Как отмечает глава муниципалитета, при принятии решения по анализу работы мэра города объективные данные депутатами учтены не были. Текст особого мнения приведен ниже:
Особое мнение по вопросу оценки деятельности главы муниципального образования «Город Магадан», мэра города Магадана за 2023 год
Руководствуясь пунктом 10 Положения о ежегодном отчете главы муниципального образования «Город Магадан» перед Магаданской городской Думой, утвержденного решением Магаданской городской Думы от 24.12.2021 № 84-Д, (далее – Положение об отчете) считаю необходимым выразить особое мнение по вопросу неудовлетворительной оценки моей деятельности за 2023 год, выраженной в решении Магаданской городской Думы от 07.06.2024 № 26-Д. Указанное решение поступило в мой адрес 10.06.2024.
Согласно действующему законодательству, в том числе пункту 2 Положения об отчете, отчет главы муниципального образования (далее - Отчет) должен содержать определенный объем информации, характеризующей деятельность муниципалитета по решению вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления, за отчетный год.
Отчет должен содержать также информацию о моей деятельности и деятельности мэрии города Магадана по решению вопросов, поставленных Думой, постоянными депутатскими комиссиями Думы, председателем Думы в отчетном периоде, достигнутые результаты (подпункт 10 пункта 2 Положения об отчете). Как установлено пунктом 3 Положения об отчете, в целях наиболее полного отражения указанной выше информации, председатель Думы не позднее 15 февраля направляет главе перечень поставленных в отчетном году вопросов. Перечень таких вопросов в мой адрес в 2024 году не поступал.
Мой годовой отчет за 2023 год - это отражение деятельности мэрии города Магадана, ее отраслевых (функциональных) органов, муниципальных предприятий и десятков муниципальных учреждений, чья работа направлена как на решение вопросов местного значения, так и реализацию переданных государственных полномочий. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено 56 вопросов в различных областях городского хозяйства, включая первоочередные мероприятия по организации стабильного жизнеобеспечения города, повышению его социально-экономических показателей.
Подведение итогов работы за год очень ответственный процесс, позволяющий отразить как достижения, так и недостатки в работе, проанализировать обстоятельства этому способствующие и сформировать планы деятельности, ориентированные на положительную динамику социально-экономического положения города, а также определить приоритетные направления деятельности главы муниципального образования. Эффективное взаимодействие всех органов местного самоуправления - залог такой положительной динамики. В то же время депутаты Магаданской городской Думы не воспользовались своим правом обозначить наиболее важные, либо проблемные вопросы городского хозяйства, что лишило меня возможности предоставить более развернутую информацию в рамках Отчета.
Обозначу свое мнение по ряду претензий к работе главы, высказанные уже в ходе заседания Думы.
1. Обращение с животными без владельцев.
Необходимо отметить, что полномочия по обращению с животными без владельцев относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и осуществляются за счет средств областного бюджета соответственно. Объективная оценка ситуации сохраняющегося количества безнадзорных животных на улицах города не свидетельствует о виновном бездействии органов местного самоуправления. Сохраняется отсутствие материальной базы для осуществления переданных отдельных государственных полномочий. Немаловажное значение имеет безответственное отношение заводчиков к питомцам, что является основным фактором роста численности безнадзорных животных.
Контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий в целом осуществляет Губернатор Магаданской области, профильные ведомства, а за исполнение таких полномочий по обращению с животными без владельцев – министерство сельского хозяйства Магаданской области. Указанным ведомством фактов бездействия как мэрии города Магадана, так и меня лично при осуществлении переданных государственных полномочий не выявлялось.
Основное регулирование отношений в области обращения с животными, в том числе животными без владельцев, осуществляется Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ. За шесть лет правоприменительной практики данного закона стала очевидной необходимость поиска новых путей решения проблемы, поскольку предлагаемые законом меры по отлову, стерилизации и выпуску в прежнюю среду обитания животных не имеют должного эффекта. Так в 2023 году закон претерпел изменения и расширил полномочия субъектов РФ в вопросах обращения с животными без владельцев. В настоящее время на территории Магаданской области формируется правовая база, предусматривающая дополнительные меры при решении обозначенной проблемы.
В течение отчетного периода мной лично неоднократно инициировались рабочие встречи в рамках деятельности Ассоциации «Совет муниципальных образований Магаданской области» по данной проблематике с целью выработки предложений по совершенствованию региональной правовой базы. Предложения по совершенствованию правового регулирования в указанной сфере, проекты нормативных актов направлялись в адрес Губернатора Магаданской области.
В настоящее время на территории города действует режим повышенной готовности органов управления и сил Магаданского городского звена Магаданской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ситуация взята под постоянный контроль, население муниципального образования «Город Магадан» оповещается о сложившейся обстановке через СМИ, информируется о возможных угрозах при контакте с животными без владельцев.
2. Демонтаж детских игровых площадок.
Относительно решения о демонтаже детских игровых комплексов считаю необходимым пояснить следующее. Требования, предъявляемые к монтажу и эксплуатации данных сооружений, ориентированы на защиту жизни и здоровья детей. Существующее нормативно-правовое регулирование как международных актов, признанных на территории Российской Федерации, так и национальных стандартов предусматривает необходимость незамедлительного прекращения эксплуатации по истечении срока службы установленного оборудования независимо от технического состояния последнего. Учитывая неудовлетворительное состояние игровых элементов, а также истечение срока их эксплуатации, мера по демонтажу оборудования обоснована и направлена на предотвращение возможного травмирования несовершеннолетних.
В настоящее время меняется подход к решению вопроса о размещении детских игровых комплексов на территории города в целях максимального удовлетворения потребности населения, при сохранении визуальной привлекательности общественных территорий города, обеспечении баланса потребностей различных возрастных групп детей и органичной интеграции игровых комплексов в имеющуюся жилую застройку.
3. Уборка междворовых проездов.
По вопросу несогласованности действий с управляющими компаниями по передаче на содержание междворовых проездов обращаю внимание на следующее. Указанные проезды включены в схемы прилегающих территорий, определенных постановлениями мэрии города Магадана. Данные документы являются обязательными к исполнению на всей территории города, находятся в открытом доступе на сайте мэрии города Магадана, в информационно-справочных системах, заинтересованными лицами не обжаловались. Предложения по изменению этих схем от заинтересованных лиц, в том числе управляющих компаний, не поступали.
Вместе с тем, учитывая наличие спорных вопросов, возникающих при содержании таких территорий, МБУ города Магадана «КЗХ» производит их уборку и ремонт. В настоящее время вопрос содержания спорных территорий является предметом рассмотрения судебных органов, это нормальная практика при осуществлении хозяйственной деятельности, и не свидетельствует о незаконном бездействии органов местного самоуправления.
Замечание Магаданской городской Думы в отношении контроля Губернатора Магаданской области за соблюдением плана уборки городских территорий нельзя признать корректным. Местное самоуправление в соответствии с Конституцией РФ входит в единую систему публичной власти.
Законом Магаданской области от 27.12.2013 № 1682-ОЗ закреплен особый статус города Магадана как административного центра Магаданской области, который обуславливает дополнительные функции, включая реализацию мероприятий, направленных на сохранение исторического облика города Магадана; участие в организации проведения мероприятий федерального и регионального значения в области культуры, искусства, спорта путем создания необходимых условий, связанных с информационным обеспечением мероприятий, оформления административного центра Магаданской области в период проведения указанных мероприятий, а также создания необходимых условий, связанных с приемом и размещением лиц, прибывших для участия в указанных мероприятиях.
Именно с этим связана заинтересованность Губернатора Магаданской области ходом реализации мероприятий по поддержанию надлежащего уровня благоустройства территории города, а не в связи с бездействием городских властей по исполнению указанных полномочий.
4. Асфальтирование и ремонт дворовых проездов, улиц и тротуаров.
В условиях ограниченных возможностей местного бюджета муниципалитет принимает все возможные меры и ежегодно наращивает объемы ремонта городских дорог, дворовых территорий и межквартальных проездов. Так, по сравнению с 2022 годом, в 2023 году объем отремонтированных дорог вырос на четверть и составил:
Наименование показателя | 2022 год | 2023 год | Темпы роста (снижения), % |
Асфальтирование дворовых территорий и проездов ведомственной целевой программы «Благоустройство дворовых территорий муниципального образования «Город Магадан» и муниципальной программы «Исполнение наказов избирателей депутатам Магаданской городской Думы», тыс. кв.м | 4,99 | 5,99 | 120,0 |
Асфальтирование в рамках подпрограммы «Столица» государственной программы Магаданской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Магаданской области», тыс.кв.м | 15,0 | 27,8 | 185,3 |
Капитальный ремонт улично-дорожной сети в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на территории муниципального образования «Город Магадан», тыс.кв.м | 27,99 | 34,2 | 122,2 |
Ямочный ремонт улично-дорожной сети, тыс. кв.м | 27,8 | 27,2 | 97,8 |
Итого | 75,78 | 95,19 | 125,6 |
В соответствии с формой федерального статистического наблюдения № 3-ДГ (мо) на территории муниципального образования «Город Магадан» по состоянию на 01.01.2024 доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения снизилась на 1 п.п., составив 16% от общей протяженности.
Учитывая высокую социальную значимость данного вопроса, мэрия города Магадана выступила с инициативой привлечения софинансирования бюджетов вышестоящих уровней для капитального ремонта городской улично-дорожной сети. В результате проделанной работы в Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития городского округа «Город Магадан» на период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.07.2023 № 2058-р, вошел п.33 «Приведение в нормативное состояние не менее 85% автомобильных дорог местного и регионального значения в агломерации г. Магадана», которым предусматривается ремонт основных магистральных улиц города Магадана в 2024-2030 годах на общую сумму 12,8 млрд рублей.
На территории муниципального образования в течении отчетного периода действовала муниципальная программа «Исполнение наказов избирателей депутатам Магаданской городской Думы», утвержденная постановлением мэрии города Магадана от 22.10.2020 № 3119.
Наказы избирателей являются одной из форм осуществления демократии, выражения воли и интересов жителей муниципального образования «Город Магадан» (далее - города Магадана) и, таким образом, участия их в решении вопросов местного значения, затрагивают широкий круг проблем социально-экономического развития, улучшения культурно-бытового и коммунального обслуживания населения, а также способствуют совершенствованию работы органов местного самоуправления. К приоритетным направлениям наказов относится в том числе асфальтирование дворовых территорий и проездов.
Указанные мероприятия, запланированные муниципальной программой в 2023 на сумму 14 054,463 тысяч рублей исполнены в полном объеме.
Резюмируя изложенное, хочу акцентировать внимание на следующем. Глава муниципального образования - лицо, обладающее особым публично-правовым статусом и добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, а также признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случае признания его деятельности неудовлетворительной.
Действующее законодательство не содержит показателей оценки деятельности главы муниципального образования, по отдельности или в их совокупности однозначно свидетельствующих об уровне ее эффективности или неэффективности. Депутаты вправе оценивать деятельность главы муниципального образования по своему внутреннему убеждению. В то же время, оценочный характер выносимого представительным органом решения должен предполагать при его принятии использование демократических процедур, учет различных факторов, и как минимум на основании объективных данных. Считаю, что депутатами при принятии решения объективные данные учтены не были.
Мэр Магадана Юрий Гришан.
Комментарии