Председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамова принял участие в работе Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» в Петропавловске-Камчатском. Он выступил перед участниками с предложениями о применении на территории Магаданской области особых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности, кроме режима Особой экономической зоны. Они должны повысить инвестиционную привлекательность региона и позволить ему действительно развиваться. Эти предложения были поддержаны участниками Ассоциации. По возвращении глава законодательного собрания Колымы рассказал о сути своих предложений.
Сергей Васильевич, Особая экономическая зона действует на Колыме довольно долго – с 1999 года. Это уникальный опыт для Дальнего Востока и страны в целом. Тогда экономика Магаданской области находилась в состоянии упадка, росла безработица, основные фонды предприятий были чрезвычайно изношены. Усиливался отток населения и, соответственно, терялся кадровый потенциал территории. С вводом режима ОЭЗ ситуация начала меняться к лучшему. В чем заключаются ее основные плюсы?
Действительно, за годы работы ОЭЗ на Колыме прекратилось падение валового регионального продукта, который вырос с 12 млрд. рублей до почти 100 млрд. рублей к настоящему времени. Инвестиции в основной капитал в Магаданской области за период 2000-2016 годов выросли с 2 млрд. рублей до 57 млрд. рублей. Именно участники особой экономической зоны сейчас обеспечивают 42% инвестиций в основной капитал в масштабах региона. В основном участники ОЭЗ сосредоточены в сфере добыче полезных ископаемых - 34% и энергетике - 30%.
В конце декабря 2014 г. вступил в силу Федеральный закон о продлении до 2025 года режима Особой экономической зоны в Магаданской области. Мы много писали о том, что был расширен перечень налоговых освобождений и сохранен льготный таможенный режим. Это было большим достижением, однако сейчас говорят, что этого уже недостаточно. Почему?
Таможенный режим предусматривает действие процедуры свободной таможенной зоны в границах Особой экономической зоны, то есть города Магадана. При этом иностранные товары ввозятся, размещаются и используются на территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов, без применения мер нетарифного регулирования. Это положение не распространяется на подакцизные товары.
За пределами границ ОЭЗ на всей территории области импортные товары могут использоваться участниками этого режима для собственных производственных нужд.
Налоговый режим устанавливает льготные особенности налогообложения для участников ОЭЗ, а именно освобождения в доле федерального бюджета от уплаты налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых. Обязательным условием является ведение раздельного учета доходов и расходов.
Льгота по налогу на добычу полезных ископаемых предоставляется участникам ОЭЗ, осуществляющим добычу полезных ископаемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Магаданской области. Не распространяются освобождения на углеводородное сырье и общераспространенные полезные ископаемые.
В настоящее время к перечню особых экономических зон на Дальнем Востоке добавились иные формы поддержки, такие как региональные инвестиционные проекты, территории опережающего социально-экономического развития, свободные порты. Но для участников особых экономических зон они запрещены. В регионе считают, что это не совсем справедливо. Как вы собираетесь решать эту проблему?
С учетом географических и экономических особенностей Магаданской области, ее инвестиционного потенциала, для максимального развития инфраструктуры региона и создания новых производств мы предлагаем учесть в режиме Особой экономической зоны все современные механизмы повышения инвестиционной привлекательности и темпов промышленного развития.
Какие из этих механизмов вы отметите как основные?
В первую очередь это применение пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, получивших статус участника Особой экономической зоны Магаданской области. Кроме того, мы добиваемся возможности применения режима свободной таможенной зоны в акватории морских портов, находящихся на территории Особой экономической зоны. Необходимо также упрощение визового порядка въезда, пребывания и выезда из Российской Федерации для иностранных граждан, прибывающих через пункты пропуска, расположенные на территории ОЭЗ Магаданской области.
Следует предусмотреть возможность уничтожения без помещения под таможенную процедуру уничтожения товаров в пределах ОЭЗ или вывоза с ее территории для этой цели товаров, ранее попавших под такую процедуру свободной таможенной зоны и пришедших в негодность.
Наконец, нужно создать правовую основу господдержки инвестиционной деятельности участников ОЭЗ, которая будет включать в себя и новые механизмы, касающиеся территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток. Это повысит активность предприятий и позволить ускорить развитие экономики Дальнего Востока.
Законодательная инициатива уже сформулирована?
Мы предлагаем внести изменения в Федеральный закон № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», включив в него меры господдержки с учетом новых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности. Это обеспечит поддержку инвесторов при минимальном количестве административных процедур, связанных с получением статуса участника (резидента) льготного режима, а также позволит реализовывать государственную политику по превращению Дальнего Востока в конкурентоспособный регион.
Наша цель - добиться для потенциальных резидентов права самостоятельного выбора формы одного из режимов осуществления предпринимательской деятельности, действующих на территории Дальневосточного Федерального округа.
Предложения главы законодательного собрания Магаданской области были единогласно поддержаны коллегами из других регионов. По итогам работы Ассоциации принята резолюция, которая будет направлена в Правительство РФ.