МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. В 1932 г. Совет Труда и Обороны принял постановление о введении регулярного воздушного сообщения с приисками треста «Дальстрой», в котором предлагалось Гражданскому воздушному флоту представить исчерпывающие материалы об организации регулярного воздушного сообщения на Северо-Востоке, обеспечить воздушные линии необходимыми самолётами, запчастями, горюче-смазочными материалами, а также лётным и техническим составом. Выполняя постановление СТО, Дальстрой приступил к строительству местных аэродромов для самолётов типа У-2. На берегу бухты Нагаева построили городок для авиаторов, где разместился штаб авиаотряда и ремонтные мастерские. В берег бухты выше приливной волны вбили стальные сваи для крепления самолётов, и аэродром был готов.
В октябре 1933 г. Нагаевский водный аэродром был передан из ведения Гражданского воздушного флота СССР Управлению морского транспорта Дальстроя. Ещё долгое время самолёты садились летом на воду, зимой на лёд.
В 1934 г. правительство выделило Дальстрою четыре самолёта. 29 декабря 1934 г. у причала морского порта Нагаево отшвартовался пароход «Уэлен», на палубе которого стояли укрытые брезентом отечественные самолёты П-5 и С-1. Этим же пароходом прибыл лётный и технический состав. Так началась история магаданской авиации, внёсшей неоценимый вклад в развитие производительных сил Северо-Востока нашей страны. Уже 5 января 1935 г. лётчик Д.Н. Тарасов и штурман М.Д. Меньшиков произвели первую ледовую разведку. С 27 февраля начались первые эпизодические перевозки пассажиров, почты и грузов из Магадана в Балаганное. 25 марта лётчик П.С. Карп совершил первый перелёт через Яблоновый хребет и посадку на реке Колыме в районе Среднекана. 28 марта Д.Н. Тарасов на самолёте П-5 вылетел на выполнение ответственного задания: связаться с «материком» по маршруту Магадан–Хабаровск. Через 13 дней, 9 апреля 1935 г., лётчик благополучно вернулся в Магадан. Путь от Хабаровска до Магадана занял 14 лётных часов. Авиаторы Дальстроя выполняли самые ответственные задания по доставке необходимых производственных грузов в глубинные пункты Колымы, проведению аэрофотосъемки. В первый год своей деятельности они перевезли 129 пассажиров, налетали 462 часа. Грузоперевозки составили 15 080 тонно-километров. С каждым годом воздушный транспорт приобретал на Северо-Востоке страны всё большее значение для удовлетворения нужд народного хозяйства.
В апреле 1938 г. Всеколымский совет Осоавиахима впервые выпустил лётчиков-учеников, подготовленных в Магадане, которые продолжили обучение в Хабаровской школе пилотов-инструкторов. 24 февраля 1939 г. вылетели из Москвы и взяли курс на Магадан два самолёта Дальстроя. Полёт продолжался 45 лётных часов. Его совершил экипаж в составе пилотов Н. Кузнецова, С. Добрынина, А. Фастрицкого, Н. Шаркова, штурмана М. Меньшикова, бортрадиста П. Кекишева и бортмехаников П. Моторнова и Ф. Родионова. Полёт проходил в труднейших метеорологических условиях. Были совершены посадки в Казани, Свердловске, Красноярске, Иркутске, Якутске и – в 15 часов 45 минут 11 марта – в Магадане. Это был первый полёт магаданцев через всю страну, он положил начало освоению дальневосточных линий. 31 марта 1939 г. экипаж Н.И. Кузнецова осуществил первый в истории Северо-Востока беспосадочный полёт из Магадана в Хабаровск. К 1939 г. относится и начало установления пассажирских воздушных связей с Москвой. В этом же году авиаподразделение Дальстроя было наделено правами самостоятельной хозрасчётной организации с производством капитальных ремонтов самолётов и двигателей, строительства жилых зданий, расширения ремонтных мастерских и строительства новых посадочных площадок. В начале февраля 1940 г. сдан в эксплуатацию аэродром на 13-м км основной трассы близ Магадана. В настоящее время здесь находится база малой авиации. Большой личный вклад в развитие колымской авиации в тот период внёс командир Магаданского авиапредприятия Ш.И. Шимич.
Значительную роль сыграл воздушный транспорт в развитии производительных сил края в годы Великой Отечественной войны. За четыре года войны авиаторы Дальстроя перевезли 19 680 пассажиров, доставили горнякам, геологам, строителям, рыбакам 5 680 тонн грузов. Общий тоннаж перевозок составил 8 370 тонн. В 1942 г. вступила в строй Особая воздушная трасса АЛСИБ (Аляска–Чукотка–Колыма–Сибирь–фронт) по перегонке самолётов из США в СССР. Часть трассы проходила по территории Колымы: в посёлке Сеймчан был построен аэродром для дозаправки и осмотра самолётов, в Гижиге, Магадане и Чайбухе – гидроаэродромы.
В послевоенные годы темпы хозяйственного освоения Северо-Востока возрастали с каждым годом, продолжала развиваться и северная авиация. С целью более эффективной организации лётной работы в марте 1949 г. авиаподразделение было реорганизовано в авиагруппу, в состав которой вошло несколько транспортных авиаподразделений, а в 1952 г. авиагруппа преобразована в Управление воздушного транспорта Дальстроя, которое возглавил Герой Советского Союза В.А. Борисов, в 1968 г. удостоенный звания «Заслуженный пилот СССР». С образованием 3 декабря 1953 г. Магаданской области авиация Дальстроя передана в ведение Главного управления Гражданского воздушного флота и на базе Управления воздушного транспорта создана Магаданская авиагруппа, первоначально вошедшая в состав Дальневосточного управления ГВФ, а с июля 1957 г. подчинённая непосредственно ГУ ГВФ. В начале марта 1954 г. открылось регулярное воздушное сообщение по маршруту Москва–Магадан. На самолёте Ил-12 полёт длился 48 часов. Авиарейсы совершались ежедневно с аэродрома на 13-м километре.
1960–70-е гг. – новый этап в развитии магаданской авиации. Парк пополнился передовыми типами машин, в том числе турбовинтовыми, открылись новые воздушные трассы, которые были оснащены современными средствами навигации и радиолокации. 12 января 1961 г. рейсом самолёта Ил-18 открылось регулярное сообщение по маршруту Москва–Магадан продолжительностью 14 часов 30 минут. 15 февраля 1966 г. на базе магаданской отдельной авиагруппы образовано Магаданское управление гражданской авиации. В этом же году состоялось массовое награждение авиаработников области за успешное выполнение народнохозяйственных планов по перевозке пассажиров и грузов и освоению новой техники.
С появлением на линиях Аэрофлота новых турбовинтовых и реактивных самолётов в конце 1950-х гг. было принято решение о строительстве нового аэродрома на 56-м км основной трассы в посёлке Сокол. 9 августа 1963 г. досрочно закончено строительство первой очереди взлётно-посадочной полосы, и с 10 сентября 1963 г. аэропорт «Магадан» начал регулярно принимать авиалайнеры Ил-18, Ан-10, Ан-12. В 1966 г. строительство аэропорта было завершено в полном объёме. 1 марта 1974 г. в Соколе открылся новый Магаданский аэровокзал, в котором одновременно могли разместиться 400 пассажиров.
Уже в начале 1963 г. руководством ГУ ГВФ было принято решение о перебазировании материальной части и личного состава 185-го лётного отряда из аэропортов «13-й км» и «47-й км» в аэропорт «Магадан–56-й км». 11 ноября 1963 г. 185-й ЛО был реорганизован в Магаданский объединённый авиаотряд (МОАО-1). 9 февраля 1973 г. командиру корабля Ан-12 Магаданского управления гражданской авиации А.Е. Турбину Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Социалистического Труда – единственному среди авиаторов области. С началом полётов современных магистральных самолётов Ил-62 и Ту-154 назрела необходимость в реконструкции взлётно-посадочной полосы и зданий наземных служб. Строительство было объявлено ударной комсомольской стройкой и завершено досрочно без прекращения полётов рейсовых самолётов. Первый Ил-62М из Москвы магаданцы встретили 13 декабря 1980 г. Теперь перелёт по маршруту Магадан–Москва длился чуть более семи часов. За достигнутые успехи Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1983 г. Магаданский объединённый авиационный отряд Магаданского управления гражданской авиации награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В соответствии с приказом Министерства гражданской авиации СССР от 16 июля 1991 г. №167 МОАО-1 был реорганизован с образованием отдельных государственных предприятий: «Аэропорт Магадан», «Авиакомпания "Магаданаэрогруз"», «Авиакомпания "Северо-Восточные грузовые авиалинии"», «Авиакомпания "Полёт"», «Авиакомпания "Колыма Авиа"», «Магаданский центр технического обслуживания "Авиатехника"» и «Авиамедицина». 22 июля 1992 г. открылась регулярная прямая международная пассажирская авиалиния Магадан–Анкоридж (Аляска, США).
Первый перелёт на самолёте Ту-154 совершили представители областной и городской администраций, СМИ, деятели культуры. Полёт длился четыре часа, это самая короткая из авиатрасс, связывающих два континента. 23 марта 1994 г. путём объединения компании «Полёт», Магаданского агентства по продаже билетов, наземного комплекса по техническому обслуживанию воздушных судов, медсанчасти, грузовой службы и центра по подготовке и переподготовке авиаперсонала аэропорта «Сокол» создано ФГУП «Авиакомпания "Магаданские авиалинии"». Являлась одной из самых крупных авиакомпаний России, обеспечивала ежегодно до 65% всех пассажирских перевозок в области. В 2004 г. монополия «Мавиала» на дальние перевозки оказалась разрушена приходом сразу нескольких авиакомпаний («Владавиа», «Дальавиа», «Красэйр» и др.), что отразилось на деятельности предприятия недозагруженностью, и, как следствие, задержками зарплат и отменой рейсов. С июля 2006 г. компания приостановила свою производственную деятельность. В июле 2007 г. суд объявил её банкротом.
В Магаданской области активно применяется малая авиация: в сельском хозяйстве, при тушении пожаров, для оказания экстренной медицинской помощи (санитарная авиация), для осуществления аварийно-спасательных работ. Незаменимы здесь самолёты Ан-2, вертолёты Ми-8. В 2011 г. возобновлено воздушное сообщение с Сеймчаном, с 2012 г. возобновились рейсы по маршруту Магадан–Сусуман, выполняемые компанией «Сибирская лёгкая авиация» на самолётах Ан-28.
В 2011 г. аэропорт «Магадан» установил очередной рекорд, обслужив более четверти миллиона пассажиров, в следующем году через аэропорт было перевезено около 9 тысяч тонн почты и грузов. Сегодня воздушные ворота Колымы обеспечивают стабильную связь с Владивостоком, Иркутском, Краснодаром, Москвой, Новосибирском, Петропавловском-Камчатским, Хабаровском, Якутском, Санкт-Петербургом, а также населёнными пунктами Северо-Восточ-ного региона и Чукотки: Омсукчаном, Северо-Эвенском, Анадырем, Кепервеемом, Омолоном. Основными партнёрами магаданской авиации являлись ведущие российские авиакомпании «Аэрофлот», «Трансаэро», «Якутия», «Сибирь», «ВладивостокАвиа», «ИрАэро», «Сахалинские Авиатрассы».
11 ноября 2008 г. состоялся первый рейс авиакомпании «Якутия» по маршруту Москва–Магадан–Москва на самолёте «Боинг 757-200».
В аэропорту «Магадан» после завершения реконструкции взлётно-посадочной полосы впервые приземлился современный авиалайнер такого класса. 6 марта 2013 г. авиакомпания «Якутия» открыла новый рейс по маршруту Магадан–Хабаровск–Магадан на российском самолёте нового поколения SukhoiSuperjet 100.
В 2013 г. Магаданская область выразила желание участвовать в проекте «Аэрофлота» по созданию объединённой Дальневосточой авиакомпании. В Магадане действует один из немногих в мире современный центр управления российскими и международными полётами, оборудованный спутниковой системой сопровождения воздушных судов, – филиал федерального унитарного предприятия «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» «Аэронавигация Северо-Востока». Обеспечивает круглосуточное управление воздушным движением в верхнем воздушном пространстве над всей территорией Северо-Востока России и восточной частью акватории Северного Ледовитого океана. Вводятся в эксплуатацию современные радиолокационные средства, новые типы радиостанций и радиоприёмников. 24 сентября 2008 г. центр посетил президент России Д.А. Медведев.
Роль воздушного транспорта – одного из основных видов транспорта для Магаданской области оценена по заслугам: в 1979 г. перед зданием аэровокзала в посёлке Сокол установлен на постамент самолёт Ан-12 с бортовым номером 11355 – один из первопроходцев северных трасс.