Как алкоголики своими силами борются с зависимостью
В Магадане работают 3 группы анонимных алкоголиков и одна общественная организация, помогающая алкоголикам
и их семьям.
Отчий дом
«Отчий дом» – общественная организация, созданная в 2001 году. Ее основная задача – помощь лицам, пострадавшим от тяжелой формы пьянства и алкоголизма, профилактика детского пьянства и пропаганда традиционных семейных ценностей в обществе. На ее территории ежедневно проходят собрания анонимных алкоголиков, а по воскресеньям родственники больных алкоголизмом читают молебны и акафисты с православным священником. Курирует «Отчий дом» городская администрация. В основном в организацию входят прихожане Русской православной церкви. Они же решают административно-хозяйственные вопросы.
Анонимные алкоголики
Движение АА в Магадане появилось в 1989 году. Это просто небольшая группа 10–15 человек. У них есть специальная литература. Фиксированного помещения нет. Одна из групп – «Покров» собирается на территории «Отчего дома» на улице Пролетарской, 38 каждый вечер в 19.00. Они проводят собрания, пьют чай, встречают новых людей. Тот, кто туда приходит, гарантированно защищен от разглашения. Члены группы взаимодействуют с наркодиспансером. Они ходят туда и рассказывают о себе больным, приглашают на собрания. Помогают им и врачи: раздают визитки, рассказывают о группе. Один из главных девизов АА?– честность любой ценой. Человек нечестный никогда не бросит пить.
Что такое алкоголизм?
По мнению Юрия, одного из анонимных алкоголиков, алкоголизм – это неадекватность человека в трезвом состоянии. Один из этапов работы над собой – выполнение простого задания. Лист бумаги делят пополам. С одной стороны пишут 10 случаев бессилия перед алкоголем, с другой?– 10 случаев потери контроля над собой в трезвом состоянии. Не в пьяном. Употребление алкоголя – вторично. Сама болезнь протекает и прогрессирует в трезвом состоянии. Потеря контроля?– это потеря контроля в трезвом состоянии. Пьяный человек, и не алкоголик, если в него бутылку водки влить, будет плясать на столе. А алкоголизм – это неадекватность человека в трезвом состоянии. Употребление спиртного – последствие неправильного поведения в трезвом состоянии.
Как проходят собрания?
К 7 часам в подвальное помещение «Отчего дома» начинают подходить люди. Они рассаживаются за длинным столом, наливают чай, переговариваются между собой. Начинается собрание с универсальной молитвы: «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого». Далее ведущий напоминает о целях собрания: «Наша группа – это сообщество, объединяющее желающих бросить пить алкоголиков, которые делятся друг с другом своим опытом, силой и надеждой с одной-единственной целью – помочь себе и другим избавиться от алкоголизма и его последствий. Единственное условие для членства – желание бросить пить. Члены общества не платят ни вступительных, ни членских взносов». Дальше выбирают одну-две темы, по которой будут общаться, и каждый высказывается. Одно из главных правил здесь – не перебивать, не оценивать то, что сказал другой. Вопросы задавать на группе тоже не принято. А вот в конце, когда каждый высказался, любой может добавить возникшие по ходу общения мысли. Завершается собрание группы чаепитием, во время которого новички могут задавать вопросы, а «старички» просто поговорить. В общем, обычное неформальное общение.
Как работает организация
Один из членов группы анонимных алкоголиков «Покров» рассказал о работе организации.
– Допустим, у вас появился новый человек. Он алкоголик, он понял, что ему нужна помощь, он пришел к вам. Что происходит? Он приходит на собрание АА, или он сначала попадает в «Отчий дом»?
– Зависит от его склонностей, от того, каким образом он пришел. Есть доверие определенной части священства, и иногда алкоголика, пришедшего в храм, направляют сюда. Никто никогда ничего не делает с первого дня. С первого дня человек только знакомится, 90 дней требуется для того, чтобы привыкнуть. Далеко не все алкоголики ходят на группу каждый день, кто-то раз в неделю, кто-то 2 раза в месяц. Новичок ходит целый месяц и постоянно видит новых людей. На группе человек 5–7, но каждый раз кто-то новый. В конце концов он знакомится со всеми. Он слушает, что говорят люди. Кто-то работает по шагам, а кто-то занимается «сливом» – человек просто приходит и весь негатив, от которого пострадал в течение дня, приносит сюда. Но большинство уже привыкли, и мы не сильно страдаем от этого.
– Члены АА использовали другие методы лечения?
– Конечно. Каждый из нас прошел длинный путь. Кодировались, работали с психологами, лечились в наркодиспансере. Было лечение в областной больнице: алкоголиков лечили погружением в клиническую смерть. У нас был такой, продержался 5 месяцев после погружения, потом сорвался. У нас были программы «Отчего дома» – обеты трезвости, но это уже более православный путь. Надо быть достаточно зрелым человеком, чтобы принять этот обет. К сожалению, многие алкоголики приходят в церковь для того, чтобы избежать лечения.
– Почему вы не обращаетесь за финансированием извне?
– Кто платит, тот заказывает музыку. Если мы и так живем нормально, зачем нам еще кто-то? Сейчас в кассе у нас около 20 тысяч. На 8-летие мы заказали 8-килограммовый торт, на 9-летие мы планируем 9-килограммовый торт. Мы платим небольшую аренду, покупаем чай, сахар, литературу. А больше денег не нужно, иначе возникнут споры, куда их девать.
– У вас в обществе есть и мужчины, и женщины. Возникают ли между ними «нерабочие» отношения?
– У нас не поощряются браки, но все равно это происходит, но мы высказываем свое групповое мнение по этому поводу, что лучше бы вы этого не делали. Есть где познакомиться в других местах. 21 год я трезвый, за это время браков 12 вспомню, но ни одного реально сохранившегося. Все равно разбегаются со скандалами, перестают ходить на группу и чаще всего запивают заново. Мне кажется, что по одной причине: алкоголик – существо достаточно безответственное, и люди сходятся не для того, чтобы нести ответственность друг за друга и за себя, а для того, чтобы эксплуатировать друг друга. Поэтому ничего не получается. Традиционные семейные ценности подразумевают ответственность друг за друга, а не спекуляцию друг другом, поэтому ничего не получается.
– Обычно люди приходят к вам в каком состоянии? На 3-й стадии алкоголизма, или еще на 1-й?
– Большая часть пришли сюда в конце 2-й стадии. Поэтому тех, кто ходят к нам, иногда сманивают на другие профилактические методы и системы, но они не работают на этой стадии.
– А почему работа в АА эффективна? Ведь у всех разные истории?
– Когда ко мне первый раз пришел человек поговорить, я с ним общался минут 40. Говорил в основном я, и в конце он сказал такую классическую фразу: «Такое впечатление, что ты мне мою жизнь рассказал». Это болезнь, поэтому она примерно одинаковая. Примерно одинаковые социальные проявления.
– Чтобы попасть на собрание, нужно заранее записаться?
– Любой человек и его родственники могут прийти на собрание. Мы можем заранее сделать закрытое собрание для своих, чтобы решить какие-то административные вопросы, но если приходит человек, сразу все отменяется, все делается для этого человека.
– Бывают ли случаи, когда человек не хочет ходить на группу, а его заставляют родственники?
– Мы не можем загонять сюда человека, мы можем его только принять и делать какие-то действия, чтобы ему понравилось. У нас есть несколько человек, которых направили с наркологии: человеку негде жить, он хочет лечиться, и ему по социальным показаниям дают койко-место, минимальное медицинское обслуживание, и он там ночует. Сейчас это делают редко, раньше – чаще. А за это он ходит на группу АА ежевечерне.
– Как бросить пить?
– Один человек хорошо сказал: «Я думал, что сейчас брошу пить и стану другим человеком. А потом я понял, мне нужно стать другим человеком, и мне не нужно будет пить». В книге АА указано единственное настоящее препятствие для обретения трезвости – отсутствие честности. Даже сумасшедшие выздоравливают, если они честны сами с собой.