Периодически в открытых источниках появляются сообщения о неправомерных переводах пенсионных накоплений граждан, восстановлением прав которых занимается прокуратура. Мы собрали информацию и разъяснения для читателей по этой проблеме и по другим актуальным вопросам пенсионной отрасли.
Как работал пенсионный рынок в период активного перевода накопительной пенсии в негосударственные пенсионные фонды? Что стало причиной масштабных переходных кампаний, что мотивировало людей менять страховщиков?
Средства пенсионных накоплений (или накопительная пенсия) с 2002 года формируются у граждан, родившихся 01 января 1967 года и позже. До 2014 года накопительная пенсия прирастала за счёт обязательных страховых взносов, которые уплачивал работодатель за своих работников, и дохода от их инвестирования. С 2014 года все взносы работодателя идут только на страховую пенсию работника, а накопительная пенсия прирастает исключительно за счёт инвестиционного дохода страховщика. Граждане сами выбирают: формировать им накопительную пенсию в ПФР или НПФ.
Самая большая активность НПФ по привлечению договоров обязательного пенсионного страхования (ОПС) пришлась на период 2015-2018 годов. Тогда фонды стали широко использовать услуги агентов — физических и юридических лиц. Среди них оказались и недобросовестные, обманом переводившие граждан между фондами: от введения в заблуждение до подделки подписей на договоре ОПС. Граждане часто и не знали, что их средства куда-то переведены. Вознаграждение агенты получали от НПФ: чем больше договоров, тем выше вознаграждение, и это было стимулом для мошенников. В итоге пострадали и граждане, средства которых переводились от одного страховщика к другому, и НПФы, платившие агентам вознаграждение, но так и не получившие лояльную клиентскую базу.
Проблема не осталась без внимания, как регулирующих госорганов — Центрального Банка РФ, Минтруда РФ, Депутатского корпуса, так и самих НПФ. Было введено дополнительное регулирование порядка заключения договоров ОПС, что обеспечило защиту граждан и их пенсионных накоплений от мошеннических действий. Очень эффективной была эта работа на Сахалине. Сегодня проблема неправомерных переводов нивелирована, но отголоски тех периодов возникают до сих пор.
Какие конкретно были приняты решения, обеспечившие в итоге защиту прав граждан?
Для решения проблемы неправомерных переводов за последние 3 года были введены нормативные требования и установлен ряд ограничений. Так, с начала 2019 года НПФ обязан информировать клиента как о самом порядке перехода, так и о возможных потерях инвестиционного дохода при досрочных переходах и сумме таких потерь. В 2020 году введён запрет на услуги агентов для заключения договоров ОПС и ограничено количество способов подачи заявления о переходе. Теперь такое заявление можно подавать только лично в ПФР или электронно через портал Госуслуг. В 2021 году Банком России утвержден Базовый стандарт финансовых услуг и объём информации для застрахованного лица при заключении договора об обязательном пенсионном страховании.
Результатом этой масштабной работы стало резкое снижение количества переводов пенсионных накоплений от одного страховщика к другому и отсутствие жалоб на неправомерные переводы. Так, в 2021 году в ПФР поступило около 133 тысяч заявлений о переводе средств, что сопоставимо с показателями 2020 года (129,8 тысячи) и в 2,6 раза меньше по сравнению с кампанией 2019 года (345 тысяч заявлений). А ведь ещё в 2018 году таких заявлений было подано около 2 млн. Снижение интенсивности переходных кампаний — позитивный тренд, сейчас люди совершают переход, тщательно взвесив все условия и оценив возможные потери, и мошенникам на этом рынке больше места нет.
Что делать, если гражданин узнал, что у него сменился страховщик?
Прежде всего — не паниковать, ведь накопления никуда не пропали. Сначала надо уточнить: каким образом его страховщиком стал этот НПФ. За 5 лет количество НПФ сократилось ровно вдвое — до 40. При этом фонды не закрывались — они присоединялись к НПФ с развитыми клиентскими сервисами и устойчивыми инвестиционными стратегиями, и, возможно, НПФ, с которым гражданин заключал договор ОПС, просто реорганизован. Официальная информация обо всех реорганизациях — на сайте Банка России.
Далее, надо выяснить: когда был совершён перевод накоплений, как работал НПФ и сколько начислил дохода. Сами НПФ активно борются за клиента, стараются обеспечить ему максимально выгодные условия. Сегодня, благодаря работе Банка России и самих фондов, рынок НПФ сделал большой шаг в надежности и устойчивости и предлагает разные пенсионные программы, позволяющие в очень благоприятном режиме формировать личный пенсионный капитал, используя при этом ещё и налоговые льготы.
Генеральный директор НПФ "БУДУЩЕЕ" Светлана Касина рассказала, какая работа проведена фондом, чтобы нивелировать последствия действий агентов:
"Мы не работаем с агентами с конца 2018 года, это принципиальная позиция управленческой команды, которая сменила прежний менеджмент фонда. Поэтому вы не увидите "свежих" историй о неправомерном переводе — всё, что попадает в суд и прокуратуру сейчас, это последствия событий 2016-2018 годов. Фонд строит взаимоотношения с клиентами на добросовестной основе, предоставляя качественные услуги и эффективное управление активами. Все самые востребованные услуги доступны для клиентов онлайн: обновление личных данных, обращение за назначением накопительной пенсии. На сайте фонда реализована возможность обратиться в службу финансового омбудсмена для решения спорных вопросов.
Мы рекомендуем не только своим клиентам, а всем раз в год проверять состояние пенсионного счёта и свой НПФ через портал Госуслуг в разделе "Извещение о состоянии лицевого счёта". Это позволит при выявлении ошибки или возникновении вопросов сразу обратиться в НПФ и оперативно решить проблему".
Комментарии