Также видео можно посмотреть в социальных сетях Одноклассники и Вконтакте
- Юрий Федорович, в преддверии Дня Города хочется поговорить о как он рос и развевался. Вы – уроженец Магадана. Расскажите, на примере какого-то места, как он менялся, чтобы люди могли вспомнить и сравнить.
- Полвека – это не много, а 65 лет будет честно. Я родился в этом городе, и мы находимся в городском парке, который в 1957 году уже существовал: было много построено к этому времени, и я уверен, что в колясочке мама возила меня по этому парку. У меня есть фотографии, где я стою совсем маленький на руках у моего крестного, а этих деревьев нет, они еще совсем маленькие. Парк не просто из леса получился, его подсаживали, окультуривали. А эту эмблему: серп и молоты, знамена, звездочки - делал мой отец, когда работал строителем. Вообще я в семье один мэр, а мама и папа – штукатуры-маляры, они, по сути, построили весь город, и я, прикасаясь почти к каждому дому в Магадане, горжусь, что это создано руками моих родителей.
Парк для меня – памятное место и потому, что в 6 лет папа привел меня на городской стадион, где был замечательный каток, в первый раз в жизни, надел на меня коньки, у меня все получилось, и тренер меня взял сразу в конькобежную секцию. И я всю жизнь не расстаюсь с этим замечательным видом спорта. Поэтому каток для меня - это место встреч, первой влюблённости, катания за ручку с девушкой. Он был настолько востребован, что большого катка не хватило, и, примерно в 1969 году, там, где сейчас парк аттракционов, залили еще одну ледовую площадку, и тогда вроде всех удовлетворили этим замечательным видом отдыха – зимним катанием на открытом пространстве на коньках.
Тут был зоопарк: здесь жили два медведя, бурый и белый, были нерпы, лисы, волки. Он располагался примерно там, где находится сейчас ледовый дворец. Эта территория часто трансформировалась, там чего только не было: хоккейная площадка, танцевальный павильон, и автодром, потом все снесли и, наконец, сделали ледовый дворец.
Для меня в Магадане каждый уголок, что новостройки памятен и дорог. История Магадана, к которой в последнее время относятся еще более внимательно, чем раньше, потому что в 2021 – 2022 появились какие-то новые деньги в Фонде капитального ремонта, и мы видим, что наша улица Портовая стоит в лесах - это историческая улица. Мы ее рассматриваем как музейный экспонат под открытым небом нашего городского музейного комплекса, и, проводя экскурсии, экскурсовод, конечно, заводит гостей на нашу прекрасную улицу Портовую, которую воспел Вадим Козин, и не только он.
Каждый уголок и каждый цветочек – все это очень дорого, и все это связано с какими-то очень глубокими воспоминаниями, и порой даже вызывает слезу. Здесь были игры, здесь была дружба, здесь были битвы, здесь было всё, - именно на этих пространствах городского парка и на наших улицах. Поэтому все дорого здесь.
- Есть ли в городе проект, который вызывает у вас гордость, как у мэра, который воплощает то, что вы хотели сделать в юности?
- Магадан – город морской. Конечно, он начинался с бухты Нагаева, там был первый причал, туда приходили корабли с теми, кто строил Магадан, и с грузами, и там была первая станция узкоколейной железной дороги. Это было самое красивое место в Магадане, но заиндустриализованное и засоренное всяким хламом. Когда-то на телеканале «Россия» показали очень грустную передачу о городском парке, и начали именно с этих развалин, которые, были на первых линиях бухты Нагаева. И это было обоснованно, потому что все базы раньше находились ближе к морю, там хранились продукты и материалы, но время шло, все базы еще в советское время были перемещены в промышленную зону Магадана: это мучные склады на Солнечном, база Управления снабжения и сбыта, база Главснаба СССР, - все это перенесли, а заиндустриализованность осталась.
Я счастлив, что судьба меня свела с нашими архитекторами. У меня возникла идея принять участие в федеральном конкурсе проектов по совершенствованию городской среды. Когда мы разрабатывали проект, Людмила Терещенко, она теперь достаточно известна, взялась вместе с коллективом нашей муниципальной проектной группы разрабатывать парк «Маяк», и мы в 2018 году защитили этот проект, он получил диплом победителя и грант в сумме 100 млн рублей. Условия были очень жёсткие: нужно было за три месяца освоить деньги, иначе бы этого не было. Еще надо было привлечь инвестора, чтобы он что-то построил за свои средства – в данном случае кафе. На этом месте компания «Москва Фуд» отстроило это здание.
Я горжусь, что проект понравился премьер-министру. Когда Михаил Мишустин был в Магадане, он все увидел, и, когда Людмила Терещенко доложила о следующем этапе развития этой территории, он тут же принял решение, и его протокольно записали, о том, чтобы дополнительно выделить денег Магадану на обустройство парковки и спортивной зоны, которая практически закончена, и в День города состоится открытие.
Мы «взорвали» эту территорию в хорошем смысле слова: продолжили ее благоустраивать, дальше стало развиваться берегоукрепление, и не только оно, но и нижняя прогулочная площадка, и все это органично вплелось в площадку с «Косаткой», и где находится скульптурная композиция «Время». Мы пошли дальше с реновацией прекрасных фасадов на Портовом шоссе и на улице Приморской, и с перестройкой ул. Приморской, и идеей строительства 4-звездочной гостиницы «Азимут» на берегу, и ЖК «Нагаевский», и Центром «Премьер», и индустриальным парком «Рыбный порт». А началось все с простой, казалось бы, идеи: убрать все гаражи, снести все сараи, и сделать территорию красивой.
Сначала художник Наталья Ковалева увидела это пространство как художник, нарисовала, а дальше это трансформировалось в то, что мы сегодня имеем. Вот так хороший авторский коллектив: Наташа Ковалева, Людмила Терещенко, проектировщики, конструкторы нашего Техконтроля в команде со мной это сделали, и это – моя гордость.
Теперь парк «Маяк» - это бренд, его можно увидеть на футболках и куртках, и всем, кто сюда приезжает, он очень нравится, я думаю, этим можно гордиться.
Вторая моя гордость – мы заканчиваем строительство парка этнической культуры народов Северо-Востока «Дюкча». Это место уникально, и, я думаю, что в этом году мы его обязательно откроем. Его уникальность в том, что оно не заиндустриализовано, это дикое место, это река Дукча (в прошлом Дюкча), там можно ловить рыбу, и в море тоже можно, дальше можно пройти на лицензионный участок, а после него попасть на экологическую тропу до Черного ключа. Там можно встречать рассвет, а в парке «Маяк» - провожать закат. Сначала там делали нагорную канаву, а потом она стала дорогой, и в процессе реализации проекта она уже превращается в велодорожку. Наверху инвестор будет строить экоотель. Главное- надо с чего-то начать.
Поэтому такие крупные проекты, которые, я считаю, удалось воплотить, оставят след, и, когда я буду по парку прогуливаться в другом статусе, мне не стыдно будет посмотреть людям в глаза.
- Японская аллея – одно из любимых мест прогулок магаданцев. Как она появилась?
- Это тоже одно из мест, где в моем детстве люди гуляли так же в колясочками. Здесь был домик, напоминающий пагоду, но он со временем развалился, и его вынуждены были снести, потому что он представлял опасность. Он простоял лет 60, больше, чем тогда было Магадану. Город строился с 1929 года, а статус ему присвоили в 1939 году, но парк появился раньше, и к тому времени здесь проживало 30 тысяч человек.
Это место (где беседка – ред.) было свободным, и я встретился с Даниилом Шафеевым (генеральный директор «Модерн Машинери Фар Ист») сказал, что очень бы хотелось восстановить беседку, и она то ли японская то ли китайская, на самом деле это была смесь стилей. Он ответил, что возьмется, и компания «Модерн машинери» восстановит эту беседку. Вначале они хотели восстановить только ее, затем идея, как с парком «Маяк», начала развиваться и трансформируется, и дошла до того, что решили сделать японскую аллею. Ее открыли в Год Японии в России и России в Японии. Об этом есть информационный щит при входе в аллею.
Здесь очень любят гулять дети, тут есть сад камней, все сделано серьезно. Начали с того, чтобы вернуть беседку (она называлась в моем детстве «Беседкой лисички», а дальше была «Беседка зайчика»), затем появилась Японская аллея, благодаря нашим социальным партнерам, которые помогают развитию города практически на всех арт-объектах, которые мы делали: «Касатка», «мамонт» («Время»), памятник Летчикам Алсиба, скульптурная композицию Владимиру Высоцкому, - везде вы наблюдаем микс государственного и общественного соучастия.
- Всегда считалось, что северяне – люди особого толка, со своим характером, о котором складывались легенды. Сейчас мы наблюдаем довольно большую миграцию, многие уезжают, прибывают люди разных национальностей, разных привычек. Удается ли городу сохранить этот свой особый характер?
- У кого-то на выборах был слоган: «Сильные люди сурового края». Живут тут сильные люди, способные воспринимать все лишения и тяготы, связанные с погодно-климатическими условиями. В этом году отопительный сезон длился 295 дней, с ума сойти можно. Но люди, влюбленные в этот край, хотят, чтобы не только они жили тут, но остались здесь и дети. Не всегда правильно говорить: мол, ты здесь родился, и здесь должен умереть. Всегда было так, что люди сюда приезжали, и это в основном молодежь, из других городов и республик, и уезжали. Некоторые стройки были ударными комсомольскими, их строила вся страна: Билибинская АЭС, Колымсая ГЭС были ударными комсомольскими стройками Советского Союза, и даже птицефабрика «Северная», от которой ничего не осталось, была таковой.
Магаданская область всегда была трудонедостаточной территорией, как и сейчас, требуется порядка 20 тысяч человек дополнительно, так же, как и в те годы на большие стройки требовались люди. Кто-то приезжал работать и оседал на долгий промежуток времени, кто-то – на более короткий. В основном, конечно, уезжали туда, откуда приехали. Здесь создавали материальные блага, чтобы там жить.
Кто-то говорит, мол, деньги увозят. Всегда так было, не надо придумывать то, чего не было. Да, люди уезжают, но на их место приезжают другие. У нас хороший рынок жилья, много молодых. В 98-тысячном городе (тут почти 99 тысяч) у нас 38 тысяч человек в возрасте до 30 лет. Можно сказать, у нас молодой город. Подтверждение тому – наша программа 2Дом для молодой семьи». Если покупают тут жилье, то остаются. Я постоянно запрашиваю информацию с Сбербанке, чтобы понять, как выглядит ипотечный рынок.
В регионе 95% кредитов берут, чтобы купить жилье в Магадане. Это наша территориальная гордость: люди хотят здесь жить и работать. С каждым годом у нас все больше детей в первых классах. То есть значительная часть населения - это молодежь, они заводят семьи, детей, отправляют их в школы.
Я бы не стал драматизировать, что моя все уезжают. Не все и не сейчас, а когда-нибудь, потому что решили задачи, поставленные для Магадана, и уезжают в другие регионы. И эти убеждения, которые существовали: профессия – одна на всю жизнь и город для проживания - один на всю жизнь, - неправильны. Человек может менять профессию и место, где жить, по климату и здоровью, может уехать и потом вернуться, потому что здесь что-то появится.
Кто-то уехал. А кто-то и приехал, и таких примеров достаточно. У нас много врачей из Алтайского края, Читинской области, Забайкалья, Красноярского края. Приезжают молодые учителя из разных регионов России.
Магадан всегда был сложным городом, многонациональным, многоконфессиональным, здесь нужно очень осторожно управлять, и ни в коем случае не нарушить этот баланс, не мы его создавали, и не нам его нарушать. Всегда здесь жили в дружбе, во взаимопонимании, и подтверждение тому - наши общественные пространства, на которых мы проводим праздник «Территория дружбы», когда все вместе друг друга угощают, танцуют, поют национальные песни. Совсем недавно мы выделили помещение для образовательного центра азербайджанской диаспоре, нашли помещение и оформляем договор аренды для культурного центра армянской диаспоры. Все это в городе есть, все, кто здесь проживает, представители всех национальностей могут найти себе уголок, где могут вспоминать о своей большой Родине: мы для них – малая родина, а большая – это там, где они родились и где остались их родные и близкие.