МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. В министерстве образования и молодежной политики Магаданской области прошел «Круглый стол» с участием детского омбудсмена Дениса Павлика по теме: «Школьная медиация». В своем докладе он затронул ключевые позиции важности введения в образовательные учреждения таких служб.
«Так что же такое Школа примирения или как ее еще называют «Школьная медиация». Казалось бы что-то новое, и тут же возникают вопросы: «а надо ли?, кому это нужно?» Но оказывается, что медиативные технологии не так уж и новы.
Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут.
В частности, конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня. Формы реагирования на поведение окружающих, приемлемые в одной семье или национальной культуре, оказываются совсем неподходящими в условиях современной мультикультурной школы», - пояснил уполномоченный по правам ребенка.
Он добавил, что «порой взрослые втягиваются в конфликты или формируют у своих детей жесткие установки по отношению к «чужим».
«Сам конфликт может быть и не так страшен, если он не переходит в драку, ссору, насилие, разрыв отношений, если не происходит эскалация конфликта и втягивание в него других людей. Какой выход? - обратиться в школьную службу примирения – российскую модель школьной медиации (посредничество при разрешении конфликтов в образовательных учреждениях)» - пояснил Денис Павлик.
Цель службы – способствовать формированию и развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций и закреплению этого как культурной традиции.
Для ее осуществления работает команда взрослых и школьников разных классов. В службе примирения участникам конфликта предлагают сесть за «стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно договориться о взаимоприемлемом способе выхода из конфликта. Если подростки самостоятельно принимают решение, скорее всего, они его выполнят. Поскольку часто взаимопониманию мешают гнев, обида, предубеждение друг к другу, нужен нейтральный посредник (медиатор). Он подготовит участников к встрече и поможет им организовать конструктивный диалог. Встреча проводится только при добровольном согласии участников.
Сведения данной службы позволит:
Обидчику (подростку, совершившему проступок):
- осознать причины своего поступка и его последствия, принести извинения; загладить причинённый вред, вернуть
к себе уважение и восстановить важные отношения, которые, возможно, были нарушены в результате случившегося.
Потерпевшему:
- избавиться от негативных переживаний и желания отомстить, убедить в том, что справедливость существует.
Родителям и педагогам:
-помочь ребёнку в трудной жизненной ситуации, способствовать развитию
у него ответственного и взрослого поведения».
Участники круглого стола обменялись мнениями, поделились опытом разрешения конфликтов в общеобразовательных организациях и учреждениях среднего профессионального образования.
«Большинство участников пришло к выводу, что школьные службы примирения – действенный инструмент при разрешении спорных и конфликтных ситуаций» - подвел итог встречи Денис Павлик.