Развитие Дальнего Востока остается одной из приоритетных задач государства, в решении которой еще многое предстоит делать. О том, какие меры необходимо еще предпринять рассказал председатель Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона при Совете Федерации, сенатор от Магаданской области Анатолий Широков.
- Анатолий Иванович, вы недавно участвовали в пресс-конференции на тему, как привлечь людей на Дальний Восток. Какие выводы были сделаны?
- Я бы два основных вывода из этой дискуссии сделал. Первый - необходимо продолжать ту активную работу, которая сейчас ведется. Сегодня прекрасно зарекомендовали себя преференциальные режимы, которые опробованы на Дальнем Востоке. Режимы ТОР, Свободный порт Владивосток уже дают свои серьезные результаты. И это опыт уже тиражируется на всю страну.
Еще один положительный опыт, который на территории макрорегиона уже сработал – это механизм электронных виз для привлечения туристов. Благодаря этой мере на Дальний Восток въехало около 80 тысяч человек. Теперь этот механизм стал работать в Калининграде и Петербурге.
Еще один важный момент: если посмотреть на иностранные инвестиции в нашу страну с 2013 года, то можно увидеть, что более 30% - это капиталовложения в Дальний Восток.
- А куда в основном направляются иностранные инвестиции?
- В транспортную сферу, логистику, горнодобывающую отрасль. На Дальнем Востоке уже создано и работают более 250 абсолютно новых предприятий. Реализуется более 1600 инвестиционных проектов. Они в разной степени готовности (от проработки бизнес-плана до начала стройки), но уже существуют. Поэтому говорить о том, что в дальневосточном округе не сделано ничего - крайне неправильно. Сделано очень много, но деструктивная динамика, которая накопилась за предыдущие годы, сразу переломлена быть не может.
- А сколько должно пройти времени, чтобы жители Дальнего Востока на себе почувствовали улучшение экономической ситуации в регионе?
- Здесь трудно ответить "с точностью до миллиметра". Слишком кардинальный слом всех систем - от экономики до "социалки" - произошел в 1990-е. Поэтому сегодня фактически идет строительство нового Дальнего Востока. Туда, где раньше всем абсолютно управляло государство (от зарплаты до поставки необходимых материалов и направления специалистов), сегодня должен включаться бизнес при, конечно же, несомненно регулирующей роли государства. Сегодня власти - и федеральной, и региональной, и муниципальной - надо уметь серьезно взаимодействовать с бизнесом. Она, конечно, в большей части не должна подменять бизнес в строительстве или золотодобыче, например.
Но создать удобные условия работы для бизнеса и регуляторно защитить интересы жителей дальневосточных территорий власть обязана.
Есть и еще один аспект нашей дальневосточной жизни. Посмотрите, в наших федеральных и региональных СМИ весь массив информации, посвященный Дальнему Востоку, содержит крайне мало позитивных сведений о регионе. Часто вообще может складываться мнение о том, что здесь живут алкоголики, бездари и тунеядцы. Мы же знаем, что это далеко не так. Но такой способ подачи информации влияет на отношение к региону, на общественное мнение, на инвесторов.
Я думаю, нам необходим дальневосточный телерадиоканал, который создавал бы нужный позитивный контент, рассказывая о замечательных людях, которые здесь живут. Один зарубежный журналист сказал мне как-то, что он не увидел на Дальнем Востоке бездельников. Вот об этом надо говорить нашим СМИ. Не уходить от проблем, не прятать их, безусловно. Эти проблемы надо обсуждать, и чем шире круг обсуждения, тем вероятнее всего нахождение необходимых решений.
- Не пришло ли время государству подумать о регулировании цен на Дальнем Востоке?
- Здесь нужно очень осторожно. Уверен в том, что государственное вмешательство в эти отношения необходимо. Но я бы говорил не о регулировании цен или расходов населения. Я бы говорил о повышении его доходов. Смотрите, с 1967 года принципиально не изменялся перечень северных и приравненных к ним территорий. Поэтому сегодня очень большое количество наших территорий северные или приравненные к ним, но зачастую это территории, которые строго говоря находятся на юге. Такое бывает. И в этом смысле именно от этого зависит районный коэффициент и надбавки, которые получают люди, проживающие здесь. Эта система уже устаревшая и, к сожалению, долгое время не регулировалась. Сегодня она не соответствует тем реалиям, которые есть.
- Вы имеете в виду размер надбавок?
- Да. Я бы здесь подумал, каким образом создать преференциальные условия в оплате труда, в компенсации населению дороговизны жизни на севере. Тогда потребитель сможет выбирать на рынке то, что соответствует его потребностям и возможностям. Конечно, государство не должно допускать монополизма на рынке. Его обязанность обеспечить предпринимателям свободу деятельности, но деятельности добросовестной. Именно поэтому я - не сторонник регулирования цен на рынке, я сторонник государственных мер поддержки роста доходов населения. Сегодня, кстати, в Правительстве России такие меры обсуждаются.
- Экономика большинства регионов Дальнего Востока поддерживается дотациями, но несмотря на это отток населения с дальневосточных регионов продолжается. Есть идея не призывать молодых людей в течение 10-15 лет в армию, которые согласятся переехать жить на Дальний Восток. Как выдумаете такое предложение может дать эффект?
- Идея не нова на самом деле. Но, во-первых, есть Конституция, где написано, что защита Отечества является священным долгом граждан России. Во-вторых, у нас сегодня армия становится все более профессиональной. И актуальность службы по призыву снижается. Думаю, что в этом смысла нет, но есть смысл в том, что сегодня уже озвучено Президентом – это то, что молодые семьи на Дальнем Востоке будут получать ипотеку под 2%. Один из двух супругов должен быть моложе 35 лет. И жилье они должны покупать на территории Дальнем Востоке. Льготная ипотека касается и владельцев дальневосточного гектара, кто взял землю под индивидуальное жилищное строительство.
Сейчас выпускникам ВУЗОВ – врачам и учителям, если они хотят работать на Дальнем Востоке, увеличены подъемные. Вместо 1 млн рублей принято решение о 2 млн рублей подъемных. Это вдобавок к тем федеральным и региональным льготам, которые уже существуют.
То есть, молодежь должна реально в своем собственном бюджете почувствовать выгодность жизни на Дальнем Востоке. Поэтому я бы ставил во главу угла стимулы экономические.
- Насколько идет успешно программа дальневосточного гектара?
- Дальневосточный гектар уже получили порядка 75 тысяч человек. Основные пользователи программы – дальневосточники, кто взял гектар либо под жилищное строительство, либо под хозяйство.
Не нужно сравнивать эту программу со столыпинским переселением. Потому что гектар – это не про переселение, это про занятость, про бизнес.
Программа работает. Но с моей точки зрения, наступила пора расширять площадь предоставления гектара. Не один, а больше, земли у нас хватит. Уверен, у программы есть будущее.
- Дальний Восток обладает уникальными территориальными и природными ресурсами для развития туризма. Но задача, поставленная главой государства, пока не решена. С какими проблемами в этом направлении столкнулись?
- Проблемы две. Объективная – это слабость инфраструктуры, транспортной, гостиничной и тд. Путешествие на Дальний Восток начинается сразу с проблемы – с высокой стоимости авиабилета. Это очень серьезно. Поэтому без преференциальных режимов здесь сложно будет обойтись. Хотя и "плоские тарифы" Аэрофлота и программа субсидирования авиаперелетов сегодня позволяет частично решать эту проблему.
Есть проблема субъективная. Она заключается в том, что россияне парадоксально мало знают о Дальнем Востоке. Средний житель центральной части страны на вопрос, что такое Владивосток, Магадан, Эгвекинот, будет «плавать». Мы должны популяризировать дальневосточный регион. Вернусь здесь снова к мысли о дальневосточном телерадиоканале.
- Популяризировать Дальний Восток за рубежом тоже немаловажно… В таком случае, на каких условиях сегодня наши туристические российские фирмы участвуют на выставках в Юго-восточной Азии. Помогает ли как-то государство и должно ли оно помогать?
- На общих условиях участвуют. Думаю, чтобы подтолкнуть развитие туристической отрасли, нужно включать механизмы разного плана. Я бы говорил, например, о системе грантов для агентств, которые бы развивали какие-то направления (конкретный маршрут, конкретное место и тд), соответственно, с представлением возможностей рассказать об этом на туристических выставках национального и межгосударственного масштаба.
Это будет не поддержка всех подряд, а поддержка тех, кто работает и движется вперед. Механизмы грантовой поддержки довольно серьезно государством используются и в точку попадают.
Комментарии