Камчатского края, Республики Саха (Якутии) и индейцев мескваки из штата Айова (США) с привлечением специалистов Магаданского Центра национальных культур, Центра междисциплинарных исследований арктических холодных и удалённых территорий университета Северной Айовы, «Союза аборигенов и родовых общин «Бэлэн», культурного Центра и музея Мескваки.
Во вступительном слове на лекции Нельсона Манделы «Борьба с пандемией неравенства: новый социальный контракт для новой эры» генсек ООН Антонио Гутерриш замеил: «COVID-19 сравнивают с рентгеновским снимком, выявляющим переломы в хрупком скелете обществ, которые мы построили». Но, как видим на примере этносов российского Северо-Востока, пандемия может стать и объединяющим фактором для решения многочисленных проблем коренных народов мира.