Ни витрины, ни вывески
Представительство компании OneСoin в Магадане находится в Автотэке, в небольшом офисном здании. Меня встречает Лидия Георгиевна, которой я звонил и просил устроить встречу. Как я позже понял, эта бабушка – один из распространителей информации о финансовой криптосистеме. Подходим к двери с надписью: «Горногеологическая компания». Внутри и есть офис представителей Onecoin. Здесь меня тут же берет в оборот ярко накрашенная женщина – главный вдохновитель идей и начинает довольно кустарную НЛП-обработку.
«Это криптовалюта с максимально возможной отдачей, – рассказывает она, рисуя цифры на доске,???– у вас есть возможность увеличить свой капитал в десятки раз». Смысл сказанного прост – зомбируя малопонятной информацией, человеку предлагают купить на выбор несколько пакетов обучения, которые якобы превратятся в криптовалюту – интернет-деньги. По ее словам, эти деньги постоянно растут в цене, и, вложив их сейчас, через год можно получить в 10–20 раз больше. При этом самими транзакциями они не занимаются, человеку помогают завести личный кабинет на сайте компании, а он уже идет в банк и превращает свои деревянные в криптовалюту.
Идут по соседям
Авторитетные СМИ называют систему OneСoin, придуманную болгаркой Ружей Игнатовой, глобальной финансовой пирамидой, вроде пресловутой МММ. Например, издание «cointelegraph.com», специализацией которого являются вопросы криптовалют, считает OneCoin явной аферой.
Но в нее верят, в том числе и в Магадане, причем группа риска – как раз люди пенсионного возраста, не владеющие интернетом. Им легко запудрить мозги и заставить вложить накопления в виртуальное ничто. Как мне заявили представители компании, в Магадане уже заведено около тысячи личных кабинетов, а значит именно столько возможных пострадавших. «ВМ» известно, что некоторые пенсионеры перевели в систему сотни тысяч накопленных рублей. Только вряд ли их получится вернуть. А бабушки-волонтеры и дальше смогут вовлекать в систему своих соседок и знакомых, пока дверь офиса не закроется для клиентов навсегда.