МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников прокомментировал ситуацию в рыбной отрасли
16 апреля в Москве прошла Всероссийская конференция работников рыбопромышленного комплекса. В мероприятии приняли участие делегаты Магаданской ассоциации рыбопромышленников.
Одной из основных тем обсуждения ожидаемо стал законопроект о крабовых аукционах, стремительное прохождение которого по всем инстанциям для формального утверждения подтверждает худшие предположения рыбацкого сообщества о скором переделе отрасли как деле уже решенном.
О результатах конференции, настроениях рыбаков и прогнозах для колымского рыбохозяйственного комплекса в связи с грядущими изменениями рассказал президент Магаданской ассоциации, генеральный директор ООО «Тихрыбком» и ООО «Маг-Си Интернешнл» Михаил Котов.
- Михаил Николаевич, получился ли на конференции конструктивный диалог с властью, на который так надеялись рыбаки?
- Нет. На мероприятии не появились первые лица правительства и администрации президента, как ожидалось. Не было даже руководителя регулятора отрасли – Федерального агентства по рыболовству. Мы расценили это как серьезный сигнал: власть не интересует наше мнение и наши доводы по вопросу отмены исторического принципа распределения квот, и крабовые – только начало.
Запланированная акция по уничтожению отрасли продолжается и вступает в решающую стадию. Законопроект о внесении изменений в закон о правилах рыболовства, до последнего державшийся в секрете от профессионального сообщества, всего за месяц прошел процедуру согласований в правительстве, за две недели принят Госдумой, а на днях рассматривается в Совете Федерации.
- Участники конференции направили обращение к сенаторам с просьбой отложить вступление в силу закона и ввести переходный период.
- Да, направили, но иллюзий насчет того, что Совет Федерации внемлет рыбакам, уже мало кто питает. Созваниваюсь с магаданским сенатором Анатолием Широковым, он готовится выступить в защиту отрасли, однако его и, может быть, еще несколько голосов ничего не изменят. Решение наверху принято и пересмотру не подлежит.
Морские регионы к участию в обсуждении документа, кардинально меняющего деятельность целого сегмента экономики, не пригласили. Отрицательные заключения, выданные проекту Минэкономразвития, Министерством Дальнего Востока, Счетной палатой, Российским союзом промышленников и предпринимателей, оставлены без внимания. Опыт мирового рыболовства в расчет не принимается.
Не оправдались надежды на то, что хоть кто-то здравомыслящий, от кого зависит решение, нас услышит и прекратит этот фарс, который под занавес превратился в трагедию.
- Не слишком мрачно?
- Как есть. Рыбаки потеряны, не знают, как будут выживать, лишившись права работать в море, а это 6 тысяч рыбопромышленных компаний, больше миллиона работников. С семьями - 4,5 млн россиян, и все они сейчас оказались под угрозой остаться без средств к существованию.
Магаданские компании, к примеру, будут вынуждены уволить половину сотрудников. Около трехсот человек плюс семьи. Ощутимо это для Магадана или нет? Ощутимо будет для регионального бюджета потерять порядка 100 млн налоговых поступлений от рыбопромышленных предприятий?
На всех собрание произвело тяжелое впечатление. Расходились молча, не прощаясь. Как на поминках. Мне кажется, это и были похороны рыбной отрасли, здравого смысла и надежд на справедливость.
Ведь чтобы вести бизнес, что-то развивать, что-то планировать, да просто жить – нужно иметь представление о правилах игры, понимание того, что будет завтра. А у нас как в том анекдоте: «Задумался о завтрашнем дне: каким оно будет, завтрашнее дно?».
Беда в том, что кому-то (все знают, кому) приглянулась свободная, еще «не освоенная» отрасль, вернее, наиболее лакомый ее кусочек. О том, что крабовый промысел является донором остальных, менее рентабельных и откровенно убыточных направлений рыболовства, и без краба им не выжить, «глазастому» думать не интересно и, наверное, трудно.
- Куда занятнее и легче облить грязью рыбаков с телеэкранов.
- Какого только постыдного вранья не нагородили, в том числе про меня. И что постоянно в Таиланде живу (я там ни разу не был). И что условия работы на наших судах каторжные, человек погиб, а семья, оставшаяся без кормильца, бедствует.
Зрителю не важно знать, что этот человек устроился на судно по поддельному диплому, не только обманув нашу компанию, но и подставив экипаж, ведь по его вине мог погибнуть не только он, или что его семье мы уже выплатили больше 3,5 млн добровольно и по суду, а иски на возмещение морального ущерба от родственников все продолжают поступать.
«Честных детективов» и прочих «профессионалов», имеющих обыкновение пьяными заваливаться в офисы «рыбных мафиози» и хамить вместо ведения беседы, а затем выдавать в эфир несусветную чушь, мы приглашали на любое судно в любом море – пожалуйста, если не разбираетесь в морском промысле, но очень хотите о нем рассказать, сходите с нами в рейс, посмотрите, какой «легкий» хлеб у «браконьеров». Но желающих нет. Как и официальных извинений от государственных телеканалов, выливших по заказу все эти помои.
- Михаил Николаевич, вернемся к аукционам. На днях правительство обнародовало проекты подзаконных актов, поясняющих механизмы действия поправок в закон. Промысловиков они также ввели в ступор.
- Сложно отреагировать на них по-другому. Обязательным обременением для победителя на аукционе является строительство на российской верфи в течение 5 лет краболовного судна длиной не менее 50 м и стоимостью не менее 1 млрд руб.
А теперь внимательно следите за руками: в течение 30 дней после опубликования результатов аукциона победитель должен подписать с Росрыболовством договор на выделение квот. К этому моменту он уже должен иметь подписанный договор с отечественной судостроительной компанией, который уже должен быть согласован с Минпромторгом. При этом порядок согласования не утвержден. Вариантов для коррупционных действий – море!
Второй момент. Строить судно предписывается только по российскому проекту. В какое конструкторское бюро при этом обращаться, не уточняется. Я лично не знаю ни одного. Судостроительная отрасль в России находится в зачаточном состоянии, и это обстоятельство делает невозможным выполнение еще одного обязательного условия: строительства судна в пятилетний срок.
До конца текущего года запланировано продать с молотка 36 лотов крабовых квот. Следовательно, их покупатели должны будут построить 36 промысловых судов за ограниченное время на отечественных заводах, которых мало, и по отечественным проектам, которых нет. Не успеют построить в срок – отнимут квоты. Деньги, за которые они куплены, а также вложенные в строительство, естественно, никто никому не вернет.
- Что же будет с магаданскими компаниями?
- До конца года доработаем, а дальше… Шлем в правительство свои замечания и предложения. Продолжаем озвучивать свою позицию в публичном пространстве. Готовимся к аукционам. Сдаваться без боя мы не хотим.
Е. Ершов