МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Член Молодежной общественной палаты при Магаданской областной Думе VI созыва Максим Третьяков успешно выступил с докладом о деятельности Магаданского управления гражданской авиации в середине 1980-х годов в Новосибирске. Об этом сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в пресс-службе Магаданской областной Думы.
С 19 по 21 сентября там проходила Всероссийская молодежная научная школа-конференция с международным участием «Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых». Эта научная площадка для молодых пытливых умов и талантов действует в нашей стране с 2011 года, ценится конструктивным диалогом между представителями различных научных школ, развитием актуальных исследовательских направлений в исторической науке. Как правило, здесь апробируются выводы, популяризируются достижения молодых историков, выявляются важнейшие алгоритмы в их исследовательской работе. Сибирская школа-конференция, главными организаторами которой выступают Новосибирский государственный университет и Институт истории СО РАН, помогла многим начинающим российским ученым успешно интегрироваться в «большое» историческое сообщество нашей страны и зарубежья.
Магаданский посланник второй раз принял участие в её работе. Кандидат исторических наук, научный сотрудник лаборатории истории и экономики СВКНИИ ДВО РАН Максим Третьяков несколько лет разрабатывает тему развития воздушного флота на Крайнем Северо-Востоке России. Будучи аспирантом, а впоследствии и кандидатом наук, изучал предпосылки организации воздушного транспорта в Дальстрое и его работу в 1932-1957 годах. В 2014 г. издал монографию «Авиация в Дальстрое», в которой постарался оценить вклад и значение использования авиации в «комбинате особого типа» для решения хозяйственных и производственных задач. Следующим шагом в исследовании стала эпоха развития воздушного сообщения и транспортного предприятия на восточных окраинах страны, охватившая период до 1970-х годов. В 2016 году на площадке конференции в Институте истории Сибирского отделения Российской академии наук он представил хронику деятельности Магаданской отдельной авиагруппы гражданской авиации в начале 1960-х годов.
В своем новом исследовании постарался учесть прозвучавшие тогда вопросы коллег, дать развернутое представление о транспортной недоступности северных территорий на востоке страны, показать, как это отражалось на освоении Колымы в связи с политическими и хозяйственными переменами в стране, а главное – доказать экономическую эффективность региональной гражданской авиации на дальневосточном севере при регулярном техническом переоснащении и модернизации этой значимой транспортной отрасли, конечно. Не обошел вниманием и кадры авиаотрядов, которыми по праву гордилась Золотая Колыма. По всем параметрам воздушный транспорт на восточных рубежах Отчизны обеспечивал доступность авиационных услуг населению, способствовал динамичному развитию хозяйственного комплекса Магаданской области (а в ее состав в ту пору входила и Чукотка).
Живо, ярко представленная молодым историком СВКНИИ ДВО РАН Максимом Третьяковым картина реальной жизни Магаданского управления гражданской авиации с его достижениями, победами и проблемами в середине 80-х годов прошлого столетия, сложными взаимоотношениями в коллективе, но искренним служением территории вызвала ценную для начинающего ученого полемику на заседании секции «Социально-экономические процессы в мировой истории: тенденции, содержание, результаты». Она вдохновила энергичного, деятельного члена Молодежной общественной палаты при региональном заксобрании на дальнейший анализ исторической эпохи и изучение новых аспектов в развитии воздушного транспорта на Крайнем Севере. Кстати пришлись лекции и дискуссии научной школы «Объяснительные концепции в исторических исследованиях». Прежде всего поднятая доктором исторических наук, директором Гуманитарного института Новосибирского государственного университета Андреем Зуевым тема имперской парадигмы российской истории. Важной для дальнейшей работы Максим считает и лекцию-дискуссию доктора исторических наук, директора Института истории и археологии Уральского отделения РАН Игоря Побережникова о направлениях и проблемах изучения модернизации в истории России.
Неким переворотом в сознании, шагом к переоценке многих событий недавнего прошлого страны и её регионов стала для молодого магаданского ученого концепция профессора Тель-Авивского университета Игала Халфина «Конструкция вины в коммунизме: к использованию филологических и антропологических методов в историческом анализе». И. Халфин - автор ряда монографий, посвященных партии большевиков в 1920-е годы, истории внутрипартийных оппозиций и Большому террору, совместно с Й. Хелльбеком предложил свое видение и осмысление «советской субъективности».
- Интересным для меня было буквально все: пленарная и секционная работа, культурная программа и участие в «мозговом штурме» при подготовке к круглому столу «Арсенал историка: понимание, объяснение, интерпретация», - признается Максим Третьяков. Говорит, что теперь точно знает, в какое русло перенаправить исследования по истории региональной авиации и как перестроить деятельность в Молодежной общественной палате, чтобы жизнь молодых колымчан била ключом, была наполнена смыслом, - глаза у каждого горели, оптимизма прибавлялось и крепла уверенность в завтрашнем дне малой родины».