МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Спикер Магаданской областной Думы Сергей Абрамов обсудил вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на Совете законодателей Российской Федерации при Совете Федерации РФ, прошедшем в Санкт-Петербурге. Тема была поднята на заседании комиссии по вопросам экономической и промышленной политики, в которую входит председатель колымского заксобрания. Об этом сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в пресс-службе Магаданской областной Думы.
Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся к числу приоритетных направлений государственной политики. Так, по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2016 года Президентом Владимиром Путиным был утвержден перечень поручений Правительству в целях перехода страны к модели экологически устойчивого развития. Одним из главных направлений обозначено установление целевых показателей энергетической эффективности экономики в целом и по основным ее секторам, а также реализация комплекса мер по повышению такой энергетической эффективности.
Президиум Совета законодателей Российской Федерации отмечает, что в настоящее время сформирована нормативная правовая база, направленная на обеспечение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Тем не менее, она требует доработки, а ряд проблем пока остается нерешенным.
Стратегической задачей с точки зрения повышения эффективности использования энергетических ресурсов является формирование текущего и перспективного топливно-энергетического баланса (ТЭБ), обеспечивающего рациональную структуру производства и потребления энергии с учетом структуры экономики и регионального аспекта, текущего и перспективного спроса на энергетические ресурсы на внутреннем и внешнем рынках. ТЭБ должен являться информационной базой и основой для решения ключевых задач стратегического планирования.
«Для разработки взаимосогласованных прогнозных ТЭБ Российской Федерации, ее субъектов и отраслей экономики требуется единая социально-экономическая основа, то есть прогнозы социально-экономического развития страны, регионов, отраслей экономики. В этой связи имеется острая необходимость нормативной регламентации сроков, порядка и процедур разработки ТЭБ как на федеральном, так и на региональном уровнях», - пояснил Сергей Абрамов.
На заседании комитета было отмечено, что достижение стратегических целей по повышению энергоэффективности требует экономической мотивации, государственной поддержки в финансовой и налоговой сферах. Существует проблема значительного сокращения финансирования из федерального бюджета проектов и иных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Практически полное прекращение бюджетного финансирования подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», а также сокращение предоставления субсидий бюджетам субъектов для реализации на принципах софинансирования проектов и иных мероприятий затрудняет достижение заданного уровня снижения энергоемкости валового внутреннего продукта.
Особое беспокойство вызвала проблема отсутствия достоверной и полной системы учета потребляемых энергетических ресурсов, необходимой для объективного определения объемов взаимных обязанностей по оплате фактически поставленных энергетических и коммунальных ресурсов, составления достоверного баланса производства и потребления этих ресурсов, планирования развития и повышения эффективности систем коммунальной инфраструктуры, обеспечения прозрачности деятельности естественных монополий, снижения бюджетных расходов, технологических и коммерческих потерь.
«Без создания объективной и точной системы учета потребляемых энергетических ресурсов практически невозможно добиться снижения потребления и повышения эффективности использования энергоресурсов, снижения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, решения проблемы неплатежей за такие ресурсы. Возможным решением этой задачи может стать возложение на ресурсоснабжающие, сетевые и управляющие организации ответственности по организации учета объема и качества поставляемых энергетических ресурсов с возможностью дистанционного снятия показаний и автоматизированной обработки данных», - отметил спикер Магаданской областной Думы.
В целях улучшения системы расчетов населения за коммунальные услуги и поддержания платежной дисциплины Совет законодателей призвал рассмотреть вопрос по перечислению потребителями денежных средств ресурсоснабжающим организациям, минуя управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и других исполнителей коммунальных услуг через специальный субъект - единый информационно-расчетный центр, и оплате коммунальных услуг на основании единого платежного документа. При этом стоимость услуг единого центра должна быть экономически обоснованной и контролироваться органами государственной власти субъектов РФ. По мнению законодателей, это будет способствовать беспрепятственному поступлению в ресурсоснабжающие организации платежей за коммунальные услуги без задержек и в полном объеме, а также упрощению оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения.
«По итогам обсуждения Президиум Совета законодателей РФ решил признать необходимость дальнейшего совершенствования законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов», - подчеркнул Сергей Абрамов.
Правительству страны было рекомендовано провести оценку потенциала энергосбережения в изменившихся социально-экономических условиях и при необходимости скорректировать целевые показатели проекта Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года по снижению энергоемкости экономики мтраны в целом и в разрезе субъектов, а также отдельных энергоемких отраслей; для достижения запланированных проектом Энергетической стратегии целей и задач осуществить актуализацию индикаторов государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики», а также предусмотреть выделение в 2018 - 2020 годах необходимых средств из федерального бюджета на реализацию проектов и иных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Кроме того, высшему руководству предложили рассмотреть возможность привлечения и внебюджетных средств для реализации проектов по снижению энергопотребления зданий и сооружений, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в рамках механизмов энергосервисных контрактов и государственно-частного партнерства, а также иных источников и механизмов привлечения внебюджетного финансирования в сферу энергосбережения; подготовить предложения по включению в планы работы федеральных органов исполнительной власти и государственные программы субъектов РФ показателей в сфере популяризации энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бизнес-сообществе и среди населения.
Государственной Думе было рекомендовано продолжить работу по совершенствованию законодательного обеспечения стимулирования энергосбережения, в частности по вопросам стимулирования эффективности энергопотребления, повышения платежной дисциплины, уточнения достоверности системы учета поставляемых энергетических ресурсов.