МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. В Галерее современного искусства в Магадане подвели итоги конкурса на лучший эскизный проект мемориала, посвященного подвигу личного состава 1-й перегоночной Краснознаменной авиадивизии ГВФ воздушной трассы «Аляска-Сибирь».
Им оказался проект магаданских художников Андрея Ковальчука и Константина Кузьминых. Второе место по количеству голосов занял проект Юрия Руденко, Владимира и Елены Колосовых, третье – эскиз петербуржцев Алексея Архипова, Николая Лущика и Григория Михайлова, сообщает РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ".
На четвертном месте оказался проект известного колымского мастера Алексея Вербицкого, на пятом – творческой мастерской из Белоруссии, на шестом – магаданца Константина Потороки.
Мнение жюри совпало с мнением горожан, которые оставляли свои отзывы в книге отзывов, посещая Галерею. Надо отметить, что имена авторов работ были скрыты, и зрители, как и члены комиссии, видели только сами эскизы и присвоенные ими номера.
Член жюри Владимир Мягков, член Союза художников России и один из ведущих художников Дальневосточного федерального округа отметил, что, несмотря на традиционность темы, все проекты разнообразны и имеют разную степень выразительности композиции, архитектурного соответствия и эксплуатационные качества будущего памятника.
«Самым важным, на мой взгляд, является сохранение нашей исторической памяти о Великой Отечественной войне, героизме нашего народа и дружественного нам американского, о подвигах, совершенных ими вместе, и это однозначно должно остаться в жизни страны. Другое дело - как эту память выразить. Для этого и проводятся конкурсы», - отметил он.
Член Союза художников России Виктор Вихлянцев выделил проекты, которые в итоге заняли 1,2 и 3 места, так как, по его мнению, они более полно отражают тематику и задание.
«Алсиб – это сотрудничество двух стран, благодаря которому пошел поток стратегических грузов через страну. Самолетов, которые изображены на остальных эскизах, много по всей стране, и в аэропортах, и в музеях. На мой взгляд, разместить мемориал нужно на 13-м километре, на въезде в город, это историческое место, и других равноценных вариантов у нас нет», - сказал художник.
Все члены жюри согласились с тем, что лучшее место для памятника – эту Аэропорта-13, где размещался запасной аэродром авиадивизии Алсиба.
«В этом месте находится историческое здание аэропорта, которое достойно иметь статус памятника архитектуры и культуры Магадана, кроме того, как мэр я смотрю, как можно реализовать проект и считаю его стоимость. Думаю, что предложение Ковальчука и Кузьминых вполне реализуем, кроме того, мы можем привлечь спонсоров на его реализацию», - уверен градоначальник Юрий Гришан. – У нас не так много арт-объектов, и этот памятник может стать одним из них. Кроме того, на этом участке трассы- идеальное для него место».
Мэр города рассчитывает, что и со стороны Аляски тоже можно будет получить помощь в создании мемориала.
«Мы знаем, что такое народная дипломатия, и как на самом деле к нам относятся обычные жители США, они знают, что это была наша общая победа», - добавил он.
Члены жюри высказались также в пользу того, что можно было бы объединить проект – победитель и тот, который занял второе место, принадлежащий авторству Руденко – Колосовых, который отличается особенной архитектурной выразительностью, динамикой, просматриваемостью с большого расстояния, монументальностю. При объединении проектов на фоне монумента с взлетающим самолетом могли бы стоять две фигуры авиатором в форме летчиков СССР и США, как символ взаимопомощи двух народов во время Великой Отечественной войны. Но последнее слово, конечно, за авторами.
Большое значение при выборе победителя имела и возможность реализации в сжатые сроки, доступность материалов и тип конструкции.
Как пояснил заместитель мэра Юрий Казетов, многие отмечают сходство победившего эскиза с памятником, установленным в Фэрнбексе, где стоял в годы войны 1-й перегоночный авиаполк.
«Считаю, ничего страшного в этом нет, так мы лишний раз подчеркиваем направленность народов друг к другу. Хотя на американском мемориале летчик в форме США отвернут от нашего», - сказал он.
Юрий Гришан напомнил, то четыре года назад была сделана реконструкция перелета по маршруту Алсиба, и тогда магаданцы познакомились с его организаторами.
«Беседуя с ними, мы поняли, что по пути следования авиадивизии есть много остатков самолетов, и настоящее крыло, может быть, реально найти для мемориала», - считает он.
Члены комиссии обсудили будущую высоту постамента, материалы, возможность обустройства сквера, и даже того, чтобы разместить на аэродроме в качестве памятников два-три бомбардировщика.
«Мы не знали имен разработчиков, и оценивали только сами проекты. Наши оценочные листы и показали, что с явным отрывом шел проект магаданских художников. Художники Андрей Ковальчук и Константин Кузьминых выполнили много работ для Магадана, и они уже знают наши возможности. – прокомментировал решению жюри мэр города. - Место для мемориала выбрано великолепное, это поворот к старому зданию аэропорта-13, который был запасным для участников перегоночной эскадрильи из Фээрбенкса на фронт. Стоимость памятника будет реальной. Летом будет сделана съемка, и, по возможности, проектно-сметная документация. Мы планируем сделать его народным памятником, в рамках подготовки к 75-летию Великой Победы в 2020 году. Для этого, как мы рассчитываем, привлечем спонсоров. Что касается крыла, то, уверен, Магаданский авиаремонтный завод №73 способен сделать и более сложные вещи, здесь уже восстанавливали самолеты, смытые паводков в 2014 году у клуба «Подвиг». Этот работа наполнит праздник идеологическим смыслом, и способствовать тому, чтобы отношения между Россией и США потеплели. Нас связывают историческое прошлое, и общие подвиги по имя разгрома общего врага. Думаю, у нас все получится».
Комментарии