Председатель Центрального совета «Партии пенсионеров» Владимир Бураков также заявил «Свободной прессе», что темп старения у женщин с возрастом ускоряется, а у мужчин – замедляется. Поэтому во многих странах они выходят на заслуженный отдых раньше мужчин. А значит, и пенсионная реформа косвенно может вести к повышению смертности среди женщин. Необходимость работать после 55 лет косвенно приведет к учащению заболеваний и смертности, уверены эксперты.
А для северянок есть и другие неприятные новости. Они стареют быстрее ровесниц из центральных районов страны, и в этом виноваты климатические условия, а не какие-то недоступные жительницам холодных регионов косметические услуги. Организм не справляется со стрессом, который испытывает в экстремальной среде.
Зависимость старения от условий проживания исследуют многие ученые, и Север находится в зоне их пристального внимания. Так, в работе Инессы Чечеткиной («Особенности процессов старения трудоспособного населения на Севере») показано, что ускорение старения на Севере подтверждается заболеваемостью и смертностью от сердечнососудистой патологии у людей молодого и среднего возраста и несовпадением биологического и паспортного возрастов.
Ряд научных работ говорит о том, что необходимость адаптации к экстремальным условиям изменяет состояние сердца и сосудов, обмен веществ, под воздействием неблагоприятных факторов ухудшаются его приспособительные реакции головного мозга.
Исследования показывают, что у северянок 55-64 лет, по сравнению с жительницами средней полосы, наблюдается функциональное напряжение головного мозга и снижение его резервных возможностей.
Дистресс на Севере в принципе вызван постоянным высоким психоэмоциональным напряжением, это показано в трудах признанного специалиста в области полярной медицины и экстремальной экологии человека Вячеслава Хаснулина и его соавторов. (Дистресс — это чрезмерное напряжение, оно возникает при исчерпании механизмов адаптации при длительным негативным воздействии. Может вести к неврозам и психозам).
Ведущий научный сотрудник Института биопроблем криолитозоны СО РАН, доктор биологических наук, научный руководитель лаборатории нейропсихофизиологических исследований СВФУ Ольга Колосова в интервью «Русской планете» рассказала, что исследования на тему стрессового воздействия Крайнего Севера на человека начались еще полвека назад, уже тогда было доказано, что жизнь в условиях Севера вызывает изменения метаболизма и психоэмоциональной сферы.
«На Крайнем Север сильны геомагнитные возмущения, приводящие снижению обеспечения клеток кислородом, рецепторы работают по-другому, клетки медленнее «откликаются» на воздействия извне. Итогом становится глобальное нарушение метаболических процессов во всех органах и системах организма... Человек быстро утомляется, чувствует постоянное напряжение, ему трудно воспринимать информацию, у него замедляется мыслительная деятельность», - рассказала она.
При переезде на Север в период полярной ночи человек не может адаптироваться, у него обостряются все заболевания и проявляются новые.
Чтобы приспособиться, головной мозг должен активно работать. Но 90% информации ему нужно получать визуально, что нереально в условиях полярной ночи. Мозг развивает чрезмерную активность, и сам же ее не выдерживает. Возникает «запредельное торможение»: человек теряет способность думать и чувствовать, как раньше. Во время полярного дня на человека, напротив, обрушивается чрезмерный объем визуальной информации. Включаются защитные механизмы, и они ведут к тому же эффекту.
Отрицательное влияние белых ночей тоже доказано. Полярный день способствует повышенной выработке гормона мелатонина, а это вредно и способствует преждевременному старению.
Бессонница тоже опасна. Если женщина страдает ею даже раз в неделю, риск рака молочной железы увеличивается в 1,4 раза. При изменении продолжительности дня поджелудочная и щитовидная железы тоже начинают хуже работать.
«Кроме того, даже студенты, родившиеся на Севере, испытывают в 2–3 раза большее напряжение, чем их ровесники из европейской части России. И, кстати, еще такое замечание: тревожности, психоэмоциональным нарушениям, стрессам женщины на Севере подвержены в существенно большей степени, чем мужчины», - отмечает Ольга Колосова.
И даже «вахта» не является спасением. Начальный этап адаптации организма человека к условиям Севера занимает 6-12 месяцев, и завершается года через два. Вахтовики, по мнению ученого, разрушают свое здоровье, и перебираться работать на Север надо лет на 5–6. По этим причинам врачи советуют женщинам обзаводиться детьми не раньше, чем через два года после смены климатического пояса, добавляет она.
При переезде на Север нужно сначала определить состояние здоровья и понять, что у организма есть резервы, чтобы приспособиться к нему.
Это требует огромных усилий. К примеру, у северян сложился белково-липидный обмен веществ, который позволяет им выжить. От резкой смены образа жизни у людей обостряются болезни, скачет давление. Нормализовать давление медикаментами вряд ли получится. Спасением может стать, большая физическая активность, уверена доктор наук.