МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Александр Александров: Я думаю, надо уходить от сметного финансирования, в том числе – в муниципальных бюджетах и переключаться на более прогрессивный программный метод
Совет представительных органов местного самоуправления при Магаданской областной Думе впервые работал в новом формате – при участии глав представительных органов большинства муниципальных образований области. Ранее в состав совещательно-консультативного органа входили только руководители городского и районных депутатских собраний.
Вел заседание консультативно-совещательного органа председатель регионального парламента Александр АЛЕКСАНДРОВ.
Поскольку в повестке дня стоял вопрос об особенностях формирования областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, в заседании принимали участие члены Контрольно-счётной палаты Магаданской области во главе с Василием Соколовым.
Знакомя собравшихся с особенностями работы над главным финансовым документом, начальник регионального профильного департамента Валентина МОИСЕЕВА подчеркнула, что впервые областной бюджет сформирован на трехлетний период – на очередной финансовый год и плановый период. Но бюджеты муниципальных образований, как и прежде, будут формироваться сроком на один финансовый год. Эта норма внесена в Закон «О межбюджетных отношениях в Магаданской области». Валентина Андреевна обратила внимание также на то, что в соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации (от 03.12.2012 № 244-ФЗ) для муниципальных образований утверждено обязательное составление среднесрочного финансового плана.
Докладчик выделила еще одну особенность формирования бюджета на ближайшую перспективу. В соответствии с изменениями в Бюджетном кодексе РФ областной бюджет ко второму чтению будет сформирован преимущественно с применением программного формата. Сейчас государственные программы Магаданской области проходят процедуру согласования и утверждения.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют целесообразность и сроки перехода к формированию бюджета в программном формате.
В 2014 году и в среднесрочной перспективе один из главных приоритетов деятельности администрации области - необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы, в связи с чем предпринимаются значительные усилия, направленные на увеличение доходов областного бюджета, сделала акцент Валентина Моисеева. При том, что формирование проекта областного бюджета и местных бюджетов осуществляется в период снижения цен на драгоценные металлы и в условиях падения рентабельности золотодобывающих предприятий, замедления темпов роста экономики Магаданской области, а также при уменьшении размеров федеральной помощи (снижение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности).
Начальник департамента финансов познакомила руководителей представительных органов местного самоуправления с основными показателями по доходам и расходам областного бюджета на 2014-2016 гг.
С учетом прогнозируемого существенного сокращения нецелевой финансовой помощи из федерального бюджета в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов, проведена системная работа по оптимизации действующих расходных обязательств и перераспределению ресурсов на решение наиболее приоритетных задач, в первую очередь направленных на реализацию указов Президента РФ 2012 года.
Как и прежде, при формировании областного бюджета сохраняется его социальная направленность. Приоритетными направлениями бюджетной политики остаются расходы на здравоохранение, образование, социальную политику.
Также региональным трехсторонним соглашением между профсоюзным объединением, администрацией области и объединением работодателей с 1 сентября 2013 года размер минимальной заработной платы в Магаданской области увеличен до 14 550 рублей.
Расходные обязательства консолидированного бюджета территории на 2014 год учитывают и сохранение уровня дважды произведенного в 2013 году повышения заработной платы. Закладываются средства на реализацию майских указов президента по зарплате на 2014-2016 гг.
На очередной финансовый год сохраняются перечень и формы оказания социальной помощи. Будет продолжено финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей, ежемесячные денежные выплаты многодетным семьям, ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, почетным гражданам Магаданской области, т.е. реализация публичных обязательств, средства которых направляются на выплату льготным категориям граждан социальных гарантий.
В составе областного бюджета формируется дорожный фонд Магаданской области. Объем бюджетных ассигнований фонда на 2014 год составляет 722 млн. 886 тыс. рублей, на 2015 год – 829 млн. 857 тыс. рублей, на 2016 год – 869 млн. 600 тыс. рублей.
Помимо основных подходов к формированию областного бюджета на будущий год и среднесрочную перспективу Валентина Моисеева остановилась на межбюджетных отношениях с муниципальными образованиями области.
Они так же будут строиться с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства РФ и, следовательно, изменением бюджетных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по формированию доходов и расходов соответствующих бюджетов.
На федеральном уровне продолжается работа по разграничению расходных полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления и доходных источников между соответствующими бюджетами. В результате проводимых реформ повышается роль органов государственной власти субъектов РФ в реализации общегосударственных задач. При этом расширение перечня полномочий не сопровождается достаточным для этого увеличением доходной базы бюджетов регионов.
Так, с 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов в сфере образования отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных организациях.
Дополнительные расходы областного бюджета на 2014 год оцениваются в объеме более 1 млрд. 84,6 млн. рублей (на 2015 год – 1 млрд. 140,1 млн. рублей, на 2016 год -1 млрд. 225,5 млн. рублей). В связи с этим в целях сбалансированности региональных бюджетов на федеральном уровне приняты поправки в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие перераспределение 10% отчислений от налога на доходы физических лиц с местных в региональные бюджеты. Кроме того, недостающие доходы по областному бюджету на данные дополнительные расходы будут компенсированы за счет уменьшения с 10% до 5% норматива отчислений по налогу на прибыль организаций в бюджеты муниципальных районов (городских округов).
Исполнение полномочий в сфере общедоступного и бесплатного дошкольного образования в соответствующих муниципальных учреждениях будет осуществляться через предоставление из областного бюджета субвенций, отметила начфин. В этих условиях необходимо особое внимание уделить вопросам повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, создания условий для получения более высоких результатов в условиях рационального использования имеющихся ресурсов за счет их концентрации на проблемных направлениях.
Еще одна новация - с 1 января 2014 года 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, станут зачисляться в местные бюджеты по дифференцированным нормативам.
Размеры таких нормативов отчислений в местные бюджеты будут устанавливаться законом об областным бюджете на очередной финансовый год и плановый период, исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципалитетов. Одновременно решением представительного органа муниципального образования в местных бюджетах будут созданы дорожные фонды.
Как пояснила позже, отвечая на вопросы Валентина Моисеева, чтобы не распылять средства, поселения могут передавать району свои полномочия по дорожным фондам, вместе с деньгами.
В связи с сокращением поступлений из Федерального бюджета объем финансовой помощи муниципальным образованиям на 2014-2016 гг. тоже ожидают коррективы. Но запланированные объемы нецелевой финансовой помощи позволили довести бюджетную обеспеченность всех муниципальных образований области (как муниципальных районов (городского округа), так и поселений) в 2014 году до 90%, сократив показатель 2013 года всего на 5%. Аналогичный показатель планируется сохранить и на плановый период 2015 и 2016 гг. Сделано это, как подчеркнула Валентина Моисеева, за счет сокращения обеспеченности областного бюджета.
В 2014-2016 годах будет также осуществляться поддержка перевозок пассажиров автомобильным и авиатранспортом в труднодоступные населенные пункты Магаданской области. На эти цели в областном бюджете на 2014 год предусматривается около 160 млн. рублей.
Начальник департамента финансов ответила на вопросы членов Совета.
«Проект бюджета достаточно подробно и горячо обсуждался на депутатской комиссии, - завершая рассмотрение вопроса, сообщил коллегам председатель Совета представительных органов Александр Александров. - Похожая ситуация с бюджетом была у нас в 2008 году. Тогда мы пошли на отложенные бюджетные обязательства. Но сегодня у нас таких намерений нет. Все публичные обязательства, я думаю, мы сохраним».
Спикер парламента выразил свое мнение и о программном бюджетировании:
«Когда мы говорим о программах, то надо их не только в расходной части отражать, но и практически переходить на программный метод. Он всегда более экономен и более эффективен. На это нас нацеливает и президент страны. Я думаю, нужно вообще уходить от сметного финансирования, в том числе – в муниципальных бюджетах. И переключаться на более прогрессивный программный метод».
Александр Павлович отметил также, что налоговая служба региона вполне обоснованно прогнозирует серьезный недобор средств по налогам на прибыль, НДПИ.
«Но идти на секвестирование бюджета мы не можем, - заявил он. - Надо всеми возможными способами вытягивать доходную часть, балансировать бюджет, принимать достаточно неординарные меры. Я знаю, что губернатор намерен перейти на централизованный завоз топлива, включая все муниципальные образования кроме Магадана. Это должно повлечь сокращение расходов муниципалитетов на содержание организаций социальной сферы.
Для реализации намеченного будут внесены изменения в Закон «О перечне товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований Магаданской области».
Находясь в жестких условиях спада мировой экономики, необходимо также искать пути расширения производства», - подытожил председатель Магаданской областной Думы.
В решение Совета представительных органов местного самоуправления вошли рекомендации главам муниципальных образований области: при формировании проектов бюджетов на 2014 год принять комплекс мер по оптимизации расходов (в том числе - на содержание органов местного самоуправления) и минимизации дефицита местных бюджетов по причине ограниченности источников его погашения.
На заседании обсуждены также вопросы о совершенствовании региональной системы дополнительного образования детей (докладчик - начальник областного департамента образования Анжела ШУРХНО) и о состоянии и перспективах развития агропромышленного комплекса области (председатель регионального комитета сельского хозяйства и продовольствия Вера ДЫНДА).